образование

«Совершенствуем мир силой своего мастерства»

1

 

Строительная отрасль является системообразующей отраслью экономики и крупнейшей сферой занятости, несмотря на это, крылатая фраза «кадры решают все» актуальна и для нее. Анализ показал, что отрасль испытывает острый дефицит квалифицированных кадров (инженерно-технического и рабочего персонала). Очевидно, что глобальные задачи увеличения объемов и повышения качества строительства могут быть решены путем создания современной, инновационной и технологичной системы подготовки кадров.

 

Какие задачи в этой связи стоят перед профессиональным образованием, с какими вызовами сталкиваются учреждения и в чем видят для себя «точки роста» – попытаемся ответить на примере ГБПОУ «Колледж архитектуры и строительства № 7».

 

2Директор ГБПОУ «Колледж архитектуры и строительства № 7» Сергей Владимирович Корсаков отметил, что проблема нехватки рабочих кадров актуальна для строительного комплекса столицы уже на протяжении трех десятилетий. Основными причинами ее возникновения являлись: падение престижности рабочих профессий, низкий уровень заработной платы, отсутствие связи между образовательными учреждениями и строительными организациями, нехватка практических навыков и производственного опыта выпускников и т.д. Правительство города Москвы, Департамент образования и науки города Москвы и Департамент градостроительной политики города Москвы уделяют особое внимание решению данной проблемы. Реализуя проекты «Профессиональное обучение без границ», «Юные мастера», «Обучение граждан предпенсионного возраста», проводя специализированные выставки, ярмарки профессий, профессиональные олимпиады, конкурсы профессионального мастерства, «Кружки от чемпионов», профес­сиональную ориентацию, организуя строительные отряды и т. д., мы сможем сформировать надежный кадровый резерв на ближайшие годы. Необходимо отметить, что строительному комплексу столицы нужны не просто рабочие кадры, а высококвалифицированные профессионалы. Повышение качества профессионального образования и уровня подготовки компетентных, творческих и высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям социального заказа общества – основная задача профессиональной образовательной организации.

 

3Для того чтобы вернуть и закрепить в сознании людей важность человека труда, говорит Светлана Васильевна Потапова, руководитель отделения Колледжа архитектуры и строительства № 7, необходимо проводить активную работу по повышению престижности рабочих профессий. Именно таким знаковым событием, способствующим популяризации рабочих профессий, является движение WorldSkills.

 
WorldSkills способствует повышению престижа рабочих профессий, мотивирует молодежь на достижение профессиональных успехов.

С 2014 года Колледж архитектуры и строительства № 7 принимает активное участие в движении WS, студенты Колледжа – участники, призеры и победители чемпионатов WorldSkills.

 

Студенты колледжа в составе сборной команды России приняли участие в Мировом Чемпионате WorldSkills International в Сан-Паулу в Бразилии в августе 2015 года, чемпионате EuroSkills Gothenburg – 2016 (01-03.12.2016 г.), Чемпионате WorldSkills International в Абу-Даби в 2017 году, Чемпионате EuroSkills в Будапеште – 2018, Чемпионате WorldSkills International в Казани – 2019.

 

4О динамике успехов говорят результаты достижений студентов колледжа. Если в 2015 году студенты колледжа принесли в копилку сборной команды Москвы на Национальном чемпионате две золотые медали по компетенциям «Сантехника и отопление» и «Столярные работы», то в 2019 году – 8 золотых наград.
На VIII Региональном чемпионате «Московские мастера» 2019 года по стандартам WorldSkills Russia команда колледжа (основная категория) завоевала 9 золотых, 4 серебряные и 1 бронзовую медали; юниоры 6 золотых, 2 серебряные и 2 бронзовые награды. Площадки колледжа посетили свыше 1500 школьников, которые, как надеются преподаватели и руководство Колледжа, придут учиться в Колледж архитектуры и строительства № 7 и станут достойными представителями строительной элиты города Москвы.

 

С каждым годом в России растет популярность международного некоммерческого движения WorldSkills. В настоящее время в движение включилась новая возрастная группа молодежи в возрасте 14-16 лет JuniorSkills, Future Skills и «Навыки мудрых» – возрастная группа 50+.
Колледж также принимает участие в чемпионате профессионального мастерства для лиц с ограниченными возможностями «Абилимпикс» по различным компетенциям.

 

Сегодня именно WorldSkills задает основные критерии подготовки и оценки знаний молодых специалистов.
Специализированные центры компетенций WorldSkills Russia (СЦК WSR) – первый шаг в формировании тренировочной инфраструктуры для подготовки конкурентоспособных команд участников Чемпионатов WorldSkills Russia по конкретной компетенции.

 

5На данный момент на базе Колледжа функционируют три региональных («Ландшафтный дизайн», «Столярное дело», «Облицовка плиткой») и один национальный («Малярные и декоративные работы») аккредитованные специализированные центры компетенций (СЦК WSR), обладающие современным оборудованием и технологиями, отвечающими требованиям WorldSkills, а также экспертами для осуществления обу­чения и оценки соответствующей квалификации. Статус СЦК национального уровня означает, что площадка имеет материальную базу, эффективные программы подготовки и участников-призеров национальных чемпионатов WorldSkills по профильным компетенциям. В Колледже архитектуры и строительства №7 в действующих специализированных центрах компетенций реализуются программы подготовки участников к чемпионатам по стандартам WorldSkills, программы переподготовки и повышения квалификации, проводятся мастер-классы, «Кружки от чемпионов» и демонстрационный экзамен по стандартам WS.

 

Колледж с 2017 года участвует в пилотной апробации демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia в рамках государственной итоговой аттестации. Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся колледжей – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.
В 2016-2017 учебном году в демонстрационном экзамене приняли участие 70% выпускников колледжа, в 2017-2018 учебном году уже более 90%, в 2018-2019 – 93%.
В подготовке квалифицированных кадров остро заинтересованы и сами работодатели – крупные строительные предприятия и организации города.

 

6Колледж архитектуры и строительства № 7 активно сотрудничает с Департаментом градостроительной политики города Москвы, который оказывает Колледжу помощь в организации предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами производственных стажировок для мастеров производственного обучения и преподавателей. Все сотрудники Колледжа в обязательном порядке проходят обучение на строительных объектах, в том числе строительных площадках, реализующих программу реновации жилищного фонда, которая направлена на формирование нового, современного облика Москвы.

 

На сегодняшний день у Колледжа более двадцати крупных социальных партнеров, которые принимают самое активное участие в жизни образовательного учреждения, в разработке его основных образовательных программ и программ производственных практик. Сегодня строительные компании, принявшие на себя функции партнеров образовательного учреждения, понимают, что во время обучения в колледже студентам необходимо посещать строительные площадки, изучать новейшие строительные практики и технологии, осваивать начальные практические азы специальности. В настоящее время образовательные учреждения получили возможность своевременно реагировать на спрос строительного рынка, корректируя перечень особо востребованных профессий и специальностей и материально-техническую оснащенность мастерских, полигонов и лабораторий.

 

7Одним из направлений по решению кадровой проблемы является целевая подготовка специалистов. Практика показывает, что в этом случае повышается уровень подготовки специалистов, мотивируемость студентов и их ответственность за качество получаемого образования. Контракты на целевую подготовку заключены на подготовку по специальностям «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» и «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В рамках заключенных контрактов с предприятиями ежегодно в колледже по очной и заочной формам обучения проходят обучение свыше 150 слушателей.

 

Совершенствование форм образовательного процесса – один из путей повышения качества подготовки кадров, так как к выпускникам Колледжа предъявляются высокие требования при устройстве на работу. Они должны уметь адаптироваться в современном мире: им нужны не только полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя компетентными людьми, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в новом трудовом коллективе. Достичь поставленных целей помогает использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, таких как: технология уровневой дифференциации обучения; групповые технологии; технологии компьютерного обучения; технология проблемного и исследовательского обучения; технология модульного обучения. Преподаватели колледжа из широкого перечня инновационных методик выбирают наиболее подходящую для достижения эффективного результата.

 

В рамках реализации городского проекта «Эффективный учебный план московского колледжа» Колледж архитектуры и строительства №7 разработал принципы реализации основной профессиональной программы среднего профессионального образования специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по обеспечению эффективности образовательного процесса, в том числе: внедрение электронного обу­чения, дистанционных технологий, ведение проектной деятельности, передачи части программы на самостоятельное изучение. Первый набор студентов для обучения по программе «Эффективный учебный план» планируется провести в 2020 учебном году.

 

8Начиная с 2018-2019 учебного года в Колледже реализуется проект «Профессиональное обучение без границ» для учащихся общеобразовательных школ. Проект входит в систему дополнительного образования. К реализации проекта привлечены высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения Колледжа. Обучение по профессиям «Столяр», «Рабочий зеленого хозяйства», «Садовод», «Цифровой куратор», «Декоратор витрин», «Фотограф», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Чертежник» проходит в территориальной близости от близлежащих школ, участвующих в проекте. Разработаны четыре программы в соответствии с ЕТКС и профстандартами по профессиям. Программы прошли согласование с работодателями. На данный момент сформированы группы, общий состав контингента которых составил 774 человека.

 

Проект «Юные мастера» предполагает проведение уроков технологии для школьников на профильных площадках, в мастерских и лабораториях Колледжа. Производственная среда Колледжа архитектуры и строительства №7 дает каждому школьнику возможность овладеть практическими умениями и навыками, используя современное высокотехнологичное оборудование. Проводят уроки технологии опытные мастера производственного обучения.

 

В проекте «Юные мастера» в 2019/2020 учебном году приняли участие 486 школьников из таких образовательных организаций как ГБОУ СОШ 236, 1590, КШИ №1, 1159, СКОШИ №52, 218.

 
С 2016 года в Москве реализуется проект «Кружки от чемпионов», в рамках которого победители и призеры Национальных чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills Russia, показавшие высокие результаты и получившие призвание профессионального экспертного сообщества WorldSkills, на площадках столичных колледжей делятся практическими навыками и умениями со школьниками, студентами и их родителями. В КАС №7 таких кружков 4: «Сантехника и отопление» под руководством победителя Национального чемпионата WorldSkills Милевского Никиты, «Ландшафтный дизайн» под руководством призера европейского чемпионата и участника мирового чемпионата WorldSkills Плахотнюка Глеба, «Производство металлоконструкций» под руководством победителя национального чемпионата WorldSkills Russia Борисова Кирилла.

 

– Два года назад мы провели общественную аккредитацию образовательного учреждения и основных образовательных программ строительного профиля, – отмечает директор КАС№7 Сергей Владимирович Корсаков. – И я могу сказать, что наши социальные партнеры отметили совершенство материально-технической базы образовательного учреждения, качество образовательных программ и качество подготовки специалистов.

 

Коллектив колледжа в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах – Лауреат Гранта Мэра Москвы в сфере образования за создание развивающей среды для обучающихся, обеспечивающей возможности их социализации и творческого развития.

 

Колледж второй год подряд входит в ТОП-100 лучших образовательных организаций Российской Федерации Движения «Молодые Профессионалы» (WorldSkills Russia).
Ежегодный выпуск составляет 350-400 человек. Естественно, что удовлетворить полностью потребности строительной отрасли Колледжа архитектуры и строительства №7 не сможет, но его коллектив старается внести свой посильный вклад в общее дело – развитие кадрового потенциала строительного комплекса города Москвы.