ММСО. Форум «Город образования»

«Большие данные» в образовании

1

 

С 29 августа по 1 сентября 2019 года в Москве прошел ежегодный международный форум «Город образования». Московский городской педагогический университет (МГПУ) в рамках форума провел многодневное мероприятие, посвященное использованию технологий Big data. Мероприятие состояло из нескольких форматов – международной конференции «Большие данные в образовании», круглых столов и студенческого хакатона. 

 

Работу в области изучения больших данных и использования полученных результатов для нужд педагогики университет ведет уже больше года: в Институте цифрового образования МГПУ действует открытый проект «Цифровая среда», в университете реализована система анализа успеваемости студентов, которая на основе вовлеченности студента в определенные темы может рекомендовать курсы и научные мероприятия. Также немаловажно то, что такая система позволяет оценивать популярность и рентабельность образовательных программ, делая образовательный процесс еще более наглядным.

 

Также на базе МГПУ и Финансового университета работает облачная нейросетевая система, которая в режиме реального времени анализирует и представляет данные о характере вовлеченности студентов в процесс обучения.

 

— Перед учащимися ставится камера, записывающая занятие. После специально обученная нейронная сеть обрабатывает видеозапись, распознает лица и снимает метрики: положение головы, губ, носа, глаз, направление взгляда. Это позволяет выстраивать график эмоций, которые ученики испытывали на занятиях. Например, если на пятой минуте занятия все студенты начали улыбаться, то система сообщает, что в этот момент был пик эмоций, и в дальнейшем компьютер или человек может это проанализировать, – рассказывает руководитель Управления информационных технологий МГПУ Руслан Сулейманов.

 

Ректор МГПУ Игорь Реморенко отмечает, что сейчас уже можно наблюдать первые итоги работы с большими данными: «Перед исследователями и педагогами встает целый ряд задач и проблем, принуждающих по-новому взглянуть на организационные и психологические аспекты обучения. Можно констатировать, что мы на пороге возникновения ряда новых научных подходов к образованию».

 

2Возможно, уже в недалеком будущем новые научные подходы позволят перейти к более гибким и эффективным способам взаимодействия преподавателя и учащегося.

 

Применение методик так называемой «Data Driven Pedagogy», базирующейся на всестороннем компьютерном анализе образовательной деятельности, способно, по словам одного из участников конференции, профессора Мадридского университета Карлоса Дельгадо Клооса, привести к такой же революции в образовании и культуре, какую вызвало появление книгопечатания или Интернета. По его мнению, влияние новых технологий на институциональную реорганизацию образования приведет к формированию «education 4.0», принципиально новой информационной образовательной среды, собирающей и анализирующей огромные массивы информации.