ММСО. Форум «Город образования»

Москва – город, который учит, учится

1

 

Рекорд побит: «Город образования» – крупнейший международный образовательный форум в мире.

 

Крупнейшее образовательное событие мира – третий Московский международный форум «Город образования» 2019 года стал самым масштабным в России и мире и впервые вышел за рамки 75-го павильона ВДНХ: на площадках «Города образования» выступили более 1000 российских и зарубежных экспертов из 53 стран и 108 городов мира и более чем 80 регионов России. Участие в активностях форума приняли свыше 1300 зарубежных гостей, представители более чем 100 компаний и более 152 000 посетителей, больше, чем когда-либо в истории «Города образования».

Владимир ДЮНОВ

 

2В списке ключевых событий «Города образования-2019» – Открытый педагогический совет, заседания Общественной палаты Москвы и городского Совета по науке, Фестиваль ветеранов педагогического труда, торжественная линейка кадетов в День знаний, «Забег во благо», Олимпиада мегаполисов и три международные конференции, посвященные самым актуальным вызовам сферы образования в современном мире. На публичных дискуссиях, лекциях и воркшопах выступили представители ведущих мировых корпораций, крупнейших компаний и влиятельных общественных организаций.

 

Событийная и деловая программа третьего Московского международного форума была сосредоточена на детях и тех уникальных возможностях, которые им предлагает современная система образования в мегаполисе. Отличительная черта «Города, который учит, учится» – непрерывное метапредметное образование, необходимое каж­дому человеку в стремительно меняющемся мире, которое было представлено на всех стендах и площадках форума.

 

3На форуме были представлены главные инновационные образовательные проекты Москвы, которые неоднократно получали признание мировых экспертов и коллег образовательной сферы: Московская электронная школа (МЭШ), включенная в список 100 главных образовательных проектов мира, «Диагностика знаний по астрономии в формате виртуальной реальности» и «Предпрофессиональные классы», позволяющие уже в школе осваивать самые перспективные профессии современного мира в сфере науки, медицины, обороны и инженерии.

 

Цель каждой школы Москвы – стать школой мирового уровня

Такой стала тема открытого педсовета в рамках форума «Город образования». На мероприятии подвели итоги 2018-2019 учебного года и определили направления развития на новый 2019-2020 учебный год. Сергей Собянин подвел краткие итоги выполнения планов по развитию сферы образования.

 

«Мы должны системно повышать норматив подушевого финансирования школьников и дошкольников. Мы такое решение приняли и закладываем в бюджете повышение подушевого финансирования. Более того, я считаю, что это необходимо делать ежегодно, исходя из инфляции и возможностей городского бюджета», – сказал Сергей Собянин.

 

4В этом году задачи действительно велики: в детские сады и школы пойдут 1 500 000 детей – больше, чем когда-либо за всю историю Москвы. Качество образования в стране растет, а с ним и конкуренция: в вузы столицы поступают выпускники со всей страны, и москвичи должны демонстрировать достойный уровень. Сейчас он налицо: число московских выпускников, поступающих в ведущие вузы страны, стало вдвое больше, а в этом году по итогам Всероссийской олимпиады школьников москвичи получили больше половины золотых медалей. Однако останавливаться на достигнутом нельзя: Сергей Собянин отметил, что повышение качества обучения зависит от самих педагогов, а один из самых эффективных стимулов к работе – это финансы. В Правительстве Москвы принято решение повышать норматив подушевого финансирования ежегодно, исходя из инфляции, поскольку образование стало одним из главных приоритетов в работе: от его качества напрямую зависит будущее экономики страны.

 

Мэр также добавил, что с нового учебного года будут увеличены гранты за высокие места в рейтинге школ. По словам Сергея Собянина, школы, которые занимают позиции с 1 по 20, получат по 30-40 млн рублей в год на развитие проектов московского образования.

 

5Главная задача каждой школы – эффективно распорядиться предоставленными ей ресурсами и обес­печить высочайший стандарт качества образования, подчеркнул на педсовете министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Калина: «Наша задача – еще более серьезное повышение качества знаний наших выпускников, мы должны использовать все педагогические приемы, опираясь на мотивацию ребят. У любого нормального ребенка есть мечта, и наша задача – научить его реализовывать мечту, а не ждать, когда она сама осуществится. Нам надо бояться не самостоятельности детей. Наша задача и ответственность – научить их жить во взрослом мире без нас. Мы внимательно присматриваемся к опыту зарубежных коллег и других городов России, и я уверен, что перед ними стоят примерно те же задачи. У каждого из нас есть свои эффективные способы их решения, и на форуме мы ими делимся ради усовершенствования системы образования во всем мире».

 

Школьное образование 21 века: формирование и оценка гибких компетенций

Одним из крупнейших мероприятий форума стала V Международная конференция «Школьное образование 21 века: формирование и оценка гибких компетенций». Участие в дискуссии, организованной Департаментом образования и науки города Москвы, Рособрнадзором и Федеральным институтом оценки качества образования (ФИОКО), приняли более 500 российских и зарубежных специалистов в сфере образования.

 

6Темой конференции стало одно из самых трендовых направлений сферы образования – soft skills, или гибкие компетенции. Развитие креативности, критического, творческого и логического мышления, умения работать в команде и даже чувства юмора оказывает значительное влияние на построение успешной карьеры в 21 веке. Предметные навыки и знания важны, но в отрыве от soft skills они уже не могут гарантировать человеку благополучие в будущем, поэтому уровень развития гибких компетенций необходимо оценивать так же, как и уровень других образовательных навыков. Подход к этому в разных странах отличается, но обмен опытом на таких значимых форумах, как «Город образования», позволяет вывести единые стандарты, отметил в ходе конференции глава Департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреас Шляйхер. По его словам, экзаменационная система России и Москвы в частности – одна из лучших в мире, но взгляд на оценку мягких компетенций в ней пока еще ограничен, как и во многих других странах. С помощью искусственного интеллекта нельзя оценить креативность или уровень развития лидерских качеств, для этого нужны другие критерии.

 

7«Мы выделили три наиболее важных с нашей точки зрения класса гибких компетенций – это способность развивать новые ценности, возможность брать на себя ответственность за сбор ресурсов и реакция на дилеммы и неоднозначность. Мальчики и девочки демонстрируют похожие знания по научным дисциплинам, но у девочек более высокий уровень эмпатии и толерантности, а мальчики более циничны и стрессо­устойчивы. В социально-эмоциональных навыках есть отличия, и нам надо понять их причины, научиться структурировать что-то, не имеющее прямого отношения к прикладным знаниям. Здесь и пригодятся мягкие навыки – то, что отличает нас от компьютеров», – рассказал Андреас Шляйхер.

 

Андреас Шляйхер рассказал, что измерять и оценивать гибкие компетенции могут помочь эксперименты с моделированием реальных ситуаций в виртуальной реальности, управление системами обучения, индивидуальные тесты и разработка алгоритмов для проставления оценок. Все эти методы пока находятся в стадии разработки, но soft skills и способы их оценки – один из наиболее актуальных вопросов современной образовательной повестки. Ведущие эксперты сферы образования России и мира обсудили не только важность измерения уровня навыков нового века, но и опыт применения и оптимальные способы распространения гибких компетенций. Участие в дискуссии приняли специалисты в области управления системой образования, директора и учителя, а также ключевые спикеры форума.

 

8Эксперты 33 стран и городов мира обсудили лучшие обучающие практики

В первый день работы форума в зале «Тверской» состоялась третья Международная конференция «Образовательная среда для успеха каждого ребенка: лучшие мировые практики». Среди 1200 делегатов – специалисты из Германии, Китая, Бразилии, Объединенных Арабских Эмиратов, Италии, Мальты, Турции и других стран. Представители тридцати трех делегаций «Города образования» обсудили изменения, необходимые для формирования образовательной среды будущего.

 

Гостей и спикеров приветствовал модератор дискуссии, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Он отметил, что фокус конференции в этом году сместился с доступности образования для всех слоев населения: теперь основная часть внимания обращена на обеспечение условий для реализации амбиций и развития талантов школьников. Сфера образования нуждается в изменениях, соответствующих вызовам нового века, и московская встреча лидеров городов станет отправной точкой для дальнейшего развития сферы образования, которая поможет актуализировать обучающие практики и дать ответ на постоянно меняющиеся запросы современного мира.

 

9«Раньше школа могла опираться на обязанность, а не только на привлечение внимания ребенка. Сейчас это уже не действует, молодежи важно, чтобы работа доставляла удовольствие и приносила признание в среде общения, а эта среда сегодня безгранична. Единственная наша опора в мотивации подростка – это интерес в обучении и его мечта, возможности выбора. Московское образование вышло за рамки города, это большой и интересный спектр различных мероприятий. Необходимое условие реализации мечты для старшеклассников – увлеченные учителя, и мы привлекаем специалистов всех ведущих вузов Москвы», – рассказал на конференции руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Калина.

 

Новый подход дает результаты – московские школьники стали завоевывать все больше мест на Всероссийской олимпиаде, а на международном чемпионате WorldSkills в Казани принесли в копилку сборной России 8 медалей. Московское образование демонстрирует беспрецедентный уровень подхода к фундаментальным обучающим практикам, при этом не забывая о развитии инновационных направлений – этот факт отмечают многие зарубежные эксперты.

 

11Уникальные образовательные решения, которые презентовали на конференции эксперты в области управленческих и педагогических технологий, призваны создать в школах ту самую эффективную среду, которая помогает детям получать знания и необходимые для развития карьеры навыки.

 

Форум предоставляет уникальную возможность обмена опытом и вызывает беспрецедентный интерес, отметил руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергей Черемин: «Москва вошла в рейтинг самых развитых мировых столиц, топ самых умных городов планеты, заняла 5 место по среднему уровню знаний школьника. Мы хотели бы выйти с инициативой, обратиться к представителям крупнейших городов мира для создания альянса образования – это наше будущее, залог успеха наших городов, конкурентоспособности, мира и благополучия. Это наша жизнь».

 

12Своими наработками в области образования нового поколения поделились на конференции ключевые спикеры «Города образования»: заместитель министра образования ОАЭ Хамад Аль Йахайеи, заместитель главного министра Правительства Нью-Дели доктор Маниш Кумар Сисодия, заместитель руководителя Шанхайского городского комитета по образованию Мисс Ли Вей, руководитель Департамента образования Лииса Похьёлайнен и Жоау Кури Нету – директор Муниципального секретариата по образованию Сан-Паулу.

 

В Минобрнауки предложили расширить на регионы проект «Академический класс»

В рамках Московского международного форума «Город образования» министр науки и высшего образования России Михаил Котюков и министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Калина обсудили с педагогическим и научным сообществом перспективы развития проекта «Академический класс в московской школе», который реализуется в столице с 2016 года.

 

13Сейчас академические классы открыты в 24 школах Москвы, а количество обучающихся в них за три года выросло почти в два раза: с 500 до 900 человек. В реализации проекта задействованы 47 ведущих вузов и научных организаций.

 

«Это успешный старт проекта, у которого есть будущее. И мы точно можем его масштабировать без снижения уровня качества отбора и подготовки учащихся. За шесть лет российская наука ждет 35 тысяч новых исследователей. Это те, кто сегодня учится в вузах и старших классах. Наши университеты готовы обеспечивать высокий уровень образования, а научные институты – вести научно-методическое сопровождение развития лучших академических практик. Уверен, что в московских школах есть ребята, которые в этом заинтересованы», – отметил Михаил Котюков.

 

Учитывая растущие потребности российской науки, Москва также отметила готовность расширить проект.

 

14«Мы готовы к увеличению количества школ, где откроются академические классы, минимум в два раза.  Обучение в них дает возможность ребятам реализовать свои интересы и мечты, обеспечивает их надежной перспективой на надежную работу в своем родном городе», – подчеркнул Исаак Калина.

 

Одним из новых направлений проекта в предстоящем учебном году станут «кружки от академика» – встречи с ведущими учеными страны. Так, одним из первых на вопросы ребят ответит академик Алексей Лопатин, возглавляющий Палеонтологический институт РАН.

 

«Чем раньше дети начнут заниматься наукой, тем лучше для всех нас. Этот проект столичного образования обеспечивает живое общение ведущих российских ученых и учеников», – подчеркнул Алексей Лопатин.

 

15По информации Министерства высшего образования и науки России, академические классы в скором времени появятся в семи пилотных регионах страны. По предложению Исаака Калины в рамках проекта «Взаимообучение городов» учителя смогут познакомиться с тем, как организовано обучение в предпрофессиональных классах в Москве.

 

В рамках проекта по предпрофессиональному образованию  в школах столицы открыты инженерные, медицинские,  кадетские, академические классы, также действует «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования».  С 1 сентября 2019 года в 35 московских школах откроют ИТ-классы.

 

Мастер-классы чемпионов WorldSkills на форуме «Город образования»

В «Городе, который учит и учится», преподавателями могут стать все. Чемпионы WorldSkills все дни форума проводили мастер-классы.

 

16На стенде WorldSkills все гости форума смогли поучиться у чемпионов в осваивании новых компетенций и выбрать профессии, которые будут актуальны в будущем. На стенде можно было научиться очищать воду необычными способами, освоить искусство флористики, узнать секреты облицовки плиткой и понять, как устроены автоматические двери в общественном транспорте. При помощи реверсивного инжиниринга можно воссоздать деталь, которой не существует в мире, по техническому заданию и документации, а также можно научиться работе с технологиями дополненной реальности: создать приложение и вывести его с помощью метки и камеры из виртуальности в реальность.

 

По словам экс-руководителя одного из самых престижных конкурсов профмастерства в мире, эксперта WorldSkills International Саймона Бартли, главная цель – дать будущим профессионалам возможность освоить те навыки и soft skills, которые будут актуальны на постоянно меняющемся рынке труда, где каждый год исчезают и появляются профессии.

 

«Получение новых навыков – это инструмент на пути создания лучшего будущего», – уверен Саймон Бартли, экс-президент WorldSkills International.

 

17Проекты московского образования должны быть доступны всей стране

В третий день работы форума прошел совет ректоров «Университеты 2025 и новые запросы к школе». Участники совещания обсудили аспекты взаимодействия столицы и регионов, способы реагирования сферы образования на вызовы современности, а также развитие и внедрение программ предпрофессиональной подготовки.

 

В совете ректоров приняли участие представители ведущих столичных вузов и Департамента образования и науки города Москвы. Традиционная образовательная система оказалась в условиях жесткой конкуренции с другими источниками знаний, доступными для студента, отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Мы находимся в начале большого информационного процесса. Развитие происходит вне формальных форм обучения, и это мировая тенденция. Приведу пример: ежегодно ВШЭ проводит конкурс образовательных инноваций, и в этом году из школ и вузов подано лишь 20% заявок, остальные 80% получены от представителей не научных учреждений. Происходит довольно быстрое вытеснение традиционных форм обучения. Идет запрос на персонализацию образования, нынешние студенты работают в условиях перегруженного информационного потока, онлайн вытесняет оффлайн».

 

18Вызов современности придает стимул к развитию не только вузам. Образование меняет формат – это подтвердило выступление заместителя руководителя Департамента образования и науки города Москвы Татьяны Васильевой с презентацией Московской школы старшеклассников.

 

«Наши студенты оказались в ситуации вызова, но в еще большей ситуации вызова находятся сегодняшние школьники. Наша задача – сделать учебу в старшей школе интересной, мотивирующей ученика на осознанный выбор будущей профессии, и эта задача успешно решается в рамках Московской школы старшеклассников. Вузы для нас – партнеры, без которых невозможно реализовывать предпрофессиональное образование. Совместная работа школы, вуза и предприятия обеспечивает эффективность программы предпрофессиональной подготовки учащихся», – заключила Татьяна Васильева.

 

19Также участники встречи обсудили роль семьи в выборе будущей профессии, проблему взаимодействия столицы и регионов в образовательной сфере и условия конкуренции, в которой находятся московские выпускники в борьбе за места в столичных вузах. Как отметил на совете ректоров руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Калина, решение этого вопроса – повышение уровня подготовки московских школьников.

 

Исаак Калина призвал регионы выстраивать схемы взаимодействия школ, вузов и предприятий, чтобы получить квалифицированных специалистов: Москва готова помочь и поделиться опытом.

 

20