ММСО. Форум «Город образования»

С прицелом на будущее

1

 

В этом учебном заведении среднего специального образования города Москвы обучают самым востребованным на рынке труда профессиям и специальностям и внедряют в образовательную деятельность передовые образовательные технологии. А еще активно участвуют в социально-экономической жизни столицы, городских и международных образовательных проектах и готовят высококвалифицированные кадры для ведущих российских промышленных предприятий. О новых возможностях в обучении и профессиях будущего – в интервью с директором ГБПОУ «Политехнический техникум № 47 им. В.Г. Федорова»  Дмитрием Сынгаевским.

Владимир НЕМТЫШКИН,  Андрей ВВЕДЕНСКИЙ

 

– Дмитрий Алексеевич, в эпоху активного внедрения цифровых технологий как в России, так и во всем мире можно ли говорить о том, что политехнический техникум № 47 уже является цифровым или идет по пути цифровизации?

– Пока преждевременно утверждать, что мы полностью перешли на «цифру».

Правительство Москвы уделяет огромное внимание развитию цифровых компетенций в московских колледжах. Нам были выделены необходимые средства для приобретения самой современной компьютерной техники, которую мы теперь активно внедряем в образовательный процесс, в частности, создаем лаборатории для обучения ребят новым цифровым компетенциям.

 

2К примеру, у нас появилась лаборатория «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности». Ребята, обучающиеся в ней, будут сдавать демонстрационный экзамен по этой компетенции, еще их ждет участие во всех профильных чемпионатах и соревнованиях WorldSkills различного уровня, которые связаны с цифровыми технологиями. Кстати, учащийся нашего техникума, победитель регионального Чемпионата WorldSkills, отстаивая честь России, выступил в компетенции «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности» и занял II место на прошедшем недавно мировом Чемпионате WorldSkills Kazan 2019.

 

Цифровые технологии вызывают большой интерес у молодежи. Не случайно к нам в этом году пришли много абитуриентов с высокими баллами, это высокомотивированные и заинтересованные ребята, которые, поступая в наш техникум, голосуют этим за то, что мы соответствуем уровню тех образовательных учреждений, которые с гордостью носят статус цифрового учебного заведения.

 

– А какие специальности, по которым ведет подготовку политехнический техникум №47, сегодня на гребне популярности?

– «Информационные кабельные сети» и «Наладчик программного обеспечения» – вот ключевые и чрезвычайно востребованные специальности, по которым мы ведем подготовку. Помимо этого, по целому ряду популярных цифровых направлений мы активно занимаемся со школьниками. Причем не только из близлежащих учебных заведений, но и с учащимися других столичных школ. Скажу больше, заниматься к нам приезжают мальчишки и девчонки со всей Москвы, а это свидетельствует о высоком уровне подготовки в техникуме. В частности, причина того, что к нам едут учиться дети даже из удаленных районов столицы, в том, что им интересно заниматься с молодыми преподавателями – нашими бывшими студентами, победителями чемпионатов WorldSkills, или даже со старшекурсниками. Нашим талантливым студентам гораздо легче найти общий язык со 3школьниками, создавая на занятиях непринужденную атмосферу, благодаря чему слушатели не стесняются задавать любые профессиональные вопросы своим молодым преподавателям и получать на них четкие понятные ответы. Таким образом, мы несколько вышли за рамки привычных отношений «учитель – ученик», скорее выведя новую формулу: «наставник – партнер». Это располагает молодежь, с которой преподаватель говорит на одном языке. Кроме вышесказанного, хочу отметить, что мы активно вовлекаем ребят в участие во многих цифровых компетенциях, которые выходят за рамки образовательного процесса. Эти образовательные программы идут в качестве дополнительных компетенций наших выпускников. Дополнительные компетенции значительно повышают конкурентоспособность выпускников нашего техникума на рынке труда.

 

– В прошедшем учебном году вы открыли сразу несколько базовых площадок для проведения демонстрационных экзаменов и чемпионатов WSR. Какова актуальность данных нововведений для техникума и какие новые возможности это дает?

– Оборудование базовых площадок по направлениям обработки металла на станках с числовым программным управлением «Токарные работы на станках с ЧПУ» и «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» обусловлено их крайней важностью в условиях XXI века. Сами названия подразделений, в которых фигурирует словосочетание «числовое программное управление», говорят о том, что без цифровизации современным станком управлять невозможно. Для того, чтобы научиться обрабатывать деталь на металлообрабатывающем станке, нужно сначала научиться писать программу для этого станка. И этому мы обучаем наших ребят. Причем делают это не теоретики, а практики – действующие работники производственных предприятий, за плечами которых впечатляющий опыт практической деятельности по изготовлению тех или иных деталей. В 2018-2019 учебном году состоялся первый в истории техникума выпуск по профессиям из перечня «ТОП-50», т.е. тем, что наиболее востребованы экономикой России. Среди этих специалистов лидирующую позицию занимают токари, умеющие работать на станках с ЧПУ. Мне приятно, что выпускники с хорошими результатами сдали демонстрационные экзамены. Высокий уровень подготовки наших участников этих выпускных экзаменов отметили многие независимые эксперты. Их впечатлила способность наших ребят не только не теряться в нестандартных ситуациях, но и их умение самостоятельно, эффективно и быстро решить возникшую проблему.

 

4Помимо вышеперечисленных, мы создали базовую площадку по компетенции «Производственная сборка изделий авиационной техники». Данная площадка создана для дальнейшего развития нашего профилирующего направления «Авиационно-космическое машиностроение» и оснащена самой современной техникой и инфраструктурой. В минувшем учебном году демонстрационные экзамены в этой сфере сдавали 18 человек. Все получили отличные и хорошие результаты, что тоже отметили внешние эксперты.

 

Сейчас техникум проходит аттестацию данной площадки для проведения VIII Регионального чемпионата по основной возрастной категории и среди юниоров по компетенции «Производственная сборка изделий авиационной техники».

 

В связи с тем, что Правительство Москвы уделяет большое внимание развитию предпринимательства среди молодежи, мы создали в своих стенах соответствующую базовую площадку. И даже провели на ее базе соревнования молодых предпринимателей. Кроме молодежи, школьников и студентов мы работаем и с людьми предпенсионного возраста. Для этого была создана еще одна базовая площадка, на которой мы провели региональный Чемпионат рабочих профессий «Навыки мудрых» по стандартам WorldSkills Russia по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ». Наш участник занял почетное второе место. Сегодня специально для развития подготовки людей возрастом за 50 лет мы создаем уникальный проект – лабораторию на мини-станках с ЧПУ, где люди, никогда на таких станках не работавшие, могут спокойно отрабатывать практические навыки изготовления деталей на станках с ЧПУ. Мы понимаем, что большой успех невозможен без серьезной технической модернизации, а таковую мы провели в минувшем учебном году. И как раз в ее рамках создали вышеперечисленные базовые площадки, оснастив их по последнему слову техники. Подобрали квалифицированные кадры. И дали зеленый свет цифровизации.

 

– Востребована ли ваша уникальная профессия – «Слесарь-сборщик авиационной техники», ведь вы единственный колледж в Москве, осуществляющий подготовку подобного рода специалистов?

5– Это действительно так. Профессия востребована. Ежегодно на нее в условиях высокого конкурса поступают достойно подготовленные и высокомотивированные молодые люди. Среди них мы выделяем группу самых талантливых ребят, чтобы сразу готовить их к участию в таких проектах, как WorldSkills, и других не менее амбициозных профессиональных состязаниях. Прежде всего, WorldSkills Russia Juniors. Это престижное состязание, честь проводить которое город доверил нам на нашей территории, потому что техникуму позволяет делать это соответствующая материально-техническая база. В прошлом году на региональном Чемпионате мы завоевали целый комплект золотых медалей, а серебряные медали наши студенты добыли в Ульяновске на отраслевых состязаниях. В наступившем учебном году мы тоже рассчитываем на высокий результат. Наши юные слесари-сборщики авиационной техники уже сегодня готовы продемонстрировать высокий уровень подготовки.

 

– Куда в основном в Москве трудоустраиваются ваши выпускники?

– У нас выстроены прочные деловые взаимоотношения с ведущими предприятиями военно-промышленного комплекса и профильными компаниями, которые с удовольствием берут наших ребят на производственную практику, а затем самых лучших приглашают для трудоустройства. Я имею в виду ПАО «Ил», российскую самолетостроительную корпорацию «МиГ», Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева, Московское машиностроительное предприятие имени В. В.Чернышева, ОАО «МПО им. И. Румянцева», другие предприятия ОАК, корпорации «Роскосмос», холдинга «Вертолеты России». Наши социальные партнеры знают, что выпускники Политехнического техникума №47 – ребята хорошо подготовленные. На них может положиться любой работодатель. Что неоднократно подтверждалось всеми нашими социальными парт­нерами, в т.ч. предприятиями металлообработки, с которыми у нас выстроены стратегические отношения. Речь идет о машиностроительном заводе АО «ГосМКБ «Вымпел», ОАО «МПО им. И. Румянцева», «Авангард» и иных компаниях, где очень строгий отбор и высокие требования к кадрам и которые с удовольствием принимают на работу наших операторов станков с ЧПУ. Более того, доверяют им выполнение серьезных операций.

 

– В конце августа в Жуковском проходил Международный авиационно-космический салон «МАКС-2019», в котором вы традиционно приняли участие?

6– Мы как участники учебно-производственного объединения «Авиационно-космическое машиностроение» действительно представляем на этой престижной международной площадке свои ключевые достижения лидерам авиационно-космического комплекса и презентуем наши основные профессии, связанные с авиацией. В этот раз мы привнесли небольшую изюминку в проект: презентовали вкусные изделия, специально изготовленные к МАКСу специалистами, обучающимися у нас по направлению «Технологии продукции общественного питания». В техникуме прекрасная база и замечательные профессионалы этого направления. И чтобы сделать посещение наших стендов приятным, мы для авиасалона придумали такую вкусную хитрость, как модели самолетиков из качественного шоколада, красиво упакованных. Такие презенты вызвали очень приятные эмоции у посетителей нашего стенда на МАКС-2019.

 

– В части направления пищевого производства у вас, очевидно, превалирует девичий состав студентов?

– Да. Технологи продукции общественного питания, повара в основном, конечно, девушки. Но ребята тоже есть. И кстати, они весьма достойно сдают демонстрационные экзамены. И уже со 2-го курса заняты на реальном производстве, где трудоустроены и проявляют себя как квалифицированные специалисты с наилучшей стороны. Наши ребята часто и с удовольствием проводят мастер-классы для школьников. Показывают фигурную резьбу из овощей и фруктов, колдуют над сладостями, что очень любят детки младшего возраста. Изготавливают фигурный шоколад любой формы на заказ. В продолжение гендерной темы отмечу: у нас наблюдается тенденция к тому, что девушки стремятся осваивать сугубо мужские профессии, к примеру, идут учиться на специальность «Информационные кабельные сети». И впоследствии делают в этой сфере успешную карьеру, давая фору многим молодым людям.

 

7– Материально-техническая база, насколько нам известно, позволяет техникуму по максимуму участвовать в городских проектах, связанных с профессиональным самоопределением школьников?

– Речь идет о «Профессиональном обучении без границ», проекте «Юный техник» и кружках технического творчества. Мы изыскиваем возможность составлять график загрузки лабораторий и мастерских таким образом, чтобы принимать как можно больше школьников. Поэтому у нас контингент занимающихся школьников даже выше численности студентов. Ребята, прошедшие на школьном этапе через наши уроки технологии и всевозможные кружки, потом приходят к нам учиться. И становятся самыми активными студентами, которые после окончания обучения гарантированно находят хорошую работу с достойной оплатой своего труда.