образование

Три кита образования московской школы №1568 имени Пабло Неруды

1

 

Известное высказывание Владимира Ивановича Вернадского гласит: «Научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего».

Глубокий смысл этих слов как нельзя лучше понимают в руководстве Московского бюджетного образовательного учреждения «Школа № 1568 имени Пабло Неруды», в основу образовательной программы которого положены естественно-научное и техническое направления.
Школа является обладателем гранта I степени Мэра Москвы за достижение высоких результатов в образовательной деятельности и занимает почетное седьмое место в рейтинге качества образования среди столичных образовательных учреждений, переместившись в этом списке на две позиции вперед за один только прошедший учебный год.

Владимир НЕМТЫШКИН, Наталия ДОЛАПЧИ

 

Математика – всему голова!

Среди москвичей школа № 1568 известна, прежде всего, как одно из самых престижных образовательных учреждений физико-математического, физико-химического и инженерного профиля.

 

2Царица наук, математика – одно из основных профилирующих направлений учебного заведения. Здесь ее любят и глубоко чтут все, что с ней связано. Не случайно последние два года школа имени Неруды входит в двадцатку столичных образовательных учреждений, выбранных в качестве ресурсного Центра для проведения проекта «Математическая вертикаль», в рамках которого в Центре могут обучаться математике учащиеся 7 – 9 классов из всех московских школ.
На данный момент это порядка четырехсот семиклассников из тринадцати школ в основном Северо-Восточного муниципального округа столицы, еще семь школ, которые подключились к работе на более позднем этапе, проходят предварительную подготовку к предстоящему учебному году.

 

Наряду с учениками в новом ресурсном математическом Центре повышают квалификацию и их будущие учителя. Для них программа «Математической вертикали» включает в себя консультационную и методическую работу, содержание учебного и контрольно-измерительного материала и т.д.

 

3Столь основательная комплексная подготовка с участием всех участников образовательного процесса объясняется тем, что проект не просто математический, но нацелен, в первую очередь, на получение учениками московских школ профессиональных компетенций по предмету. Как и все, что делается в стенах этого знаменитого учебного заведения, за тринадцать лет своего существования выпустившего в мир целую плеяду талантливых юных математиков.

 

Начиная с пятого класса ученики школы № 1568 проходят углубленное изучение математики. Здесь действуют двадцать четыре профильных физико-математических, физико-химических, химико-биологических и информационно-технологических класса. Кроме того, с этого года на их базе будет открываться математическое направление, в рамках которого помимо основного обучения планируется проведение специальных курсов для подготовки ребят к участию в Московской и Всероссийской олимпиадам школьников по математике.

 

Особенность олимпиадной подготовки в том, что она нацелена на освоение современных направлений в математике и получение школьниками профессиональных компетенций по предмету. Ведь именно «царица наук», по твердому убеждению руководства школы, задает импульс и основной вектор развития всей образовательной системе. Она же – основа большинства реализуемых сегодня школой № 1568 образовательных проектов и залог успеха ее выпускников в современном мире.

 

4Именно московские школьники 6-9 классов являются основной целевой группой таких проводимых сегодня школой № 1568 конкурсных мероприятий как «Математический квадрат», «Математический брейн-ринг», «Математический взлет», а также различных лекций и олимпиад по математике.

 

Глубокому всестороннему развитию юных математиков посвящена целая программа нового ресурсного математического Центра, в рамках которой учащиеся 6-7 классов из всех московских школ имеют возможность посещать математические кружки.

 

Кроме того, в самой ближайшей перспективе для ребят откроет свои двери эффективная начальная школа «Четыре за три», где, начиная с пятого класса, они будут заниматься углубленным изучением математики и естественных наук.
Для учеников с 5 по 9 классы в течение всего учебного года проводятся кружки по олимпиадной математике.
Словом, как можно убедиться, руководство этого уникального образовательного учреждения прилагает все усилия, чтобы максимально охватить московских ребят и увлечь их математикой.

 

5– Закономерно, – говорит заместитель директора по управлению качеством образования школы № 1568 Ольга Ивановна Константинова, – но по мере усиления математического вектора в программе и, в частности, с началом реализации проекта «Математическая вертикаль» наши ученики стали демонстрировать более высокие результаты по предметам: математика, физика, химия, биология. Но, без всякого сомнения, очевидно: именно благодаря этому проекту удалось объединить усилия московских школ в направлении математической подготовки ребят и перейти из прежней конкурентной плоскости к партнерским отношениям.

 

Продолжая традиции Курчатова

За последние два года значительные перемены произошли и в естественно-научном направлении школы. Так, подготовка учеников физико-химического профиля начинается теперь не с восьмого, как прежде, а с седьмого класса.
Такой шаг со стороны руководства образовательного учреждения продиктован многочисленными результатами участия его учеников в предметных олимпиадах, наглядно доказавших, что более ранняя подготовка по предмету способствует более высоким результатам.

 

6– На примере Олимпиад мы убедились: если бы изучение химии в нашей школе начиналось на год раньше, мы бы имели более высокий уровень знаний, – говорит О.И. Константинова.

 

В свою очередь, напомним, что московская школа №1568 имени Пабло Неруды является активным участником Курчатовского проекта и реализуемого в его рамках непрерывного конвергентного образования, которое включает в себя глубокое изучение четырех основных направлений – физики, химии, биологии и географии.

Сегодня школа по праву гордится результатами этой деятельности, импульс которой был задан успешным участием ее учеников во Всероссийской олимпиаде «Нанотехнологии – прорыв в будущее!».

 

Уже в декабре 2017 года двое представителей школы в составе сборной России одержали победу на проходившей в Нидерландах XIV Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров (IJSO), а в 2018-м
повторили этот успешный опыт, принеся нашей сборной серебряную медаль.

 

И в продолжение темы Олимпиад. Школа является постоянным участником Международной олимпиады по экспериментальной физике (IEPhO), где стабильно добивается высоких результатов. Так, в декабре прошлого года учащиеся школы завоевали 13 призовых мест в индивидуальном зачете, а команда школы № 1568 стала призером в старшей лиге – единственная из московских команд, принявших участие в данных состязаниях.

 

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2018 года ученики школы № 1568 завоевали два первых места и три призовых по физике, а также первое и два призовых по химии (в 2019 году результаты распределились следующим образом: химия – два победителя и три призера).

Все эти победы – результат слаженной работы естественно-научного комплекса.

 

7– С самого начала своего основания в 2006-м году мы понимали, что образовательный подход, основанный на физико-математическом направлении, и развитие нового конвергентного образования – это то, на чем сегодня должна базироваться образовательная программа нашей школы, – продолжает О.И. Константинова. – Потому что в XXI веке обычных физико-математических школ уже недостаточно. Современная система подготовки специалистов естественно-научного профиля может быть признана актуальной только в случае, если в основе ее развития лежит более широкий, конвергентный концепт.

 

Обучение будущих математиков, физиков, химиков, географов в школе № 1568 ведется на базе прекрасно оборудованного лабораторного комплекса. Среди его лабораторий – лаборатория по черчению, высокий технический и образовательный уровень которой позволяет выпускать в жизнь уже готовых специалистов в области конструирования и компьютерного дизайна. Так, в течение трех последних лет представители школы № 1568 стабильно занимают призовые места в Национальных чемпионатах профессионального мастерства JuniorSkills и WorldSkills по компетенциям «Инженерный дизайн CAD» и «Лабораторный химический анализ».

 

Стремительное развитие естественных наук и высокие результаты учеников сделали школу №1568 признанным экспертом в этой области. В 2017 году она стала базовой площадкой для проведения межрайонного этапа Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ школьников по научно-технологическому направлению. Прототипом ее является проводимая в рамках Курчатовского проекта ежегодная конференция «Наука для всех».
Высокий статус новой научной площадки подтверждается составом жюри, куда входят представители таких престижных российских вузов как МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИЯУ МИФИ, МФТИ.

 

8Неудивительно, что этот форум является объектом пристального внимания московских школьников, которые помимо участия в максимально насыщенных конкурсных секциях получили уникальную возможность – получить обратный отзыв о своей работе и рекомендации от ведущих экспертов. Этот факт, уверены организаторы, позволит значительно развить научно-исследовательский потенциал учеников, выработать у них новый взгляд на научную работу, ее методы и т.п.

 

И наконец, буквально на днях естественно-научное направление и, в частности, популяризация «Курчатовского проекта» среди москвичей были отмечены еще одним высоким научным признанием. В начале апреля этому образовательному учреждению присвоен статус Школы – консультанта городского проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования» – по аналогии с Ресурсным центром проекта «Математическая вертикаль». Такой шаг, в свою очередь, предполагает повышенный уровень профессиональной подготовки учителей естественно-научного цикла и новый толчок в развитии творческого потенциала учеников.

 

В программе школы № 1568, как Школы – консультанта городского проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования», – проведение консультаций, практических занятий, семинаров для школьников и подготовительная работа с учителями московских школ.

 

Будущим инженерам и академикам

9Сегодня школа стоит на пороге нового этапа своего развития, и он направлен не только на качество, но и на будущее самого профессионального образования.

 

Речь идет о новых этапах развития в таких образовательных проектах как «Инженерный» и «Академический» классы. Надо сказать, что инженерное направление существовало и ранее и представляло собой сотрудничество с ведущими вузами г. Москвы, в рамках которого ученики старших классов школы № 1568 получали возможность посещать учебную базу таких ведущих вузов страны как МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, МФТИ.

 

В чем кардинальная особенность нового этапа проекта? Как поясняют в руководстве школы, изменения коснулись, прежде всего, программы практической подготовки учеников. Так, если раньше ее реализация проходила во внеурочное время, то сейчас она включена в основные занятия и занимает больше часов.

 

Кроме того, сам факт посещения и получения практического опыта на базе вышеназванных вузов и таких предприятий как РКК «Энергия» им. С.П. Королева, Центр управления полетами Космического Агентства позволит учащимся школы воочию наблюдать перспективы своей будущей профессиональной деятельности.

«Академический класс» – проект, направленный, в первую очередь, на развитие физико-химического направления и нового в программе школы № 1568 – химико-биологического направления.

 

10В отличие от «Инженерного класса», данный проект носит исследовательский характер. Согласно достигнутым договоренностям эта работа будет проходить на базе Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН, факультета наук о материалах, химического и биологического факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова и других профильных вузов-партнеров.

 

Как ожидается, реализация проектов позволит школе № 1568 в перспективе выйти на качественно новый виток образования и сформировать единую систему профессиональной подготовки учеников, завязанную в конечном итоге на получение ими реальных производственных навыков.

 

– Таким образом, – подчеркивает заместитель директора школы № 1568 по управлению качеством образования О.И. Константинова, – из профильного образования мы фактически выходим на новый предпрофессиональный уровень, на что сегодня направлены все наши основные усилия. И то, что практически девяносто процентов выпускников школы предпочитают сдавать предпрофессиональный экзамен и представлять результаты своей проектной исследовательской деятельности на базе ведущих вузов страны, лишний раз доказывает, что эти усилия не были потрачены напрасно!

 

11– В современном образовании важную роль играет сетевое взаимодействие, которое направлено на выявление и поддержку талантливых детей, интеграцию основного и дополнительного образования, – резюмирует директор школы №1568 Виктор Петрович Кулешов. – Главным результатом междисциплинарного обучения являются научно-исследовательские умения, позволяющие выпускникам нашей школы стать абитуриентами, востребованными ведущими российскими вузами. И в этом плане мне приятно отметить, что обучение в школе № 1568 позволяет приобретать знания и практические навыки, востребованные в реальной жизни и в будущей профессии. Ведь, как известно, естествознание всегда было, есть и будет основой существования человека!