АВИАПРОМ

Профсоюз высокого полета

1

 

Одной из старейших профсоюзных организаций нашей страны исполняется 85 лет. Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности, известный как «Профавиа», в структуре ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России) играет одну из ключевых ролей, стоя на страже интересов работников авиастроительной промышленности. Это организация, которая уверенно смотрит в будущее. О текущей ее деятельности, задачах и перспективах – в разговоре с председателем «Профавиа» Алексеем Тихомировым.  

Владимир НЕМТЫШКИН, Андрей ВВЕДЕНСКИЙ

 

– Алексей Валентинович, безусловно, ключевым событием минувшего лета для отрасли стал Международный авиационно-космический салон «МАКС-2019», в котором «Профавиа» принял самое активное и результативное участие. Вы подписали целый ряд важных соглашений. Но не только контрактами может гордиться организация накануне юбилея, не так ли?

2– Действительно, для «Профавиа» 2019-й – год знаковый, нам исполняется 85 лет. Возраст солидный. Как и профессиональный багаж. Наш профсоюз имеет массу поводов для гордости, и прежде всего это численность. Мы объединяем сегодня свыше 310 тысяч человек, включая более 250 тысяч работников авиационной промышленности, около 4,5 тысяч – учащихся и 56 тысяч – неработающих пенсионеров. В структуре профсоюза 227 первичных профсоюзных общественных организаций, включая 40 ППОО непосредственного обслуживания ЦК Профсоюза, а 187 ППОО объединены в 14 территориальных профсоюзных общественных организаций. В сфере приоритетных задач – защита социально-трудовых прав, профсоюзный контроль за применением трудового законодательства и соблюдения условий охраны труда и здоровья авиастроителей, развитие социального партнерства и масса других не менее важных целей.

 

И второе серьезное событие – пролонгация истекших в этом году соглашений о социальном партнерстве с нашими интегрированными структурами. Документы были подписаны исходя из программы приоритетных направлений деятельности «Профавиа» на период до 2021 года в части дальнейшего развития социального партнерства, некоторые контракты отныне бессрочны. В рамках «МАКС-2019» мы договорились о сохранении сформировавшейся системы взаимоотношений, в том числе посредством дальнейшего проведения заседаний координационных советов профсоюза по взаимодействию с интегрированными структурами, обмена информацией по социально-трудовым вопросам, содействия в заключении в организациях коллективных договоров. Словом, подписанные в рамках авиасалона контракты детализируют, каким образом и на каких условиях мы будем работать дальше с нашими партнерами. Но и это еще не все. Впереди нас ждет подписание отраслевого соглашения на 2020-2022 годы и трех корпоративных. Дело в том, что в «Проф­авиа» сложилась хорошая традиция заключения отдельных корпоративных соглашений с корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» и Объединенной авиастроительной корпорацией. В этом году к ним присоединилась Объединенная двигателестроительная корпорация. Все договоренности станут основой для ведения переговоров по коллективным договорам на каждом предприятии.

 

3И еще: у нас давний опыт работы со всеми восемью интегрированными структурами, но мы расширяем свой партнерский список, и на полях «МАКС-2019» поставили подписи в договорах о сотрудничестве с холдингом «Технодинамика», АО «КРЭТ» и «НИЦ им. Н.Е. Жуковского». Подписали протокол о создании совместной комиссии по разработке плана мероприятий в части реализации соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между «Проф­авиа» и АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» на период с 2020 по 2022 годы. Помимо названного, в рамках деловой программы авиасалона прошли координационные советы с холдингом «Вертолеты России» и корпорацией «ОАК». Нужно отметить, что если на прошлогоднем салоне мы проводили советы и «круглые столы» со всеми нашими интегрированными структурами, то в 2019-м решили от такой практики отказаться, потому что для Цент­рального комитета «Профавиа» данный формат чрезмерно трудозатратен и малоэффективен. Однако дважды в год мы собираемся на специальные конференции с каждой интегрированной структурой, причем одна из таких конференций обязательно проходит на одном из предприятий с тем, чтобы поделиться опытом, оценить производство, словом, посмотреть, как живут и чем дышат наши коллеги.

 

– «Профавиа» в рамках деловой программы авиасалона принимал активное участие в подведении итогов конкурса «Авиастроитель года», и лично вы вручали диплом победителю номинации «За подготовку нового поколения специалистов авиационной отрасли среди предприятий». Как в рамках социального партнерства обстоит совместная с предприятиями отрасли деятельность в части подготовки трудовой смены?

– Это сложный вопрос. К сожалению, в отрасли фактически утрачена десятилетиями складывавшаяся система образования. Не стало в классическом понимании многих техникумов, а в вузах почти отсутствует должная подготовка нужных производству специалистов. Напомню, в советские времена при каждом предприятии было свое среднее специальное учебное заведение, и, как правило, даже ни одно. Сегодня же производственники вынуждены открывать кафедры в отраслевых институтах и университетах, некоторые, правда, содержат собственные учебные центры, но это не всегда решает проблему качественной подготовки инженерных и рабочих кадров. Корни этого явления уходят в глубину общеобразовательной программы, ведь сегодня в школах снизилось количество часов по черчению, а порой его и вовсе нет в обязательной школьной программе, а это основной предмет, который нужен будущим специалистам производства. Кроме того, «ушли» уроки труда.

 

4А ведь именно они во многом пред­определяли будущие профессии подрастающего поколения. И, на мой взгляд, сейчас нужна государственная программа, направленная на возрождение трудового образования в школах. Что касается вашего вопроса – у нас есть ряд первичных профсоюзных организаций, представители которых активно сотрудничают со школами и рассказывают ребятам о предприятиях отрасли. Еще мы участвуем в Днях открытых дверей, которые проводят заводы на своих производственных площадках. Но здесь важен глобальный подход, и я полагаю, сегодня каждое учебное заведение нуждается в заявках от производства о том, какие специалисты ему необходимы, ведь ссуз или вуз не могут гадать на кофейной гуще, кто предприятию понадобится завтра. А вот прогноз, какие профессии будут востребованы, должны делать кадровые службы совместно с руководством той или иной компании. Проблему призваны решить «Профессиональные стандарты» и создание специально под них учебных программ. Но на написание этих стандартов надо активнее подключать работодателей.

 

– Авиастроительная отрасль сейчас переживает эпоху перемен. К примеру, завершается вхождение «ОАК» в «Ростех», и в корпорации формируется ряд различных дивизионов, отвечающих за стратегическое планирование, гражданскую авиацию и т.д. Какова роль «Профавиа» на фоне этих перемен?

– Если под отраслью понимать только «ОАК», ее перестроение началось задолго до вхождения корпорации в «Ростех». А с началом процедуры вхождения в «ОАК» началась оптимизация оперативно-управленческих аппаратов, которые десятилетиями были незыблемы. Сегодня управленческая структура перестраивается. При этом в условиях, когда управленцев в России никто не готовит, равно как конструкторов, нормировщиков и технологов. Управленческая система по факту держится на старых канонах и воспитанных ранее кадрах. У нас нет школы планирования производства, которая была во времена СССР, впрочем, через «Бережливое производство» и ему подобные проекты такую систему пытаются возродить. Идея хорошая, но продвигается «со скрипом» и пока на все 100% ни на одном предприятии не работает. Но профсоюз однозначно за возрождение былой школы и за здравые перемены в отрасли. При этом «Профавиа» – противник непродуманных действий во всех сферах жизни, в частности, мы высказали негативное отношение к пенсионной реформе в нашем государстве. Более того, я уверен, что с учетом социальной обстановки в стране рано или поздно пенсионный возраст будет снижен и вернется к тем параметрам, которые действовали до реформы.

 

5Многие рабочие профессии связаны с вредным производством, и интересы так называемых «вредников» мы всячески защищаем на самых разных уровнях, включая правительство Российской Федерации и Общественную палату РФ. В ней как заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов трудится наш представитель Сергей Викулов. Я же, в свою очередь, являюсь членом Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и членом правления Фонда социального страхования. На всех площадках мы отстаиваем интересы работников авиационной промышленности.

 

– А как вы относитесь к идее четырехдневной рабочей недели, которая сейчас активно обсуждается на самых разных уровнях?

– С одной стороны, чем лучше, качественнее и больше человек отдыхает, тем эффективнее он работает. В частности, на недавнем заседании правления Фонда социального страхования поднимался вопрос о влиянии утомляемости и стресса на трудоспособность и профессиональные заболевания работников. Открылась любопытная картина, поскольку озвучивались данные, насколько продуктивно человек может трудиться в той или иной среде, так вот, производственные профессии – одни из самых уязвимых. И конечно, человек труда, причем не только физического, но и интеллектуального, должен отдыхать больше. Правда, в нашей стране это не всегда и не у всех получается. Люди зачастую хотят больше зарабатывать, нежели отдыхать. Поэтому позиция ФНПР проста: мы готовы поддержать идею перехода на 4-дневную рабочую неделю при условии сохранения дохода человека в том объеме, который предусматривается 5-дневной рабочей неделей. Об этом, кстати, говорил и премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с президентом РСПП Александром Шохиным. Думаю, этот вопрос будет дальше обсуждаться, потому что идея прозвучала в правительстве России, не в профсоюзах. У нас же позиция такая: если речь зашла о «четырехдневке», зачем было поднимать пенсионный возраст? При сохранении достатка человека ничего плохого в четырехдневной рабочей неделе нет. Мы только опасаемся, что люди не будут использовать дополнительный выходной и продолжат трудиться, исходя из соображений материального обеспечения своей семьи.

 

– В этом году вы совместно с Минпромторгом, Минтрудом и Союзом машиностроителей в очередной раз проводите отраслевой конкурс на звание лучшего предприятия в сфере охраны труда. В чем его миссия?

– В привлечении внимания к состоянию охраны труда на предприятиях. Законодательство в России очень быстро меняется. Нормативы для производства в области охраны труда, вероятнее всего, изменятся и в этом году. Нагрузка возрастет. Но проверок станет гораздо меньше. А «Профавиа» в сфере охраны труда играет не последнюю роль. У нас действует сильная и работоспособная техническая инспекция. Мы, между прочим, единственный проф­союз во всем мире, который издал нормативы, иначе говоря, сборник типовых норм, по средствам индивидуальной защиты для своей промышленности, о чем, кстати, наш главный технический инспектор Наталья Дашкова в рамках сочинской Недели охраны труда рассказала на специальных «круглых столах». Работая над этим сборником, мы плотно взаимодействовали со всеми нашими производственными предприятиями и прописали в нем нормы, касающиеся большинства отраслевых специальностей. Что касается вышеупомянутого конкурса – во главу угла его ставится не только профессиональное соревнование, но и делается акцент на обмен опытом и усиление профилактической работы в части снижения профессиональных рисков. Согласитесь, упреждение проблем в десятки раз экономичнее, чем ликвидация их последствий. И потом, речь идет о жизни и здоровье человека. А стало быть, такие конкурсы всегда актуальны и чрезвычайно полезны.

 

– Как «Профавиа» отметит предстоящий юбилей, и с какими профессиональными результатами профсоюз подошел к своему 85-летию?

– В начале октября пройдут основные праздничные события. В московском Дворце труда состоится торжественное собрание. Достижения? Их много. К примеру, мы закрыли все рабочие группы Российской трехсторонней комиссии своими сотрудниками, чего у нас никогда не было. Разработали вышеупомянутые типовые нормы в сфере охраны труда, внедрив их в практическое применение. У нас прекрасно отлажен механизм социального парт­нерства. Но многое еще предстоит сделать. Ведь наш профсоюз – это одна большая семья, где хотя и возможны профессиональные споры, но преобладает общность интересов. Такое понимание в «Профавиа» есть, и это, пожалуй, главный успех, с которым мы пришли к своему 85-летию. Планы к столетнему юбилею? Мне бы хотелось стопроцентного членства работников предприятий отрасли в «Профавиа». Это будет ярким показателем того, что наш профсоюз двигается в правильном направлении.