ММСО. Форум «Город образования»

В открытом доступе

1

 

Наверняка многие посетители завершившегося недавно в столице ежегодного Московского международного форума «Город образования» отметили для себя зрелищную презентацию ГБПОУ «Первый Московский Образовательный Комплекс» (1-й МОК). Верный своим новаторским позициям, 1-й МОК и на этот раз представил два уникальных образовательных проекта (оба – патриотической направленности), мастер-классы от факультета «Ресторанный бизнес» и уроки технологии в новом формате.
Один из них – открытое интерактивное музейное пространство «Война и Вера». По словам гостей форума, «он поражает воображение и вызывает сильнейшие эмоции».

 

Второй проект, презентованный 1-м МОК на сентябрьском форуме, касается деятельности музея, посвященного боевому пути 176-й зенитной артиллерийской дивизии. Этот проект-игра, который стал победителем национального движения «Бессмертный полк», был создан при содействии второго городского Совета ветеранов Москвы.
Оба музея или, точнее, открытых музейных пространства являются результатом реализации открытой образовательной политики 1-го МОК.

 

Каким образом концепция «открытого образования» способствует формированию комфортной, продуктивной и вдохновляющей образовательной среды – рассказываем на примере одного из лидеров столичного образования, ГБПОУ «Первый Московский Образовательный Комплекс».

Владимир ДЮНОВ, Наталия ДОЛАПЧИ

 

Интерактивное пространство

Принцип открытости в образовательных процессах сегодня все чаще обсуждается как одна из качественных характеристик результатов работы образовательного учреждения. При этом он дает ученику возможность определения будущей профессиональной траектории, свободу в определении своего образа, что влечет за собой создание новых образовательных программ, расширяющих образовательное пространство – как в целом, так и каждого отдельно взятого ученика.

 

– С самого начала наш образовательный Комплекс создавался как открытая система, и поэтому одна из его приоритетных и перманентных задач – это нацеленность на создание богатой сети взаимодействий с другими учебными заведениями, общественными организациями и социальными партнерами, – говорит директор ГБПОУ «Первый Московский Образовательный Комплекс» Юрий Дмитриевич Мироненко.

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс» сегодня – это четыре детских сада, две общеобразовательные школы и семь факультетов среднего профессионального образования:  «Реклама», «Индустрия красоты и гостеприимства», «Информационные технологии и управление», «Ресторанный бизнес», «Культура и искусство», «Художественные ремесла» и «Дизайн».

 

2Всего здесь обучается порядка семи тысяч человек, из которых около тысячи – дошкольники, немногим более двух тысяч – школьники и порядка четырех тысяч – студенты среднего профессионального образования.

 

В таком составе это, безусловно, одно из крупнейших в столице многопрофильных и многоуровневых образовательных учреждений живет с 2013 года. Концепция создания в Комплексе комфортной и привлекательной, безопасной и доступной образовательной среды включает в себя создание открытых образовательных пространств, в которых происходит положительная социализация детей, школьников и студентов и в которых (в том числе) более старшее поколение студентов колледжа своими творческими идеями и проектами вовлекает в процесс обучения младшее поколение школьников и воспитанников детских садов. И это сотворчество во многом несет в себе профессиональный импульс. С другой стороны этого конгломерата – студенты, педагогический коллектив, социальная активность семей и опора на лучшие  образовательные практики страны.

 

Забегая вперед, скажем, что сегодня воспитанники детских садов при 1-м МОК с большим удовольствием посещают мастер-классы и интерактивные игровые занятия с мастерами кухни факультета «Ресторанный бизнес» и парикмахерского искусства факультета «Индустрия красоты и гостеприимства», а на различных кружках знакомятся с современным миром посредством цифровой лаборатории «Наураша».

 

Тематика этих занятий имеет профилирующую направленность и повествует об особенностях различных профессий.

 

3Иные формы работы со школьниками, где акцент делается на учет индивидуальности и потенциала молодых людей. В настоящее время в рамках дополнительного образования учащиеся 1-го МОК имеют возможность обучаться в естественно-научном, гуманитарном, социально-экономическом, технологическом и универсальном классах. И кроме того, в рамках отдельного технологического профиля ребята, обучаясь в школе, уже могут приступить к освоению учебных дисциплин и междисциплинарных курсов по всем специальностям среднего профессионального образования, которые реализуются в Комплексе.

 

Но вернемся к практике открытых образовательных площадок, основное предназначение которых (в отличие от традиционного образования) может быть использовано в учебной и внеучебной деятельности, а также для проектных и исследовательских работ, демонстрации освоенных навыков и компетенций и продуктов проектной деятельности. Собственно, эти площадки и формируют творческую и образовательную среду в Комплексе.

 

Взять, к примеру, литературно-музыкальный салон (Литературную гостиную) с его трансляцией традиций русской и зарубежной классики. Можно ли назвать его работу нестандартными уроками школьного музицирования и литературы? Или все же – уникальной средой, которая, подобно окружению в дворянской культуре, помогает ребенку стать глубоко и всесторонне образованной личностью?

 

Или вот еще одна из образовательных площадок – «Туманный Альбион» – традиционное место встречи любителей британской культуры, созданное при содействии студентов факультета «Реклама» и преподавателей Комплекса.

 

– Наши гости непременно отмечают эстетику внутреннего убранства Комплекса и всех зданий (их у нас 18). В этом плане студентам и педагогам факультетов «Дизайн» и «Реклама» удалось воплотить в жизнь множество оригинальных творческих идей, ставших украшением и визитной карточкой нашего образовательного учреждения, – рассказывает методист Елена Вячеславовна Максимова.

 

Мягкие кресла и диваны, выполненные в корпоративных (сиреневых и зеленых) цветах, создают комфортную атмосферу в коридорах и рекреациях Комплекса, а их стены украшают многочисленные работы воспитанников. В их числе – украшенные изображениями сказочных персонажей стены блока начальной школы, малых архитектурных форм прогулочных площадок детских садов. Этот студенческий проект факультетов  «Художественные ремесла» и «Культура и искусство» сегодня никого не оставляет равнодушным. Но безусловной вершиной совместного творчества студентов и педагогов Комплекса являются уникальные музейные пространства.

 

«Война и Вера»

4Точкой отсчета открытого музейного пространства «Война и Вера» можно считать 90-е годы, когда здесь появилась первая небольшая экспозиция. Эксперимент (вызванный элементарной хозяйственно-бытовой нуждой, проще говоря – отсутствием специально отведенного зала) неожиданно получил большой творческий импульс.

 
Небольшая экспозиция исторических фотографий и экспонатов, к которым со временем добавились возможности современных мультимедиа, гармонично вписалась в пространство образовательного учреждения.

 

– Наверное, как и многие наши московские коллеги, до того дня мы с трудом представляли, как музей может работать без экскурсоводов и более того – без дверей! – рассказывает руководитель структурного подразделения 1-го МОК по учебно-воспитательной работе Татьяна Александровна Артюхина. – Но нам так хотелось создать в своем образовательном Комплексе комфортную развивающую среду для студентов и педагогов, и мы счастливы тем, что нам это удалось!

 

Интересно, что начинался этот уникальный, вызывающий сегодня глубочайшее уважение к его создателям проект вовсе не с военных артефактов, а с большой исследовательской, а затем проектной деятельности студентов и их наставников-педагогов. Впервые военная экспозиция появилась в канун подготовки к 65-летию Великой Победы.

 

Главным автором и идейным вдохновителем экспозиции стал директор Комплекса Юрий Дмитриевич Мироненко, историк по образованию, по роду своей прошлой профессиональной деятельности хорошо знакомый с особенностями воспитания молодежи.

 

Преподаватели и студенты вспоминают, как непросто далась им первая экспозиция, что во многом объяснялось замыслом сделать экспозицию на тему Великой Отечественной войны понятной, близкой и личностно значимой для всех, кто имел отношение к ее созданию. Но с тем большим усердием участники экспозиции готовились к этой работе! После уроков ребята красили, штукатурили, делали ремонт (к тому времени музей обрел отдельные площади), а на зимних каникулах трудились над информационным наполнением выставки в военных архивах.

 

И долгожданный результат превзошел все ожидания! Фотоэкспозиция, в которой представлены фотографии военных лет, уникальные экспонаты на фоне военных артефактов, под звучание «Реквиема», вмонтированная в повседневную жизнь образовательного учреждения, будоражила эмоции даже сильнее, чем на то можно было надеяться! Когда к традиционным выставочным средствам стали добавляться современные мультимедиа, многократно усилившие эффект присутствия, стало понятно, что главная цель этих непростых усилий достигнута!

 

5Сегодня в музейном пространстве «Война и Вера» проводятся различные мероприятия духовно-патриотической направленности для детей и подростков. Такие, к примеру, как виртуальные экскурсии по музеям, «военные» квесты и проекты сайтов на тематику решающих битв и пр. Музей активно технически модернизируется. Большую помощь в его работе оказывают возможности столичного образовательного мегапроекта «Московская электронная школа». В библиотеке МЭШ появляются сценарии уроков и внеурочной деятельности с использованием возможностей экспозиции музея.

 

Надо сказать, «Война и Вера» для его авторов – это не просто хобби. Многие из них принимают постоянное участие в поисковых экспедициях, посвященных Великой Отечественной войне. И сегодня можно с уверенностью сказать, что тот главный принцип воспитания подрастающего поколения, который был заложен в основу образовательной концепции 1-го МОК еще много лет назад – уважение личности молодого гражданина, его патриотической позиции – дал отличные результаты.
Отдельно стоит сказать еще об одном заслуживающем восхищения творческом пространстве 1-го МОК – музее художественных ремесел на Мурманском проезде.
В музее представлена большая коллекция экспонатов студентов факультета «Культура и искусство»,  обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»: дизайн, художественное ремесло, декоративно-прикладное искусство, ювелирное дело, работа с металлом, деревом, бронзой, филигрань и др.

 

Обучаясь – обучай 

Действующее при 1-м МОК студенческое кафе с романтическим названием «Огни Москвы», где студенты любят праздновать свои дни рождения и проводить профессиональные дегустации новых блюд –  студенческое во всех смыслах.

 

«Огни Москвы» –  плод совместного творчества студентов факультета  «Реклама» (усилиями которых полностью осуществлялся дизайнерский проект) и «Ресторанный бизнес», который реализует здесь весь производственный цикл от создания продукции до ее реализации. Согласитесь, прекрасный образец прохождения практики и получения первого профессионального опыта! Именно практико-ориентированный подход, по мнению руководства Комплекса, является индикатором правильности образовательной стратегии, главный принцип которой заключается в развитии конкурентных преимуществ студентов и придании им уверенности!

 

Следующей ступенькой в этой «лестнице достижений» является подготовка и участие студентов в Чемпионатах профессионального мастерства  WorldSkills, JuniorSkills и др.
Она проводится совместно с социальными партнерами 1-го МОК, которые оказывают серьезную поддержку учебному процессу. Обучение на факультетах максимально приближено к условиям реального производства. Наиболее показательным в этом плане является факультет для подготовки будущих рестораторов, где обучается порядка тысячи студентов.

 

Некоторые факультеты, такие, как «Прикладная эстетика» с направлениями СПА и Wellness, активно курируются отельным бизнесом ввиду большого практического интереса.

 

6Требования к производственным мастерским, творческим лабораториям, парикмахерским и студиям – самые высокие.  В 1-м МОК, стандарты которого изначально ориентировались на технологии, используемые ведущими компаниями мировой индустрии красоты, не скрывают: одна из главных задач Комплекса – международный статус! На практике это означает выпуск специалистов с образованием, имеющих самый высокий уровень прикладных компетенций.

Пару лет назад Комплекс уже предпринял серьезный шаг в этом направлении, выиграв грант на переподготовку кадров по линии WorldSkills по компетенциям: «Парикмахерское искусство», «Поварское дело», став Площадкой лучших практик в России по стандартам WorldSkills.

 

На достижение целей открытости ресурсов Комплекса образовательной системе Москвы нацелено и предоставление 1-му МОК площадок для проведения  по 7 компетенциям в Московском этапе Чемпионата профессионального мастерства WorldSkills.

 

В профессию – без границ!

Как и многие столичные коллеги по цеху, 1-й  МОК принимает активнейшее участие в крупнейших проектах  Департамента образования города Москвы.
Сегодня в рамках реализации проекта «Профессиональное обучение без границ» (получение учениками 8,9,10-х классов рабочей профессии) Комплекс сотрудничает с более чем тремястами столичными школами.

 

И, кстати сказать, за несколько лет перечень профессий, реализуемых 1-м МОК в рамках этого проекта, увеличился с первоначальных четырех до сегодняшних восьми. Среди них: «фотограф», «мастер маникюра», «оператор ЭВМ», «изготовитель художественных изделий», «исполнитель художественно-оформительских работ» и др.
Концепцию открытого образовательного пространства 1-го МОК органично дополняют «Мастерская от чемпиона», «Школа новых технологий», «Школа мобильных приложений», «РобоФест», «Московские инженерные игры» и др., в которых Комплекс и участник, и организатор.

 

Руководство Комплекса подчеркивает исключительную полезность этих проектов, в первую очередь – из-за равноправного диалога между вчерашними и сегодняшними школьниками, лучшего понимания ими особенностей будущей профессии, а также – за те уникальные и быстрые карьерные возможности, которые предоставляются  победителям чемпионатов профессионального мастерства.

 

7— Ребята с удовольствием приходят на «Мастерскую от чемпиона», – говорит Юрий Дмитриевич Мироненко. – Когда со школьниками работает не старшее поколение преподавателей, к которым они привыкли в школе, а практически их ровесник, который при этом  демонстрирует современность и привлекательность своей профессии – это внушает большое доверие и очень мотивирует!

 

Напомним, что победитель или призер чемпионатов в рамках проекта «Мастерская от чемпиона» может открыть студию, лабораторию или мастерскую, где будет делиться профессиональными новациями с ребятами, а также выпускать свою продукцию, зарабатывая на этом. При этом победителю и призеру мирового первенства доплачивают 100 тысяч, а национальному победителю 60 тысяч рублей в месяц. Словом, московское правительство предпринимает серьезные шаги в направлении поддержки и развития профессионального образования в столице и демонстрации миру его высоких достижений.

 

Но все же одна из целей всех инновационных образовательных проектов – сделать их частью повседневной жизни москвичей. Как здесь не вспомнить о ставших уже традиционными образовательных проектах для старшего поколения москвичей, которые нацелены на освоение ими цифровых компетенций и, как следствие, – на увеличение качества их жизни?

 

Так, еще несколько лет назад большой популярностью у пожилых людей пользовались уроки компьютерной грамотности. Последние несколько лет к этому цифровому ликбезу добавился ряд новых проектов, реализуемых столичным Департаментом образования – «Московское долголетие», «50 плюс», «Серебряный университет», в которых самое активное участие принимает и 1-й МОК.

 

Все   реализуемые сегодня 1-м МОК образовательные проекты нацелены прежде всего как на личностную и профессиональную социализацию и развитие детей и молодежи, предпрофессиональную подготовку учащихся, так и на открытие новых профессиональных перспектив людей зрелого возраста, и это является важнейшей задачей открытого образовательного подхода Комплекса.

 

– Мы всегда имели свой собственный, неподвластный временным влияниям воспитательный потенциал, – говорит Юрий Дмитриевич Мироненко. – Потенциал, обращенный, с одной стороны, к внутреннему миру личности студента, ее индивидуальной идентичности, творческому миру, а с другой – к возможности и готовности образовательной системы Комплекса обеспечить выполнение этого требования. Открытость, уважение к личности ребенка и желание работать в этом направлении – только так можно воспитать грамотную, гармонично развитую личность, знающую, что такое человеческое достоинство и честь!