другое

Он был в числе первых

1

 

Легендарный для каждого советского человека БАМ  –  одна из стратегических железнодорожных магистралей нашей страны. За годы «великой стройки», начавшейся в 1974-м, транспортные строители освоили свыше 4 тысяч километров – от Тайшета до Советской Гавани. Благодаря этому СССР получил второй железнодорожный выход к Тихому океану. К богатейшим месторождениям Сибири и Дальнего Востока. В 2019 году уже современная Россия отмечает 45-летие начала строительства великой магистрали. Одним из тех, кто в числе первых прибыл на «стройку века», проходившую в сложнейших условиях, был молодой студент Володя Бачериков – ныне заместитель председателя профсоюзной организации Куйбышевской железной дороги, руководитель Пензенского филиала профессионального союза железнодорожников Владимир Бачериков в год 45-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали вспоминает свою студенческую молодость.

Андрей ВВЕДЕНСКИЙ

 

2В 1975 и 1976 годах юноша в составе первого на Байкало-Амурской магистрали студенческого отряда «Строитель», сформированного из 50-ти студентов Ленинградского института железнодорожного транспорта (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I), прокладывал автодорогу в районе знаменитого Северомуйского тоннеля, имевшего для БАМа ключевое значение.

 

«Отправляясь на «стройку века», я, студент строительного факультета, и подозревать не мог, что мне придется освоить профессию лесоруба. Но произошло именно так. Почти сразу после торжественной встречи с духовым оркестром на станции Улан-Удэ перед нами, четверокурсниками, поставили задачу высадиться за сотни километров от города в палаточный городок, разбитый в глухой тайге на побережье реки Баргузин, и приступить к прорубке просеки для последующего возведения трассы длинной 37 километров. По ней должна была доставляться техника для 3Северомуйского тоннеля, строительство которого вскоре должно была начаться, и прокладки в нем железнодорожных путей. Казалось бы, что такое зачистить от леса без малого четыре десятка километров для большой бригады здоровых, оснащенных хорошим инструментом молодых мужиков?! Но поначалу нам эта задача казалась невыполнимой: в девственно чистой тайге повсеместно возвышались шестиметровые деревья-исполины, которые нам предстояло спились и раскряжевать, а еще преобладал густой кустарник, кишевший кровососами. Кроме того, на местности обитали еще и, как выразился наш инструктор, «любопытные хозяева тайги», которых он в шутку приказал нам не трогать. Впрочем, медведи нам не мешали. В отличие от туч комаров и прочих насекомых, досаждавших нам ежедневно», – вспоминает Владимир Бачериков.

 

На «трудовом фронте» случалось всякое. Наш герой до сих пор не может понять, как он, с легкостью научившись орудовать топором, в первые дни работы ухитрился чуть не отрубить себе руку. Кровь из вены хлестала фонтаном. Перетянув рану жгутом, прикрепленная к городку медсестра – студентка одного из медицинских вузов и один из лесорубов по бездорожью два часа доставляли юношу до фельдшерского пункта в ближайшем селе. Там выяснилось: появилась угроза отмирания ткани! К счастью, местной женщине-фельдшеру и ветеринару в одном лице руку парня удалось спасти. Правда, шрам остался на всю жизнь.

 

4Но приятные моменты на «стройке века» тоже, конечно же, присутствовали. В разгар лесорубных работ кто-то из однокурсников Володи начал вести фотолетопись трудовых будней ребят, которые вставали на рассвете и завтракали под навесом, а затем дружно на весь световой день уходили, вооруженные инструментами, в глубь таежного леса. В выходные дни тяжелый труд на сложнейшем рельефе местности сменялся душевными вечерами с песнями под гитару или баян у костра, и объектив фотоаппарата марки «ФЭД» бесстрастно фиксировал редкие, но такие счастливые моменты отдыха первопроходцев Байкало-Амурской из Ленинграда: «Я жалею, что в предрассветной дымке нам спросонья не удалось заснять необычного гостя. Наш лагерь в три часа утра посетил лось. Заглянул он в поисках еды. Девушки-поварихи, жившие в городке, готовили на полевой кухне много и вкусно. Но и пищевых отходов тоже хватало. Вот сохатый и пришел за ними. Кто-то из девчонок, проснувшихся, чтобы приготовить всем завтрак, спугнул зверя, а тот с перепуга рванул в лес так, что чуть не снес по пути пару палаток. Конечно, многие от шума проснулись, потом уже в спокойной обстановке обсуждали: был бы фотоаппарат под рукой, получиться бы шикарный кадр!», – сокрушается мой собеседник.

 

5Для Володи БАМ остался самым счастливым и светлым воспоминанием. Лучшее время в жизни: яркое, романтическое и героическое, сделавшее из студента настоящего мужчину. В свою вторую БАМовскую командировку 1976 года будущий железнодорожник тоже рубил лес, причем просеку его отряд прокладывал неподалеку от тех мест, где трудился год назад. Вернувшись в Ленинград, в 1977-м юноша закончил вуз и попал вместе с Еленой, сокурсницей, на которой женился, по распределению в Пензу. Начинал карьеру бригадиром пути, затем дорожным мастером, а уже в 1979-м получил назначение главным инженером Пензенской дистанции пути. В этой должности проработал, на минуточку, 21 год. С 2000-го по 2007-й возглавлял эту дистанцию. Был заместителем начальника Пензенского отделения дороги по пути и строительству. С 2011-го лидер Пензенского филиала Дорпрофжел. У Владимира Николаевича двое детей. Он увлекается путешествиями и горнолыжным спортом, объездил почти всю Европу и даже покорил альпийские горнолыжные склоны. Летом в свободное время предпочитает рыбалку и отдых на природе.