ММСО. Форум «Город образования»

«Умный колледж» для российской столицы

1

 

ГБПОУ «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова» оправдывает свое название,  подготавливая профессионалов по самым перспективным специальностям XXI века, делом доказывая свое право считаться одним из передовых столичных образовательных учреждений. Убедительное подтверждение тому – успешное участие и яркие победы в престижных конкурсах профессионального мастерства различного уровня, прежде всего, в WorldSkills – пожалуй, самом авторитетном состязании молодых профессионалов. О том, как куются победы и какие амбициозные планы передовой колледж строит сегодня, журналу «Столица Москва» рассказал  директор КСТ, доктор экономических наук  Александр Лунькин. 

Владимир ДЮНОВ, Андрей ВВЕДЕНСКИЙ

 

– Александр Николаевич, начался новый учебный год, накануне которого состоялись два знаковых для образовательной сферы события – мировой чемпионат WorldSkills в Казани и III Московский международный форум «Город образования». На той и на другой площадке Колледж современных технологий показал себя с наилучшей стороны, что, очевидно, явилось следствием серьезной подготовительной работы?

2– Действительно, работа была проведена серьезная, из 14 золотых медалей, завоеванных Россией, на 45-м мировом Чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills шесть приходится на Москву. И я рад, что одну из этих золотых медалей в копилку столицы принес наш колледж. Еще несколько лет назад мы поставили перед собой амбициозную задачу: участвуя в WorldSkills, занимать только призовые места. И это нам удается, к примеру, на предыдущем Чемпионате в Абу-Даби в 2017 году мы завоевали серебряную медаль, за что спасибо Николаю Ларионову, сражавшемуся за призовую позицию в компетенции «Обслуживание грузовой техники».

 

В этом году на нашем счету – золото, которое принес Николай Дончак, боровшийся на мировом чемпионате за право называться лучшим в компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». Конечно, секрет этих успехов – в тщательной, кропотливой подготовке и несомненном таланте конкурсантов. В 2018 году в Будапеште на европейском чемпионате EuroSkills эти два наших сотрудника также завоевали «серебро» в модуле «Транспорт» по компетенциям легковой и грузовой техники. Причем Николай Ларионов вообще является уникальным участником в истории WorldSkills, потому что он, одержав победу в компетенции «Обслуживание грузовой техники» мирового чемпионата, которая затем разделилась на два направления, одно из которых называется «Тяжелая техника», уверенно в Европе завоевал серебряную медаль уже в другой компетенции. Это важно, ведь обслуживание, скажем, грузовиков, используемых в строительной отрасли, это одна ситуация, а обслуживание бульдозеров или экскаваторов – уже совсем другая история. Таким образом, он стал серебряным призером мирового и европейского чемпионатов в двух компетенциях. Кстати, именно Николай Ларионов готовил ребят, занявших второе место в финале VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», который проходил 21-23 мая на площадке Международного выставочного центра «Казань Экспо». Тогда мы уступили хозяевам состязаний, но сделали это в достойной борьбе. Сегодня у нас серьезные намерения на следующий мировой чемпионат WorldSkills – мы хотим внести свою лепту в победу России над Китаем – лидером Чемпионата 2019 года, причем было бы неплохо победить Поднебесную на ее территории, а следующий мировой Чемпионат WorldSkills как раз пройдет в Китае.

 

– Россия на площадке мирового Чемпионата WorldSkills в Казани впервые представила модуль «Future Skills», и вы также принимали в нем участие. Поделитесь подробностями?

3– На этой площадке наш колледж выступал командой в очень интересной компетенции под названием «Разработка решений с использованием блокчейн-технологий». Речь идет о цифровизации общества, где блокчейн является одним из элементов. В нашей стране блокчейн ассоциируется, прежде всего, с криптовалютой, иначе говоря, майнингом. Но это лишь малая часть ресурса блокчейн, который активно развивается по всему миру в финансовой сфере и системе управления. Наша команда заняла в этом модуле, представленном Россией пока в качестве презентационного, первое место.

 

– Что касается Московского международного форума «Город образования» – какие проекты вы представили на его площадках?

– Это уникальный, скажу больше, лучший в мире образовательный проект города Москвы, который проводится ежегодно на ВДНХ, и мы считаем за честь участвовать в нем на регулярной основе. В этом году мы на своей экспозиции представили большую цепочку мастер-классов, на которых презентовали значительное количество направлений, в первую очередь новую соревновательную компетенцию конкурса «Абилимпикс» – «IP-телефония, видеонаблюдение и оповещение». А также такие сегменты как «Малярные и декоративные работы», «BIM-технологии в образовательном процессе», «Я – лаборант-микробиолог» и «Умный робот Anki».

 

На площадке «Колледжи Москвы», организованной Городским методическим центром, кафедра энергетики провела два интересных мастер-класса – «Современный электромонтаж» (с использованием уникальных электромонтажных стендов, разработанных колледжем при участии компании «Шнейдер электрик») и «Современный информационный сервис в системе профессионального образования в области энергетики» совместно с нашим партнером, компанией «ЭТМ».

 

Форум стал эффективной площадкой для насыщенной и интересной деловой программы, где встречаются образование и бизнес. Здесь мы провели рабочую встречу с партнерами из Санкт-Петербурга (которые специально приехали для участия в Форуме) – компанией «ЭТМ» (о которой я уже упоминал) и представителями высшей школы – Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ». Нами был подписан протокол о сотрудничестве по широкому спектру направлений – от внедрения в образовательный процесс колледжа новых информационных технологий до совместного участия в соревнованиях WSR.

 

4Словом, площадку «Города образования» мы использовали как для того, чтобы себя показать, так и чтобы на других посмотреть, переняв профессиональный опыт у коллег, в т.ч. из Объединенных Арабских Эмиратов, которые выступили в 2019 году страной-партнером форума. Лично я обратил внимание на внимательный подход властей ОАЭ к образованию, они действительно уделяют ему колоссальное внимание, и взял на заметку несколько сугубо профессиональных моментов, о которых нам рассказали арабские коллеги.

 

– В условиях цифровой трансформации экономики можно ли говорить о том, что возглавляемое вами учебное заведение стало «цифровым колледжем», или вы на пути к этому?

– Мы не являемся «цифровым колледжем», потому что повседневная жизнь, к счастью, не оцифрована. Наше образовательное учреждение называется Колледжем современных технологий, и цифровые технологии в нашем понимании являются именно современными технологиями. В данном случае кафедра информационных технологий и безопасности – наш лидер. Сейчас цифровая трансформация вошла в такие традиционные направления, как транспорт, строительство, энергетика. Эти отрасли уже сложно представить без «цифры». Мы на этом фоне с уверенностью можем называть себя «умный колледж», который ведет подготовку специалистов, используя в образовательном процессе современные инновационные технологии и методики с применением новейшего цифрового оборудования. Передовые информационные технологии – это основной вектор развития образовательного процесса колледжа.

 

В качестве примера могу привести недавно прошедший у нас обучающий мастер-класс для преподавателей колледжа по образовательному модулю «Взаимодействие информационных систем в жизненном цикле объекта электроэнергетики и электротехники», где изучались вопросы практического применения возможностей САПР nanoCAD «Электро» и платформы iPRO компании ЭТМ в учебном процессе по направлениям «Строительство и ЖКХ», «IT-технологии» и «Энергетика». Особенность данной системы (отечественной разработки!) заключается в том, что она позволяет не только проектировать, но и создавать полноценную цифровую модель здания (включая инфраструктуру) на всех этапах его жизненного цикла, реализуя BIM-технологии на практике.

 

Мы стремимся активно внедрять в образовательный процесс технологические новинки. Колледж современных технологий – единственный на сегодня колледж Москвы, имеющий лицензию на использование данного программного продукта в учебном процессе.

 

5В нашем активе самый широкий спектр специальностей, по которым мы ведем подготовку. Это «Техника и технологии строительства», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Промышленная экология и биотехнологии», «Техника и технологии наземного транспорта», «Машиностроение» и «Аэронавигация». Мы продвигаем такие направления будущего, как аддитивные технологии, техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства, эксплуатация беспилотных авиа­ционных систем. Наши студенты, к примеру, имеют уникальную возможность освоить такое эксклюзивное направление, как роботизированная сварка. Словом, наш «умный колледж» готовит специалистов для «умного города», развитие которого без цифровых технологий невозможно.

 

– Какие профессии будущего вы бы особо выделили в вашем колледже?

– Ситуация с профессиями будущего тесно связана с вектором развития всей нашей национальной экономики, не говоря уже о городе Москве. Как я уже сказал, один из наших приоритетов – цифровые технологии. Но не исключаем развитие профессиональных компетенций будущего и в других сегментах. К примеру, «Энерго.net», направление «Мосгортранса», для которого мы готовим специалистов. Оно связанно с развитием электробусов – этот вид транспорта хорошо зарекомендовал себя на северо-востоке столицы. Наш колледж единственный в Москве уже 5 лет совместно с ПАО «МОЭСК», Институтом механики и энергетики имени В.П. Горячкина и Национальным исследовательским университетом «МЭИ» ведет большой пул энергетики, в т.ч. укрупненную группу «Электрические станции и сети», обучает специалистов-теплоэнергетиков, готовит профессионалов в части релейной защиты. Несомненно, будет развиваться направление «Энергоаудит». Энергетика – одна из первых в России отраслей, которая давно перешла в «цифру». И мы в своей деятельности ориентируемся на эту одну из ключевых в нашей промышленности сфер, потому что «умный город» должен быть обеспечен современной энергетикой. Кроме того, мы всячески продвигаем «Future Skills» и «JuniorSkills». А в рамках проекта «Эффективный учебный план» совершенствуем направление по роботизированной сварке.

 

– Наступил новый учебный год. Как он для вас начался и с какими новациями и проектами вы вошли в него?

– Стартовали мы удачно. Озвучу выполненные нами контрольные цифры набора: 900 студентов на 5 наших основных кафедрах начали обу­чение на 1 курсе, что больше, чем в прошлом году. Мы активно участвуем в городском проекте «Профессиональное обучение без границ», выпустив в 2018-2019-м учебном году 1440 школьников, которые получили у нас рабочие профессии по 17 наименованиям. В наступившем учебном году мы уже сформировали заявочный пул более 2000 школьников. Ребят, участвующих в проекте «Профессиональное обучение без границ», привлекает в колледже деятельностная среда – возможность что-то сделать своими руками, получить ценный совет от наставников. В основном это ученики 7-11 классов, которые строят реальные планы на будущее и понимают, что нельзя сделать правильный выбор, не попробовав ту или иную профессию. Как гласит известная пословица: «Нельзя судить о пудинге, не распробовав его!».

 

– История Колледжа современных технологий берет начало от строительного техникума №12. Развивается ли строительное направление сегодня?

6– Мы помним о своих корнях, и у нас, разумеется, сохранились профессии строительного профиля – «Мастер отделочных строительных и декоративных работ», «Мастер столярно-плотничных, паркетных и столярных работ», развиваются традиционные отраслевые направления, как, например, «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Нанотехнологии в строительстве». Еще мы открыли специальность «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций». Кафедра, которая занимается вышеперечисленными направлениями, одна из наших основных, и по численному составу студентов, и по комплектации. По направлениям «Мастер сухого строительства» и по транспорту мы открываем межрегиональные центры компетенций, где будем осуществлять подготовку не только своих обучающихся, но и студентов из других московских колледжей, а также школьников. Обучать по программам дополнительного профессионального образования.

 

– Сейчас много говорят о критериях оценки подготовки специалистов. Каковы они в колледже? И хотелось бы узнать подробнее о проекте «50+», касающемся переобучения москвичей предпенсионного возраста.

– Ответ, насколько эффективна подготовка молодых профессионалов в наших стенах, дает демонстрационный экзамен. Массовое качество подготовки позволяют оценить методики WorldSkills и профессиональные стандарты. Если говорить о проекте «50+», то наш колледж не только активный его участник, но я являюсь членом Экспертно-координационного совета этого проекта. Наш Колледж современных технологий расширяет возможности участия москвичей старшего возраста в активной профессиональной и социальной жизни. Мы в этом учебном году осуществляем профессиональную подготовку и повышение квалификации предпенсионеров. Причем через индивидуальный подход. У нас также действует клуб «Активное долголетие» – площадка для творческого и интеллектуального развития пенсионеров. Москвичи «серебряного» возраста с удовольствием обучаются основам компьютерной грамотности и английскому языку.

 

– Какие задачи в наступившем учебном году вы ставите?

– Двигаться вперед и как можно быстрее. Не почивать на лаврах, а стремиться к новым победам. Обновляться, совершенствоваться и идти в ногу со временем. Развивать институт наставничества и теснее интегрироваться с социальными и индустриальными партнерами. Словом, быть лучшими на мировом уровне.