образование

Метапредметные компетенции: деловое взаимодействие будет успешным

1

 

Одной из целей современного профессионального образования является формирование у молодых людей метапредметных компетенций делового взаимодействия.  Как считают в Московском колледже бизнес-технологий, наиболее полно навыки soft skills развиваются в условиях дополнительного образования.

Владимир ДЮНОВ, Наталия ДОЛАПЧИ

 

О метапредметных результатах

2Проблема метапредметных компетенций в дополнительном образовании назрела достаточно давно. Какой уровень знаний, навыков и способов их демонстрации предъ­явит слушатель по окончании курсов ДО в ответ на требования современного рынка труда? – Это центральный вопрос метапредметной парадигмы.

 

Наиболее полный ответ на него дают Чемпионаты профессионального мастерства, в первую очередь, проводимые по стандартам WorldSkills*, которые, с одной стороны, конституируют опыт успешной социальной адаптации, с другой – бросают новый вызов сложившимся профессиональным традициям.

 

Именно это постоянное чередование старых и новых профессиональных парадигм, возникающих вследствие все обновляющихся требований рынка труда, заставляет ставить перед дополнительным и профессиональным образованием необходимость уточнения содержания, обновления форм и методов процесса обучения.

 

2Таким образом, предполагается, что наряду с основной профессиональной подготовкой в рамках дополнительного образования современный студент должен обладать высокоразвитыми навыками эффективного делового взаимодействия и тем самым значительно повысить свою востребованность на профессиональном рынке.

 

Как реализовать эту цель? Ответ на этот вопрос, как считают в Московском колледже бизнес-технологий, заключается в создании особой образовательной среды, основанной на интегративном подходе: профессиональное образование – интерактивные методы обучения – внедрение в образовательную практику специальных модулей, акцентирующих внимание на формировании надпредметных компетенций делового взаимодействия. Все эти новые организационные решения, считают в руководстве образовательного учреждения, способствуют наиболее полному раскрытию способностей студентов.

 

*WordSkills – международное некоммерческое движение, направленное на повышение статуса и популяризацию рабочих профессий, повышение стандартов профессиональной подготовки и квалификации посредством проведения международных соревнований по всему миру. На сегодняшний день в движении принимают участие 80 стран.

 

3В настоящее время существуют различные классификации ключевых компетенций. На наш взгляд, стоит выделить следующие из них: общекультурная компетенция (способность жить в поликультурном обществе, умение жить с людьми других культур, уважение других языков, религий); учебная компетенция (включает устную и письменную коммуникацию, изучение иностранных языков, навыки логической, методологической, общенаучной деятельности, умение владеть приемами действий в нестандартных ситуациях); информационная компетенция (владение вычислительной техникой, понимание способов ее применения, способность искать и анализировать информацию, сохранять и использовать ее в дальнейшем); профессиональная компетенция (умение развивать профессиональные навыки, способствующие росту продуктивности деятельности, выявлению и овладению методиками и технологиями профессии, усовершенствование профессионального мастерства); самосовершенствование (способность учиться в течение всей жизни, осваивать способы физического, духовного и интеллектуального развития).

 

4Вышеперечисленные компетенции важны для обучающихся разных уровней образования, в том числе обучающихся дополнительного образования.
Этот тезис Московский колледж бизнес-технологий намерен доказать на примере собственного опыта, и первым шагом к тому стало предпринятое не так давно пробное тестирование. На выходе этого исследования предполагается лично убедиться в более высоких, по сравнению со стандартными образовательными формами обучения, навыках делового взаимодействия. Окончательные выводы еще предстоят. Но уже сегодня руководитель Колледжа уверен, что система дополнительного профессионального образования с ее постоянной сменой площадок, педагогического состава, групп поддержки, оппонентов, а также различными задачами и методами их решения способствует более успешной социализации и профессиональной адаптации ребят. Соответственно – и получению более высоких навыков делового взаимодействия.

 

Профессиональный мир без границ

Результаты предстоящего исследования планируется продемонстрировать на примере обширной программы профподготовки, которая включает в себя девять основных проектов столичного Департамента образования и более двадцати собственных.

 

5Наиболее масштабным среди них является проект «Профессиональное обучение без границ», реализуемый на протяжении ряда лет столичным Департаментом образования.

 

В рамках этого проекта более двух тысяч учеников из 37 московских школ (сегодня 51) в прошлом году обучились, сдали экзамен и получили свидетельства о рабочей профессии или должности служащего по таким направлениям как: оператор электронно — вычислительных и вычислительных машин, агент банка, агент страховой, консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор), кассир-эксперт; оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом (направление открыто в этом году).

 

ГБПОУ города Москвы «Московский колледж бизнес-технологий» –одно из старейших столичных образовательных учреждений среднего звена, реализующее специальности IT и экономической направленности. Такие как: информационные системы и программирование, обеспечение информационной безопасности и автоматизированных систем, прикладная информатика, сетевое и системное администрирование, финансы, экономика и бухгалтерский учет, банковское дело.

 

6Кроме того, в рамках дополнительного образования Колледж предлагает подросткам пройти обучение по направлениям: разработчик виртуальной и дополненной реальности, управление беспилотными летательными аппаратами, робототехника, криптографическая защита информации (СКЗИ), Интернет вещей, разработка мобильных приложений на платформе «1С:Предприятие 8», разработка мобильных приложений на языке Java, графический дизайн (Photoshop) и др.

 

Предмет особой гордости Колледжа представляют циклы выездных занятий в организации социальных партнеров. Такая активная форма включения в профессиональную среду позволяет «пощупать» профессию, и это знакомство, как показывает практика, не всегда заканчивается приятными открытиями. Разочарования молодых людей в выбранной профессиональной компетенции не редки, и этот факт можно также отнести к вопросу формирования навыков деловой коммуникации. Ведь они (навыки) включают в себя, в том числе, и такие психологические моменты как восприятие профессии, осознание своей роли в ней и возможность честно ответить на эти отнюдь не простые даже для взрослого человека вопросы.

 

6Хорошо понимая это, руководство Колледжа бизнес-технологий делает все возможное, чтобы необходимый диалог с ребятами состоялся и не ограничивался бы исключительно передачей профессионального опыта. В Колледже постоянно организуются различные коуч-сеты, мастер-классы, целью которых является дать панорамное представление о профессиях, познакомить с последними тенденциями на рынке труда и подготовить молодых людей к его вызовам.

 

 

Про KidSkills

Поясним, что речь, в том числе, идет о 6-9-летних детях, которые в рамках дополнительного образования и подготовки к Чемпионату KidSkills приезжают сюда из разных районов Москвы.

 

7Подготовка ведется в течение нескольких месяцев и включает в себя форсайт-сессии, курсы повышения квалификации для педагогов и специальные мастер-классы и системные занятия. Как правило, заявки на участие в этих мастер-классах в несколько раз превышают предложение.

 

Еще одно новое – стоящее особняком – направление дополнительного образования КБТ – это обучение старшего поколения москвичей. В его рамках реализуются такие проекты как «Московское долголетие», а также утвержденная Правительством РФ в 2018 году специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для граждан предпенсионного возраста.

 

8– Для участников «Московского долголетия» в Колледже организованы занятия по английскому языку, компьютерной грамотности, рисованию, скандинавской ходьбе и общей физической подготовке, вокально-инструментальный ансамбль, хор, – рассказывает заместитель директора по оценке качества образования КБТ Дина Александровна Жесткова, – Граждане предпенсионного возраста (мужчины 56-60 лет и женщины 51-55 лет), а также все, кто имеет право на досрочную пенсию, могут освоить здесь профессии: эксплуатация беспилотных авиационных систем, предпринимательство, веб-дизайн и разработка. Обучение ведется по стандартам WorldSkills и предполагает итоговый демонстрационный экзамен, который поможет специалистам старшего поколения повысить свою конкурентоспособность и мобильность на современном рынке труда. Принципиальный момент: обучение ведется в малых группах по 12 человек, что позволяет лучше усваивать учебный материал.

 

Всю информацию о программе можно найти на сайте: https://50plus.worldskills.ru и на сайте Московского КБТ: https://cbcol.mskobr.ru.

 

Таким образом, резюмируя общую картину дополнительного образования в КБТ, можно выделить несколько уникальных тенденций: Колледж был и остается лидером VR – и AR-технологий среди московских образовательных учреждений, профессиональное обучение практико-ориентировано и акцентировано на формировании компетенции делового взаимодействия у обучающихся колледжа в дополнительном образовании, что, как следствие, дает высокие результаты.

 

Чемпионаты как вершина метакомпетенций

9Весь этот объемный теоретический концепт, как представляется, можно выразить в нескольких принципиальных позициях. Эффективная коммуникация в ДО, согласно предложенным исследователями критериям оценки, должна состоять из, первое: осознания необходимости развития этих навыков у ребят; формирования успешных коммуникативных умений; владения психологическими техниками общения (влияние и противодействие чужому влиянию; установление контакта; результативная аргументация), наконец, формирования личного делового имиджа.

 

Реализация этих мер, считают в КБТ, неизбежно повлечет за собой изменение содержания и методов обучения, уточнение видов деятельности, которыми должны овладеть студенты к окончанию учебного процесса и при изучении отдельных предметов. В определенном смысле этот процесс уже запущен всемирным движением WordSkills, которое в последние годы спровоцировало настоящую революцию в профессиональном образовании в большинстве стран мира и в котором Московский колледж бизнес-технологий, в частности, принимает самое активное участие.

 

Чем продиктованы эти рассуждения? В первую очередь, конечно, высоким уровнем организации Чемпионатов профессионального мастерства – начиная от обеспечения материальной части и заканчивая подготовкой участников. В частности, у КБТ накоплен хороший опыт проведения Чемпионатов: на его базе уже дважды проходил региональный этап Чемпионата «Абилимпикс» **.

 

** Национальный чемпионат по профессиональному мастерству «Абилимпикс»  – международное некоммерческое движение, целью которого является развитие в России системы конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, получение ими профессионального образования, содействие в трудоустройстве и социокультурной инклюзии в обществе.

 

10На последнем, V Чемпионате «Московские мастера», состоявшемся в середине ноября этого года, студенты Колледжа заняли призовые места по направлениям «Экономика и бухгалтерский учет», «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Обработка текста», «Психология». На данном этапе развития и совершенствования образовательных технологий нового поколения стоит задача научить студента как будущего специалиста самостоятельно принимать решения в сложных обстоятельствах, быть готовым брать на себя ответственность, предвидеть возможные последствия своих решений для производства, других людей и себя лично, уметь реализовывать и усовершенствовать профессиональные навыки, развивать методики и технологии своей профессии и быть готовым к усовершенствованию профессионального мастерства. Эти позиции одинаково важны для детей с разными возможностями здоровья, считает ответственный за направление «Абилимпикс» в колледже Сухотина Елена Юрьевна, и этот постулат прослеживается в рамках дополнительного образования, учитывая его современную профильную ориентированность и нацеленность на достижение надпредметных мультикомпетенций.

 

За последние два года в ГБПОУ города Москвы «Московский колледж бизнес-технологий» в рамках проекта ТОП-50 были открыты новейшие специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» и «Информационная безопасность», а также уникальные VR– и AR-технологии. При Колледже действует новейшая лаборатория виртуальной и дополненной реальности.

 

Очевидно, что высокие результаты, демонстрируемые ребятами в национальных и, тем более, мировых этапах, не могли не повлиять на их мировоззрение, характер профессиональной самореализации и позиционирования. Иными словами – на формирование новых, более совершенных навыков деловой коммуникации.
Спросите, причем здесь дополнительное образование?

 

11– Конечно, – говорит директор Московского КБТ Лариса Василь­евна Аверьянова, – можно и перед преподавателем поставить подобную задачу и затем контролировать ее выполнение. Но при всем желании в рамках одной учебной дисциплины мы не сможем развить у учащихся ту последовательность действий и гибкость мышления, которая появляется на межпредметном уровне. Адекватно оценить, как преподаватель справился со своей задачей, можно, лишь выведя ребят из «зоны комфорта» – сменив место действия, состав группы и самого преподавателя. Только в этом случае можно проследить развитие их рефлексивных, перцептивных и когнитивных навыков и коммуникативных умений. Для этого учреждениям среднего профессионального образования, активно развивающим сферу дополнительного образования, необходимо, прежде всего, повысить учебную мотивацию студентов, уровень познавательных и профессиональных ценностей и интересов. При высоком уровне перечисленных компонентов должен повыситься и уровень профессиональной компетентности, а, следовательно, и общей компетентности в сфере формирования разноуровневого делового взаимодействия.