ММСО. Форум «Город образования»

Московский стиль: краеведение наших районов

1

 

Все большее количество москвичей вовлекается в сохранение культурного наследия – как материального, так и нематериального. Важную роль в активизации этого процесса может сыграть возвращение программы московского краеведения в столичные школы. Пути реализации этой инициативы эксперты обсудили в ходе дискуссии «Московский стиль: краеведение наших районов», организованной Институтом Пушкина на форуме «Город образования».

 

В обсуждении участвовали члены Общественной палаты Москвы Михаил Москвин-Тарханов и Мария Лазутова, главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов, научные сотрудники и преподаватели Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

 

2По словам модератора дискуссии, ректора Института Пушкина Маргариты Русецкой, тема москвоведения неоднократно поднималась на разных мероприятиях, в том числе на IX Московском гражданском форуме и Общественном совете при Департаменте культурного наследия.

 

«Сегодня для школьников существует огромное число проектов, связанных с Москвой. Но для того, чтобы это связать в единую линию знаний, любви к городу, мы подумали, что нужна единая платформа о краеведении Москвы, которая бы коррелировалась с программой «Мой район». Нужна идеологическая канва для изучения района, которая бы включала и историю, и архитектуру, и ландшафт, и топонимику, и рассказ о «гении места», – отметила Маргарита Русецкая. – Все это должно быть облечено в форматы, которые вовлекали бы ребят в проектную деятельность и формировали бы у них новые компетенции – работы с источниками, архивными данными, обобщения этих данных и презентации их в современных форматах. И, конечно, умение рассказать о своем месте так, чтобы это действительно формировало уверенность у самих ребят, давало им предмет для экспертного мнения. Красивым дополнением к нашей программе станут практические советы – лайфхаки о жизни в своих районах».

 

В Москве существует огромный интерес к памятникам, музеям, выставкам, старине, считает Михаил Москвин-Тарханов. «Есть Москва – столица, мировой город, это город культуры, это город Чайковского – самого исполняемого композитора в мире. Это огромный культурный мировой пласт. Мы имеем громадный социальный заказ, и мы должны дать на него соответствующий масштабный социальный ответ. Этого требуют москвичи», – заявил Михаил Иванович.

 

3Участники дискуссии сошлись во мнении, что необходимо задать тренд на изучение родного края. Как подчеркнул главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов, любовь к родному краю приходит только через конкретные знания, через проверенную и достоверную информацию. «Одна из важнейших вещей для человека – как ему найти самоидентификацию, – добавил эксперт. – Из малой истории каждого человека складывается большая история. И важно, чтобы появилось целое поколение людей, которые помогали бы решать крайне важную задачу Департаменту культурного наследия».

 

Институт Пушкина разработал несколько проектов по привлечению интереса к истории Москвы для школьников и студентов, связанных с литературой, топонимикой города, например, квесты по улицам Москвы для школьников. «В создании этих квестов принимают участие наши студенты, не все из которых москвичи, – рассказала заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации института Арина Жукова. – Такая работа очень помогает освоить город, сделать его своим».

 

Городские названия важны и для местных жителей, и для тех, кто приезжает в город. Это не только вопрос навигации. Это лингвистический ландшафт, при помощи которого люди постигают историю и культуру места. «Лингвистическое богатство Москвы должно найти отражение в проекте по краеведению. Я родилась в маленьком городке в Сибири, который был основан в XVII веке. Однако его постигла несчастливая судьба – он был затоплен после строительства гидроэлектростанции и перенесен на новое место, – поделилась личной историей Арина Жукова. – На новом месте был набор хрущевских домов, все топонимы в котором были идеологическими, советскими. Не было ни одного человеческого названия. И вдруг появилась новая улица, которая получила необыкновенное название – Лунная. Именно туда все стремились, там собирались компании и назначались свидания. Само название, которое так сильно отличалось от общего унылого ландшафта, привлекало».

 

4Главный научный сотрудник Института Пушкина Эльмира Афанасьева представила итоги совместного проекта с галереей «Беляево». Студенты Института Пушкина восстановили историю московского концептуализма и провели исследование топонимов и мифологии района Беляево.

 

Эльмира Маратовна рассказала, что в 2014 году вышла монография польского архитектора Куба Снопека «Беляево навсегда. Советский микрорайон на пути к списку ЮНЕСКО». Литературовед задалась вопросом, почему архитектор решил продвинуть этот спальный район, и предложила студентам попробовать найти ответы в ходе исследования.

 

«Мы восстановили, как формировалось «герцогство Беляевское», как сформировалась история русского концептуализма. Поэт Дмитрий Пригов жил на улице Академика Волгина, он наблюдал за тем, что происходит в нашем Институте русского языка. Он именовал себя герцогом Беляевским, проводил экскурсии и перформансы. В Советском Союзе распространялся журнал «АЯ», который издавался в Париже. Как только вы выходите из метро Беляево, идете по улице Миклухо-Маклая, то видите на фасаде дома буквограмму Дмитрия Пригова, где как будто на печатной машинке напечатано «АЯ». Воссоздали эту буквограмму сподвижники галереи «Беляево». Идем дальше по Миклухо-Маклая, и там будет кинотеатр «Витязь» – раньше там собиралась вся интеллигенция 5Москвы, смотрела и обсуждала новейшие фильмы. Именно в районе Беляево были первые кооперативные дома, куда переехала профессура. Там же формировались квартирники, в частности, собирались поэты-концептуалисты. Это район идеального наукограда», – рассказала Эльмира Афанасьева.

 

Член Общественной палаты города Москвы Мария Лазутова отметила, что краеведение раньше входило в программу средней школы. «Это был не предмет, а некая система дополнительного образования, которая выражалась в проведении экскурсий, сборе различных фольк­лорных материалов. Из чего состоит краеведение и как создать эту систему? Это и история, и география, и язык, и культура. Сейчас в системе московского образования мы очень активно развиваем проекты, когда у нас идут конвергентные занятия и рассмотрение самых сложных тем – истории, литературы, языка, географии. Сейчас есть специалисты, ученые, люди, влюбленные в Москву. Мы предложим разноуровневые варианты: для маленьких детей – игровой формат, а для старших это может быть совсем другое», – считает Мария Николаевна.

 

6В ближайшее время планируется презентовать программу московского краеведения, выйти с предложением в Городской методический центр, пригласить к участию столичные школы. «Мы пригласим в проект те районы, которые хотели бы заняться этой работой. Создадим группу в соцсетях, которая будет работать по принципу дистанционной академии, будем предлагать ребятам лекции, практические задания, рекомендовать источники, на которые можно опираться, начиная от индивидуальной консультации экспертов и продолжая интернет-ресурсами и архивными документами. Мы сформируем электронную энциклопедию краеведения, которая будет включать элементы истории, архитектуры, топонимики, ландшафта и изучение «гениев места», и проведем конкурс детских историй в формате видеоблогерства. Мы будем воспитывать любителей Москвы, которые могут и умеют о ней рассказывать», – подвела итоги Маргарита Русецкая.