АВИАПРОМ

МАКС-2019

1

 

XIV Международный авиационно-космический салон, проходивший в период с 27 августа по 1 сентября 2019 года, вызвал рекордно высокий интерес со стороны профессионалов и любителей авиации. Общее число посетителей мероприятия превысило 578 тыс. человек. Стоимость подписанных в дни работы салона контрактов и соглашений превысила 250 млрд рублей, деловой потенциал мероприятия оценивается в 400 млрд рублей.

Иван ПОНОМАРЕВ

 

1aПосетившие МАКС-2019 Президент Российской Федерации Владимир Путин и Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступили с приветствиями на торжественной церемонии открытия, осмотрели экспозиции участников авиасалона и ознакомились с образцами авиационной техники.
Владимир Путин в своем выступлении выразил уверенность, что зарубежных партнеров заинтересуют достижения российского авиапрома и технические возможности Воздушно-космических сил России, что откроет новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества. «Мы глубоко ценим международное внимание к российскому авиасалону, видим в этом признание высокого интеллектуального, научно-технического и экспортного потенциала нашей страны, ее уникальных традиций самолетостроения, которые позволяют России оставаться в числе мировых флагманов авиа­космической отрасли», – подчеркнул В. Путин. Он также дополнил, что «перспективы авиастроения во многом зависят от широкой международной кооперации, от тесной интеграции разработок наших конструкторов, ученых, эффективного использования производственных мощностей».

 

1bВ свою очередь, Р.Т. Эрдоган заявил, что «сотрудничество с Россией придаст импульс новому развитию событий – как в авиационной сфере, так и в сфере космических технологий».

 

Комментируя прошедшие на МАКС двухсторонние переговоры, В. Путин сообщил, что обсудил с Президентом Турции возможности развития военно-технического сотрудничества. «Поговорили о сотрудничестве по Су-35 и о возможной работе даже по новому самолету Су-57, – заявил В. Путин на пресс-конференции по итогам переговоров. – У нас возможностей много, мы продемонстрировали новые системы оружия и новые системы радио­электронной борьбы». «Многое, на мой взгляд, заинтересовало наших турецких партнеров, и не только с точки зрения приобретения, но и с точки зрения совместного производства», – добавил он. Также обсуждались вопросы сотрудничества в военно-технической и гражданской сферах.

 

Выставочная программа МАКС-2019

2Международные авиационно-космические салоны заслуженно занимают видное место среди крупнейших и наиболее престижных аэрокосмических выставок мира. Подтверждая этот высокий статус, МАКС-2019 собрал 827 экспонентов из 33 стран, включая 184 зарубежные компании. Впервые в истории салонов МАКС выставка проводилась при партнерском участии Китайской Народной Республики. В специально возведенном павильоне площадью 3 тыс. кв. м разместились экспозиции крупнейших аэрокосмических компаний КНР.

 

Лидеры российской авиационной и космической отраслей, крупнейшие мировые производители представили свою продукцию на площади 26,5 тыс. кв. м в павильонах и на 45 тыс. кв. м открытых площадок и статических стоянок.

 

Ключевым событием МАКС-2019 стала мировая премьера среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300. Два самолета, в том числе третий летный образец, на котором установлен пассажирский салон, показаны на статической стоянке. Еще один самолет принял участие в летной программе. Макет перспективного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 впервые показан в России. Макет включает кабину экипажа, фрагменты салонов первого, бизнес- и экономического классов, служебные помещения. Четверка истребителей пятого поколения Су-57 приняла участие в демонстрационных полетах. Впервые экспортный вариант Су-57Э показан и на статической стоянке.

 

3Холдинг «Вертолеты России» представил ряд новинок, в том числе впервые был показан в полете средний многоцелевой вертолет Ка-62, в первый раз в выставке принял участие первый серийный образец Ми-38 с салоном повышенной комфортности. Вертолет «Ансат» демонстрировался с салоном VIP, разработанным в партнерстве с институтом НАМИ – создателем лимузинов Aurus.
На статической стоянке показаны перспективный тяжелый беспилотник «Орион-2» и экспортный БПЛА «Орион-Э».

 

Иностранные авиапроизводители представили ряд самолетов, ранее не демонстрировавшихся в России. Среди них ближнемагистральный лайнер Embraer E195-E2 в окраске Tech Lion, бизнес-джет Pilatus PC-24, способный базироваться на грунтовых аэродромах, и легкий самолет Piper M500. Широкофюзеляжный самолет Airbus A350-900 уже участвовал в салонах МАКС, однако в 2019 году показаны элементы решения Airbus Connected Experience.

 

4Впервые в рамках МАКС были организованы специальные экспозиции и разделы по авиации общего назначения, в рамках которой продемонстрировано около 50 легких и сверхлегких воздушных судов, по беспилотным авиационным системам, с участием разработчиков и производителей беспилотных летательных аппаратов, эксплуатантов беспилотных авиационных систем. В павильоне «Авиационные регионы России» были сформированы коллективные экспозиции Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской областей, Пермского края.

 

Деловая программа

Как отечественные, так и зарубежные участники отметили увеличение деловой активности, рост интенсивности проведения переговоров и встреч по сравнению с прошлыми салонами МАКС. За первые три дня работы – так называемые Дни специалистов – выставку посетили 143,5 тыс. специалистов, что значительно превышает показатели минувших лет. С продукцией российских компаний знакомились члены 120 официальных делегаций, прибывших по линии «Рос­оборонэкспорта».

 

5В дни работы выставки было проведено около 90 конференций, семинаров, круглых столов, стратегических сессий, участниками которых стали свыше 2000 специалистов. Ряд научных мероприятий, организованных институтами ЦАГИ, ВИАМ и ГосНИИАС, проведен в рамках МАКС-2019 на внешних площадках. В третий раз прошел Евразийский аэрокосмический конгресс, организованный Евразийским партнерством аэрокосмических кластеров и Правительством Самарской области. Мероприятие собрало свыше 700 делегатов.

 

Впервые в рамках МАКС организован раздел Future Hub / «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи». На его площадке состоялось более 40 событий, участниками которых стали свыше 2500 человек. Помимо конференций и круглых столов, посвященных кадровой проблематике, подготовке инженерных и научных кадров, проводились профориентационные мероприятия, открытые лекции и мастер-классы.

 

6По традиции МАКС стал местом заключения контрактов и соглашений на поставку авиационной техники, документов, закладывающих фундамент дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. Крупнейшие сделки заключены на самолеты МС-21 и Superjet 100, вертолеты Ми-8АМТ и «Ансат». Соглашения о сотрудничестве с крупнейшими российскими авиапроизводителями подписал «Новикомбанк» – генеральный финансовый партнер салона. Подписанные соглашения оцениваются в 248 млрд рублей.

 

Суммарный деловой потенциал МАКС-2019 оценивается в 400 млрд рублей, не считая переговоров, проведенных по линии военно-технического сотрудничества. Последние, по заявлениям спецэкспортера «Рособоронэкспорт», исчисляются миллиардами долларов.

 

Демонстрационная программа

7Насыщенная летная программа традиционно выделяет МАКС в череде крупных международных выставок. В ходе МАКС-2019 свое мастерство представили авиационные группы высшего пилотажа Воздушно-космических сил Российской Федерации «Русские Витязи», «Соколы России» и «Стрижи». Впервые представлена программа «Воздушный бой с элементами сверхманевренности», выполняемая двумя истребителями Су-30СМ Морской авиации ВМФ России. С насыщенными программами выступили пилотажные группы «Русь», «Первый полет», «Колибри» и гости из Прибалтики – группы Baltic Bees Jet Team и ANBO.

 

Новинкой МАКС-2019 стало проведение соревнований по высшему пилотажу на одномоторных поршневых самолетах. Лучшие российские спортсмены, отобранные в ходе состоявшегося в июле отборочного тура, сразились за приз «Кубка МАКС-2019». Победу в состязании одержал золотой призер Чемпионата Европы 2019 года Дмитрий Самохвалов.

 

8В летной программе приняли участие 81 летательный аппарат, включая 39 самолетов в составе восьми пилотажных групп. На статической стоянке МАКС-2019 были представлены 133 летательных аппарата. С учетом того, что часть самолетов и вертолетов демонстрировалась и на статической стоянке, и в летном показе, общее количество представленных воздушных судов достигло 202.

 

Торжественная церемония награждения лауреатов конкурса «Авиастроитель года»

В рамках деловой программы Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») состоялось вручение премии «Авиастроитель года» по итогам 2018 года. Церемония награждения лауреатов и дипломантов была организована Союзом авиапроизводителей России.

 

Организационным комитетом конкурса были признаны лауреатами в номинациях:

  • «Лучший инновационный проект» – АО «Камов»;
  • «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий» – ПАО «ОДК-УМПО»;
  • «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди вузов» – ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет);
  • «За создание новой технологии» – ФГУП «ЦАГИ» имени профессора Н.Е. Жуковского;
  • «За вклад в обеспечение обороноспособности страны» – ПАО «НПО «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина – ТОП «ЛЭМЗ»;
  • «За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения» – АО «ОДК-Авиадвигатель»;
  • «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)» – АО «ОДК-Авиадвигатель»;
  • «За вклад в разработку нормативной базы в авиации и авиастроении» – ЦЭСАТ ФГУП «ЦАГИ» имени профессора Н.Е. Жуковского, АО «Вертолеты России», АО «ОДК», ПАО «ОАК».

Награды лауреатам конкурса вручил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Юрий Иванович Борисов.

9a 10 11 12 13 14 15 16 17 000-282 (1)