НОВОСТИ

Сергей Цыб: наибольшее преимущество в области экспорта будет у компаний-производителей полного цикла

Минпромторг России принял участие в VIII Международном партнеринг-форуме Life Sciences Invest. Partnering Russia, открывшемся в Санкт-Петербурге 14 ноября. Представители ведомства и компаний-производителей обсудили планы по поддержке инноваций в области фармацевтической промышленности и развитию экспорта лекарственных средств отечественного производства.

Первый заместитель министра промышленности и торговли Сергей Цыб начал свое выступление в рамках форума с подведения итогов развития отечественной фармпромышленности за последние годы: «Отрасль взяла очень высокий темп развития в нашей стране. По итогам 2017 года объем фармпромышленности в России достиг 300 млрд. рублей, это говорит о том, что компании активно инвестируют в производственную сферу, формируют портфели и развивают новые направления для производства препаратов любой природы и сложности. Мы видим, как стремительно растет доля отечественных компаний в индустрии – в 2017 году, например, в сегменте госзакупок она составила более 30%. Компании активно продвигают собственные продукты и свою долю в денежном выражении в самых различных нишах».
По словам Сергея Цыба, с учетом достижений российского фармпрома Минпромторг России берет курс на инновационный путь развития, то есть поддержку разработок, финансирование клинических и доклинических исследований новых препаратов. «В перспективе нам важно интегрироваться в цепочку проведения исследований на глобальных рынках», - отметил Цыб. Представители министерства указали на то, что развитие отраслевой инфраструктуры должно происходить в комплексе, сочетающем такие направления, как инвестиции, образование, наука и высокие технологии. При этом системная поддержка инноваций в области фармпромышленности должна быть ориентирована на расширение присутствия российских продуктов на глобальном рынке. «Экспорт российской фармпродукции растет более, чем на 15% и это тоже своего рода активная платформа для будущего развития, которую мы планируем усиливать», - отметил Сергей Цыб.
По словам Директора департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Алексея Алехина, объем экспорта препаратов российского производства в 2017 году составил $700 млн., и одной из ключевых задач стратегии «Фарма 2030» является доведение этого показателя до уровня $2,8 млрд. в год. Представители министерства отметили, что развитие экспортного потенциала отечественной фармпромышленности требует плотного взаимодействия с другими ведомствами, в том числе с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Российским экспортным центром, а также с компаниями-производителями. Для эффективного продвижения отечественной продукции на новые рынки необходимо определить наиболее перспективные территории и востребованные ниши.
«Под экспортом мы сейчас понимаем как ближнее, так и дальнее зарубежье. Например, по числу выданных сертификатов на российскую продукцию лидирует Монголия. Но это не значит, что развитие фармпрома именно в этой стране – наш основной приоритет. Планируя выход на новые рынки, мы должны ориентироваться на их объем и потенциал роста, а также сложившуюся регуляторную базу, формировать спрос в тех странах, где мы можем получить результаты в достаточно сжатые сроки», - отметил Алексей Алехин. Совладелец холдинга «Герофарм» Петр Родионов согласился с необходимостью тщательного подхода в выборе стран для продвижения отечественной продукции. «Выбор стран, на которых мы должны концентрировать свои усилия, - один из ключевых моментов стратегии компаний в области экспорта. Мы проанализировали топ-30 государств, которые нам интересны с точки зрения рынка, ценообразования, потенциального спроса, и увидели, что в топ-10 стран этого перечня объем фармрынка составляет $3 млрд., в оставшихся странах перечня – только $100 млн. Это говорит о том, что мы должны сконцентрировать свои усилия на очень узком перечне стран и хорошо понимать ситуацию на этих рынках», - отметил он.
Одним из условий входа на наиболее перспективные рынки является соответствие продукции требованиям этих стран. Директор «ГИЛС и НП» Владислав Шестаков рассказал, что институт ведет сейчас масштабную работу по гармонизации российских подходов к GMP инспекторату в соответствии с требованиями других стран: «Мы активно развиваем инспекторат, активно участвуем в различных международных мероприятиях, формируем имидж инспектората».
Сергей Цыб отметил, что наибольшее преимущество в области экспорта будет у компаний-производителей полного цикла. «Такие компании могут управлять всей цепочкой от производства до поставок и имеют больший потенциал с точки зрения экспорта».