ММСО. Форум «Город образования»

Юбилей кузницы алмазных кадров: от ПТУ до федерального ресурсного центра

1

 

В этом году в Колледже предпринимательства №11 широко отмечался юбилей Центра алмазных технологий и геммологии, созданного 50 лет назад на базе ПТУ №150 в целях подготовки квалифицированных огранщиков для бурно развивавшейся в те годы алмазной индустрии. В торжествах приняли участие не только преподаватели и студенты, но и многочисленные выпускники разных лет, представители министерств и ведомств, добывающих, гранильных и ювелирных предприятий. Мы узнали, с какими достижениями Колледж встретил юбилей, а также какова перспектива развития профессии сегодня.

 

Редкая специальность для редких мастеров

Огранка алмазов – уникальная профессиональная область. «Наш Колледж единственный в своем роде не только в России, но и во всем мире, – с гордостью отмечает директор Колледжа предпринимательства №11 Вячеслав Владимирович Шептуха. Наши студенты учатся всем технологическим процессам обработки алмаза, тогда как, например, в Индии учат выполнять лишь отдельные операции. На любом индийском производстве есть только один-два человека, способных «собрать» бриллиант целиком. С другой стороны, во многих странах оборот драгоценных камней не ограничен, как в России, и любой человек может добыть «камешек», обработать его и продать. И для того, чтобы это не носило массового характера, технология обработки держится в секрете. В Израиле, например, нет ни одного учебного заведения по обработке алмазов, и это мастерство передается в основном по наследству».

 

2В Колледже, который является преемником знаменитой кузницы алмазных кадров, обучают профессиям: «Технология обработки алмазов» и «Огранка алмазов в бриллианты».

 

Чем же отличаются эти две столь похожие по названию специальности?

 

Огранщик алмазов в бриллианты – это рабочий, выполняющий этапы технологического процесса огранки с применением современного оборудования. В то время как технология обработки алмазов – специальность, предполагающая подготовку руководителя среднего звена, изучение организации, ведения и управления всеми производственными и технологическими процессами обработки алмазов в бриллианты – от производственного исследования сырья до реализации готовой продукции.

 

В Колледже предпринимательства №11 студенты учатся работать на лазерной установке распиловки алмазов, есть компьютерное оборудование для производственного исследования алмазного сырья в 3D-формате, станки автоматической полировки алмазных полуфабрикатов. Выпускники-огранщики могут продолжить непрерывное образование в рамках специальности «Технология обработки алмазов» непосредственно в колледже – по интегрированным программам с сокращенным сроком обучения.

 

При том, что суть профессии за 50 лет не изменилась, поменялись подходы к обучению, оборудование, механизмы взаимодействия с работодателями. Практика на современном оборудовании позволяет студентам освоить информационные технологии и передовые формы организации производства, построенного на принципах наставничества и включения работодателя в образовательный процесс.

 

3Одна из основных задач Колледжа – трудоустроить студентов еще в период обучения. Начиная со 2 курса студенты Колледжа проходят практику в Гохране РФ, а с 3 курса многие начинают там работать. Обучение идет по гибкой интегрированной схеме. В этом направлении учебное заведение также сотрудничает с Единой сбытовой организацией «АЛРОСА», ООО «Бриллианты АЛРОСА», ООО «С.Д. Даймонд» и другими компаниями.

 

«В среднем мы набираем около 100 человек в год, – рассказывает директор Колледжа. – В этом году прием составил 125 человек, что связано в первую очередь с перспективным сотрудничеством с предприятиями Троицкого инновационного кластера в Новой Москве, от которых есть запрос на обучение по обработке синтетических алмазов, применяющихся в военно-промышленном комплексе, медицине, микроэлектронике. Учатся у нас ребята, которые тратят по 2,5 часа на дорогу в одну сторону, понимая свои перспективы».

 

Образование международного уровня

В 2007 году Колледж стал победителем конкурса инновационных образовательных программ приоритетного национального проекта «Образование» среди учреждений среднего и начального профессионального образования. Программа по созданию полного технологического цикла огранки алмазов в бриллианты позволяет студентам не только изучать теорию, но и обучаться на реальном производстве, проходить практику на современном оборудовании с обработкой природного алмазного сырья. Такую возможность обеспечивает социальный партнер колледжа ООО «С.Д. Даймонд», входящее в известную в отрасли группу компаний «KGK Group». Аналогичный договор заключен и с ООО «Север Алмаз Технологии».

 

4Колледж предпринимательства №11 занимает лидирующие позиции в системе профессионального образования Москвы, поскольку обучение в нем сочетается с участием в городских и международных конкурсах профессионального мастерства и олимпиадах. На профессиональных соревнованиях «Single Stone Competition» («Конкурс одного камня»), проходивших в США в 2014 году, команда колледжа в составе трех студентов заняла весь пьедестал с 1-го по 3-е место! Ребята проходили подготовку под руководством чемпиона мира Виктора Тузлукова, который также занял 1 место в номинации «Гранд-Мастер».

 

Колледж является национальным специализированным центром компетенций WorldSkills Russia. На базе Центра алмазных технологий и геммологии с 2015 года разработаны для соревнований WSR такие компетенции, как «Огранка ювелирных вставок» и «Огранка алмазов». За период с 2016 по 2019 годы завоевано 8 золотых медалей WSR по этим компетенциям. В 2018 году была подготовлена и представлена на чемпионате WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге компетенция «Синтез и обработка минералов» по выращиванию синтетических алмазов и их обработке.

 

На 45-м мировом чемпионате WorldSkills 2019 года в Казани, в рамках Future Skills (зона соревнований по перспективным профессиям, востребованным в условиях высокотехнологичного производства и цифровой экономики) команда Колледжа предпринимательства №11 представила компетенцию «Синтез и обработка минералов». За победу боролись представители России, Бельгии и США. Уверенную победу одержал член сборной команды России, учащийся колледжа Иван Дорофеев.

 

5Поскольку WorldSkills является общепризнанной мировой системой проверки уровня кадрового потенциала, три года назад в Колледже решили внедрить эти программы в учебный процесс в форме демонстрационного экзамена. Выпускники сдают его по компетенциям «Огранка алмазов» и «Огранка ювелирных вставок» с привлечением сторонних экспертов из отрасли для объективной оценки. Если на начальном этапе процент вовлеченных студентов был 75-80, то в этом году демонстрационный экзамен сдавали уже 100% выпускников. Skills-паспорта, полученные студентами после демонстрационного экзамена, убедительно подтверждают высокий профессиональный уровень будущих специалистов.

 

Осваивая новые горизонты отрасли

Центр алмазных технологий и геммологии успешно продвигает в системе среднего профессионального образования подготовку специалистов по профессии будущего – «Синтез и обработка минералов». При поддержке коллег и партнеров Колледж предпринимательства №11 проводит большую работу по популяризации данного направления. Интерес проявляют предприятия Якутии и Татарстана, и Колледж открыт к сотрудничеству со всеми регионами страны, где развиваются современные отрасли экономики.

 

С перспективой на 10 лет планируется сотрудничество Колледжа по подготовке сортировщиков алмазного сырья с Единой сбытовой организацией «АЛРОСА», одним из мировых центров сортировки и реализации алмазов.

Алмазный рынок постепенно переориентируется на Дальневосточный регион, где сегодня сосредоточены основные производители и потребители бриллиантов. Директор Колледжа предпринимательства № 11 Вячеслав Шептуха отмечает: «Это благо для России, что есть возможность создать во Владивостоке новую площадку для алмазно-бриллиантового рынка. Здесь есть представительства Гохрана РФ, АК «АЛРОСА», работают гранильные предприятия групп KGK и MSuresh, созданы хорошие экономические условия, есть налоговые льготы.

 

К нам обратились за помощью в подготовке огранщиков алмазов в бриллианты, а также других специалистов ограночного профиля. Из местного бюджета выделили деньги на подготовку 50 человек, закупили оборудование, Энергетический колледж Владивостока предоставил место для лекционных занятий. Преподаватели нашего Колледжа в течение двух месяцев вахтовым методом обучали молодых людей. На защите ребята огранили настоящие алмазы в бриллианты. В конце прошлого учебного года в офисе резидента Свободного порта Влади­восток компании «KГK ДВ» мы вручали дипломы студентам первого выпуска по специальности «Огранщик алмазов в бриллианты». Я очень рад за ребят, которых мы выпустили в профессиональный путь, и приятно, что все организации показали хорошее взаимодействие в реализации важного для региона проекта.

 

Во время последнего экономического форума во Владивостоке начало работу гранильное предприятие «М. СУРЕШ Владивосток» с участием иностранного капитала. Надеемся, что наш Колледж также поможет новому резиденту СЭЗ в подготовке специалистов».

 

50 лет за плечами, а что впереди?

6За эти годы Колледж выпустил тысячи работников алмазно-бриллиантовой отрасли нашей страны. Сменилось за это время и несколько поколений преподавателей в училище № 150, а ныне – Центре алмазных технологий и геммологии Колледжа предпринимательства №11. «Мы гордимся этой историей и традиции сохраняем, – комментирует Вячеслав Шептуха, – и у нас большие планы на будущее!».

 

Юбилей Центра алмазных технологий и геммологии – не только повод для получения заслуженных праздничных поздравлений, но и серьезный стимул к дальнейшему движению, построению планов на перспективу. В день торжества состоялся круглый стол «Создание федерального ресурсного центра для алмазообрабатывающей отрасли». Главная идея этого проекта – концентрация учебно-методических, материально-технических, информационных и кадровых ресурсов для подготовки специалистов, удовлетворяющих экономическим условиям предприятий и организаций отрасли, с учетом кратко- и среднесрочной потребности рынка труда. По форме эту идею предложено реализовать в рамках отраслевого ресурсного центра профессионального образования (ОРЦПО) на базе Колледжа предпринимательства №11 как ведущего профильного учебного заведения в России. В ходе круглого стола Троицкий инновационный территориальный кластер и ООО «Север Алмаз Технологии» подписали соглашения о сотрудничестве с Колледжем – это первый шаг на пути к созданию Федерального ресурсного центра!