ММСО. Форум «Город образования»

Компетенции будущего на пороге 100-летия

1

 

ГБПОУ «Колледж железнодорожного и городского транспорта» –ГБПОУ «Колледж железнодорожного и городского транспорта» –одно из старейших учебных заведений Москвы. Здесь ведется подготовка кадров по различным специальностям для транспортного комплекса столицы. Специалист транспортной отрасли сегодня – это не только водитель, механик и диспетчер, как 30 лет назад. Сегодня количество задействованных в этой отрасли экономики специальностей и профессий исчисляется десятками. О том, какими основными компетенциями должен обладать сегодняшний выпускник  Колледжа, чтобы быть востребованным в условиях стремительного развития железнодорожного и городского электротранспорта столицы, с какими достижениями и планами  КЖГТ готовится встретить свой вековой юбилей, журналу «Столица Москва» рассказал директор Колледжа Дмитрий Владимирович Выдрин. 

Владимир НИКОЛАЕВ

 

– Каковы основные траектории развития профессиональных и личностных качеств кадрового потенциала и студентов Колледжа в условиях цифровой трансформации экономики?

– Изменения природы экономики и общества в условиях перехода к информационной стадии развития современной цивилизации привели к трансформации рынка труда и новым требованиям к рабочей силе, которые в дополнение к профессиональным компетенциям включают целый комплекс надпрофессиональных навыков. Организация процесса подготовки будущего квалифицированного специалиста требует применения современных педагогических технологий, привлечения к реализации учебного процесса специалистов-практиков в качестве преподавателей, организации практик студентов на современных, конкурентоспособных предприятиях отрасли. В связи с этим Колледжем железнодорожного и городского транспорта разработана конкурентоспособная модель преподавателя и выпускника, в которой отображено развитие социальных, поведенческих и когнитивных навыков. Это предполагает корректировки в содержании образования, внедрение современных образовательных технологий, методов и форм обучения, а также формирование у студентов навыков soft skills и hard skills, что способствует формированию у личности способностей быстро реагировать на запросы времени.

 

2– Совсем недавно КЖГТ принял активное участие в работе Международного форума «Город образования» и Международного авиационно-космического салона (МАКС – 2019). Какие активности вами были проведены?

– Колледж железнодорожного и городского транспорта является постоянным участником форума «Город образования». В этом году на площадке «Кружок Future Skills» нами была представлена интерактивная программа, включающая в себя знакомство с симулятором виртуальной реальности, посредством которого каждый смог перевоплотиться в монтера пути или слесаря по ремонту подвижного состава для измерения неисправностей колесных пар. А на площадках «Профессиональное обучение школьников» и «Непрерывное образование» преподаватели Колледжа рассказали об электромобиле и продемонстрировали работу двигателя, основных систем и возможности экологически чистого транспорта. На МАКСе мы продемонстрировали ряд мастер-классов, связанных со сбором беспилотных летательных аппаратов, управлением электропоездом, робототехникой.

 

Определение концепции активностей связано, в первую очередь, с тем, что презентованные направления являются векторами в развитии не только Колледжа, но и железнодорожного и городского транспорта. VR – одна из новейших технологий, активно применяющаяся в процессе обучения и трудовой деятельности. Симуляторы виртуальной действительности позволяют моделировать все необходимые ситуации, проходить весь алгоритм действий, необходимый для выполнения каких-либо функций.

 

3– Железнодорожный и городской электротранспорт столицы стремительно развивается. Насколько ваши образовательные программы и материально-технический потенциал позволяют следовать этим тенденциям? Как развивается социальное партнерство по подготовке кадров для отрасли и какова сегодня востребованность выпускников?

– С каждым годом специфика работы транспортного комплекса предъявляет дополнительные требования к формированию кадрового потенциала. Задача КЖГТ, как флагмана среди учебных заведений Москвы среднего профессионального образования, осуществляющего подготовку кадров для транспортного комплекса столицы, состоит в организации учебного процесса на требуемом качественном уровне, что, в свою очередь, невозможно без тесной интеграции образовательных программ, материально-технической базы и производственной практики.

 

В основе образовательных программ Колледжа лежит развитие когнитивных способностей вместо привычного преподнесения готовых знаний. Стоит отметить, что в формировании и реализации программ подготовки принимают участие и социальные партнеры – будущие работодатели наших выпускников. Это позволяет Колледжу подстраивать содержание программ под конкретные рабочие места, шагать вместе с технологическим прогрессом, соответствовать всем современным требованиям и быть в ТОПе профессиональных достижений. Подготовка кадров всегда более эффективна, если она сочетается с практической составляющей. Именно поэтому большое внимание мы уделяем совершенствованию и расширению материально-технической базы, адаптации будущих специалистов к рабочему процессу через систему обучения на тренажерных комплексах самого современного образца. В Колледже имеются тренажеры «Ласточка», интерактивные тренажеры-поезда для метрополитена Москвы, диспетчерское программное обеспечение, имитирующее реальные рабочие места дежурных по железнодорожной станции в цифровом и аналоговом форматах, комплекс по коммерческому осмотру вагонов в 3D- и VR-плоскостях. Благодаря имеющемуся многофункциональному комплексу наши выпускники являются высококонкурентными на рынке труда. Многие из них еще во время обучения в Колледже начинают трудовую деятельность по выбранной специальности. Способствует совмещению учебы и работы развитое в колледже социальное парт­нерство. На протяжении многих лет нашими партнерами являются крупные предприятия Москвы, среди которых ОАО «РЖД», ГУП «Московский метрополитен», АО «Мослифт», АО «ЦППК», ГУП «Мосгортранс» и другие. Однако мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно увеличиваем зону сотрудничества. Количество заключенных договоров о сотрудничестве прямо демонстрирует востребованность наших студентов, ведь ежегодно более 80% выпускников трудоустраиваются.

 

4– В условиях трансформации рынка труда все большее значение приобретает модернизация системы оценки компетенций молодых специалистов. Какие новации в этом направлении осуществляются в Колледже?

– Одной из главных новаций в системе оценки компетенций молодых специалистов является проведение государственной аттестации выпускников по новой форме. Уже с 2016 года она проходит в формате демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, что позволяет оценить уровень знаний, умений и навыков выпускников Колледжа в соответствии с международными требованиями. К проведению демонстрационного экзамена привлекаются ведущие работодатели, а также сертифицированные эксперты WorldSkills Russia, в числе которых преподаватели КЖГТ. Стоит отметить, что в этом году количество сдавших экзамен возросло почти в 2 раза – с 253 до 459 человек. В 2020 году данную форму аттестации предстоит пройти 528-ми обу­чающимся. Наряду с этим на базе Колледжа находятся действующие площадки для проведения демонстрационного экзамена по пяти направлениям.

 

– Каков положительный результат совершенствования образовательного процесса, вовлеченности обучающихся и преподавателей в инновационные направления?

– КЖГТ является активным участником многих чемпионатов профессионального мастерства. В движение WorldSkills мы влились в 2015/2016 учебном году. За это время ребята завоевали 10 золотых, 8 серебряных, 8 бронзовых медалей и 3 медальона за профессиональное мастерство за победу в региональном чемпионате «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia и в Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia. Особенно хочется отметить, что на протяжении последних двух лет наши студенты удерживают лидерство в Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia по компетенции «Управление железнодорожным транспортом». Высокий результат на чемпионатах профессионального мастерства показывают и наши преподаватели. Так, в конце августа текущего года педагог-организатор КЖГТ Ярослав Лакеев стал победителем мирового чемпионата WorldSkills-2019 в соревновательном блоке Future Skills. Наряду с этим в 2018 году мы впервые попробовали свои силы в движении «Абилимпикc» и сразу показали хороший результат, заняв призовое III место по компетенции «Мебельщик». В этом году мы также прошли отбор по данной компетенции и вышли на региональный этап чемпионата, который пройдет в сентябре. Успешно студенты Колледжа выступили в этом году и на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства по компетенции «Электро- и теплоэнергетика», заняв второе место в финальном этапе.
За высокие результаты Колледж железнодорожного и городского транспорта вошел в ТОП-100 лучших образовательных организаций по версии движения WorldSkills Russia.

 

5– Вы отметили, что педагог-организатор КЖГТ Ярослав Лакеев стал победителем на прошедшем недавно мировом чемпионате WorldSkills-2019 в соревновательном блоке Future Skills. Какое место профессии будущего занимают в образовательной системе КЖГТ?

– Чтобы быть успешным в следующем десятилетии, нужно обладать предвидением, эффективной навигацией и мобильностью на фоне стремительной динамики организационных форм и профессиональных требований. Необходимость изменений продиктована вызовами инновационной экономики и усилением глобального научно-технического развития. Для этого в КЖГТ используются новые формы образования, учитывающие мотивацию студентов к обучению, деловой и социальной активности. На сегодняшний день в рамках объединений дополнительного образования осваиваются такие компетенции будущего, как архитектор интеллектуальных транспортных систем; кибертехник умных сред; строитель скоростных железных дорог; кросс-логистика; интермодальные транспортные решения; оператор автоматизированных транспортных систем; архитектор интеллектуальных транспортных систем: нейропилотирование городского транспорта; электрозаправка транспортных средств.

 

Кроме этого, активно ведется работа по включению модулей по компетенциям будущего во все основные образовательные программы и программы обучения взрослого населения исходя из содержания и требований заказчиков.

 

– Как идет работа Колледжа по развитию непрерывного профессионального образования, в частности, проектов «Профессиональное обучение без границ» и переподготовке людей предпенсионного возраста «50+»?

– В рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» мы сотрудничаем более чем с 50 школами города Москвы. В Колледже школьники могут пройти обучение по 15 программам профессиональной подготовки, в том числе по 10 профессиям, соответствующим компетенциям WorldSkills. В результате освоения программ обучающиеся сдают квалификационный экзамен и получают свидетельство о профессии с присвоением квалификации. В 2018-2019 учебном году профессиональное обучение в рамках данного проекта прошли 2404 ребенка.

 

6В этом году Колледж стал участником проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография». Совместно с Академией Ворлд­скиллс Россия и Центром занятости населения города Москвы осуществляется набор граждан предпенсионного возраста на программы профессионального обучения и в группы повышения квалификации по современным и востребованным профессиям. В стенах Колледжа жители Москвы могут освоить 5 программ по следующим компетенциям: Интернет вещей, мобильная робототехника, обслуживание и ремонт оборудования релейной защиты и автоматики, управление железнодорожным транспортом, экспедирование грузов.

 

– Какими планами и проектами знаменателен для Колледжа начавшийся новый учебный год?

– Мы стоим на пороге 100-летия. За спиной десятки реализованных проектов, сотни побед, но останавливаться мы не собираемся. Наряду с развитием образовательных программ, обучением студентов Колледж железнодорожного и городского транспорта активно работает со взрослым населением. Реализуются программы для организаций и предприятий города по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов АО «Центральная ППК», ООО «МВПС-Сервис», АО «АльянсТранс­Атом», ООО «Тверской экспресс» и многих других. Ведущие педагоги Колледжа активно сотрудничают с Академией Ворлдскиллс, и в следующем году планируется продолжить участие в проекте «5000 мастеров» по реализации программ повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения «Практика и методика реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом спецификации стандартов Ворлдскиллс по компетенции».

 

7В наступившем учебном году продолжится работа и по расширению базы партнеров-работодателей. Планируется нарастить материально-техническую базу, в частности, оборудовать новую лабораторию по операционной деятельности в логистике. И конечно же, нас ждет подготовка и участие в Чемпионатах профессионального мастерства.