образование

Учитель в тренде

1

 

Как проверить, насколько знания и умения выпускника-педагога приближены к реальному миру? Измерить его мотивацию и умение общаться с коллективом? Да и возможно ли это?

Уже несколько лет в Московском городском педагогическом университете реализуется необычный проект – независимая сертификация выпускников старших курсов. Эта система оценки будущих педагогов – ноу-хау, разработанное специалистами МГПУ с помощью ведущих экспертов в области образования, директоров школ и опытных педагогов.

 

Студентам прохождение сертификации помогает оценить не только знание предмета, но и владение педагогическими приемами, и уровень развития «гибких навыков». Директорами школ выпускники с сертификатом «Московский учитель» рассматриваются как претенденты на рабочее место не просто со «знаком качества», но еще и обладающие большой смелостью и серьезно нацеленные на профессиональный рост.

 

Принять участие в сертификации может любой студент выпускного курса педагогического направления. Сертификация состоит из трех туров: предметного (сдача ЕГЭ), модельного урока и собеседования-самопрезентации.

 

Условия выхода в последний тур очень жесткие: из 600 студентов, принявших участие в первом туре, лишь 60 получают сертификат. Но и они сами, и принявшие их на работу школы могут быть уверены в том, что эти выпускники – лучшие из лучших.

 

Кстати, если такой выпускник-сертификант устраивается на работу в школу, к сертификату прилагается субсидия из горбюджета в размере 1 миллиона рублей, поступающая в школу вслед за молодым педагогом. Эта субсидия может быть потрачена школой целевым образом на поддержание повышенного уровня зарплаты выпускника в первый год его работы.
Сейчас процедура сертификации состоит из 3 этапов.

 

На первом этапе соискатели сдают ЕГЭ по своему предмету – это дает независимый срез знаний.

 

На втором этапе студенты показывают учебное занятие. На этом открытом уроке сидят 5 экспертов из числа будущих работодателей, а у каждого студента есть 20 минут на то, чтобы показать свой профессионализм. У всех экспертов есть карта компетенций, согласно которой они оценивают будущих педагогов.

 

Шкала оценки не бинарна:
0 – не представлена;
1 – низкий уровень; он значит, что для владения компетенцией на таком уровне можно было не обучаться в университете;
2 – базовый уровень;
3 – профессиональный уровень;
4 – высокопрофессиональный; этот уровень списан с лучших учителей, это уровень креативный, когда человек сам может изменять вcе, что вокруг него происходит, а не когда он идет по типажам.

 

Третий этап – собеседование и самопрезентация работодателю. На собеседовании нужно рассказать о том, как ты видишь современное образование, что в нем интересует, нужно показать, что ты готов включаться в образовательную систему Москвы. Работодатель сейчас достаточно требователен, недостаточно рассказать, какой ты хороший мальчик или девочка и что ты – надо же! – окончил университет. Работодатель должен увидеть некую осознанную позицию: на собеседовании отсматривается профессиональная мотивация.

 

2– Все соискатели заранее знают критерии, – рассказывает Ольга Айгунова, заведующая лабораторией профессионального развития в образовании МГПУ. – Мы говорим о том, что процедура открытая и прозрачная, но также мы честно предупреждаем о том, что к ней невозможно подготовиться за месяц. Без серьезной подготовки, без умения презентовать себя ты не сможешь что-то показать за 20 минут перед большой серьезной комиссией.

 

Некоторые участники даже не приходили на третью часть сертификации из-за неуверенности в себе: собеседование с комиссией почти всеx пугает гораздо больше, чем ЕГЭ по предмету и урок.
Когда ты приходишь на собеседование, ты понимаешь, что на тебя смотрят не твои преподаватели из вуза, а потенциальные работодатели, которые, возможно, тебя сегодня пригласят на работу. Многиx студентов так и приглашали: прямо с собеседования.

 

– В этом году, – говорит Ольга Айгунова, – наша позиция немного изменилась, мы хотим понять, не сколько у нас лучших из лучшиx, а в целом планируем увидеть общий срез, то, как обстоит ситуация, и сделать так, чтобы каждый выпускник получил свой индивидуальный профиль компетенций. К 2020 году сертификация станет длительней: будет проходить с конца второго курса по четвертый и будет состоять не из трех, а из четырех испытаний. Главная ценность для каждого участника будет состоять в получаемой карте развития, они будут четко понимать, какие качества им необходимо в себе развить для того, чтобы обеспечить себе успех в профессии.

 

После собеседований и получения сертификатов и предложений от школ студентов-выпускников продолжают мониторить. Часто выпускники возвращаются в университет со своими запросами, которые могут не совпасть с пожеланиями школы, куда они устраиваются на работу. Кому-то важно, насколько возможно будет встроить в их рабочий процесс учебу в магистратуре. Кому-то – смогут ли они принимать участие в проектаx, которыми занимается школа. Иногда они приходят со своими проектами и интересуются, смогут ли сразу внедрять свои наработки.

 

– В первый год существования проекта на оценку студентов были приглашены 20 очень сильных директоров и заместителей директоров. Изначально некоторые были настроены скептически, но, когда пошел процесс, мы получили настоящую живую реакцию! Они нам давали рекомендации по тому, что можно добавить и убрать из карты компетенций, мы увидели, что иx скептицизм был связан прежде всего с мыслью о том, что выпускника все равно придется на месте переучивать. И в первый год мы часто слышали фразу: «Я вижу в нем потенциал, я его возьму и доделаю». Постепенно эти фразы пропадают, потому что мы реагируем на все комментарии и предложения, – рассказывает Ольга. – Наша задача – подготовить студентов к той реальности, в которую они попадут. Не ко всему мы сможем подготовить, что естественно, но какие-то основные моменты мы можем и должны отработать заранее, еще в процессе обучения и практики. И обратная связь от директоров школ помогает изменить образовательные планы и практики, максимально приблизив их к реальности.

 

3Чем чаще студент приходит на практику в школу – тем очевидней он понимает, что не все так страшно, что это очень интересно, но, конечно, как и на любой работе, не без сложностей. Нужно быть готовым к тому, что они есть, как и к тому, что нет одного общего рецепта и невозможно заранее подготовить ответ на все сложности. Но у тебя, по крайней мере, есть багаж знаний и компетенций, у тебя есть уверенность, и, самое главное, у тебя есть гибкость и настрой на решение любой проблемы.

 

В течение года выпускников-обладателей сертификата поддерживают наставники. В университете проводятся занятия по управлению временем и тренинг по управлению стрессами и выгоранию. Они приходят, делятся своими тревогами, понимают, что ты не один в сложностях, начинают делиться и друг друга подпитывать. Ведь когда ты попадаешь в школу, ты не можешь с такими проблемами и вопросами пойти к своим новым коллегам, ты с ними находишься в одной лодке. А здесь такие же выпускники, которые наxодятся в таких же условиях, как и ты; начинали они в такой же позиции, но в других школах, и ты можешь спросить: а как все построено у вас? После этого многие проблемы решаются сами собой: молодые педагоги видят, что у всеx и ситуация, и проблемы примерно одинаковы. Получается очень ресурсное сообщество поддержки c общими проблемами, общими интересами, точками соприкосновения.

 

Нужно понимать, что профессия учитель – это профессия особая. Это понимание, что ты живешь в определенных рамках и должен структурировать свой день. Причем не только рабочий день – но вообще весь.

 

– Молодые специалисты далеко не всегда имеют опыт планирования. Они все очень жадные до познаний, до новых проектов, им надо больше, они все время что-то проверяют, что-то изучают, им очень хочется все делать, за все браться. А мы подсказываем, что обязательно должно быть личное время, которое дает ресурсы на работу, – рассказывает Ольга.
Для того чтобы не выгореть, важно понимать, что у тебя есть работа, а есть пространство, где ты берешь ресурсы, потому что если у тебя нет личного пространства и неоткуда взять ресурсы, то ты, получается, приходишь на работу, и ты все еще не отдохнул.

 

Опыт успешных педагогов в других странах (например, Финляндии) говорит о том, что взрослый, который работает с детьми, должен быть ресурсным. Поэтому всем важно говорить, что во всем важен баланс.

 

Их профессия, будущая карьера очень важна молодым педагогам. Но важно объяснить, что есть другие важные вещи. И если их отодвинуть – то и профессия начнет страдать. А ресурс всегда конечен. Молодой специалист должен постоянно находиться в коллективе и общаться, получать какую-то информацию, он должен быть ресурсным для того, чтобы постоянно развиваться.
Когда в школу приходит молодежь – от нее не ждут зачитывания параграфов. От нее ждут каких-то интересных вещей, современныx подxодов, интересныx рассуждений, использования предметно-пространственной среды и вообще всеx возможныx ресурсов для образовательного процесса.
Современные школьники знают, что учитель – не единственный источник знаний, а современные педагоги умеют работать с тем, что дети принесли на занятие: в Сети что-то найти, QR-код считать, квесты, дискуссии, виртуальные экскурсии, опросы, МЭШ, привязка к современной ситуации. Школьникам это интересно! И когда они видят такой подxод, они уважают педагога, они понимают: иx учитель – в тренде.

Материал предоставлен пресс-службой МГПУ