образование

Территория роста профессионального мастерства

1

 

Это столичное учреждение среднего профобразования называют территорией роста профессионального мастерства. Здесь учат самым разным профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда. Тут действует масса кружков технического творчества, дополнительных образовательных программ и программ выходного дня. А студенты этого учебного заведения много лет – призеры и победители различных городских и международных конкурсов, в том числе по направлению WorldSkills. О том, как в техникуме решаются задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов для столичной экономики, рассказал журналу «Столица Москва»  директор Политехнического техникума № 47 им. В.Г. Федорова Дмитрий Сынгаевский.

Владимир НЕМТЫШКИН, Андрей ВВЕДЕНСКИЙ

 

– Дмитрий Алексеевич, обозначьте основные вехи истории вашего техникума, его ключевые направления работы.

– Наш техникум основан в 2005 году, его основные направления деятельности – подготовка специалистов в области металлообработки, авиационно-космического машиностроения, информационных технологий и технологии приготовления пищи. Базируется учебное заведение на двух площадках – Волоколамском шоссе, дом 112, к.3 и на улице Свободы, дом 33. Между прочим, это адрес Тушинского машиностроительного завода, соответственно, наш корпус, расположенный на территории данного предприятия, максимально приближен к производству. Здесь мы традиционно готовим специалистов в области металлообработки. А на Волоколамском шоссе, 112 наши студенты в основном занимаются изучением технологий обслуживания автомобильного транспорта и технологии приготовления пищи. Кроме того, здесь действует факультет информационных технологий. Техникум входит в учебно-производственное объединение «Авиационно-космическое машиностроение», поэтому из года в год у нас увеличивается процент высокотехнологичных специальностей. Контрольные цифры приема город дает нам в основном по высокотехнологичным профессиям и специальностям в части авиастроения, металлообработки и компьютерных технологий. Хорошая материально-техническая база и высококлассные специалисты делают привлекательным для молодежи обучение по специальностям технологии приготовления пищи и гостиничного сервиса на внебюджетной основе.

 

– То есть высокотехнологичные авиастроительные, металло­обрабатывающие специальности – ведущие в техникуме им. В. Г. Федорова?

2– Абсолютно точно. Скажу больше, по профессии слесаря-сборщика авиационной техники мы единственное, а скорее даже уникальное в Москве учебное заведение, которое занимается подготовкой таких специалистов. Сейчас мы, благодаря финансовой поддержке столичного Департамента образования, создали базовую площадку для проведения демонстрационных экзаменов по компетенции «Производственная сборка авиационной техники». В наших амбициозных планах – подача заявки на организацию специализированного Центра компетенций. Необходимые для этого помещения мы уже оборудовали, и в этом году первый раз будем проводить на собственной базе демонстрационный экзамен по вышеуказанной компетенции. Кстати, слесарей-сборщиков в этом году мы выпустим 25 человек, но в последующие годы намерены дипломировать по 50 человек ежегодно.

 

– А насколько востребованы специалисты этого профиля и иных высокотехнологичных специальностей, по которым вы осуществляете подготовку?

– Они популярны на рынке труда. Большой интерес к ним проявляют предприятия, входящие в состав Объединенной авиастроительной корпорации и Военно-промышленного комплекса, IT-сферы. Мы сотрудничаем практически со всеми авиапредприятиями Москвы, среди них АО «НПП «Салют», АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева», АО «Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышева», ПАО «Авиакомплекс им. С. В. Ильюшина», АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» и многие другие.

 

3– Какие еще новации последнего времени осуществляются в техникуме № 47 для того, чтобы выпускники соответствовали требованиям времени и были конкурентоспособны на рынке труда?

– Вектор деятельности техникума направлен на развитие цифровых компетенций всех наших выпускников. Будущее страны – за цифровой экономикой. Поэтому во все профессии и специальности у нас внедряются IT-технологии. Даже в производство изделий авиационной техники, где раньше ребята просто занимались сборкой различных изделий авиационного назначения – от элементов фюзеляжа до крыльев. И, тем не менее, и для этой категории студентов мы ввели блок, связанный с программированием, созданием 3D-моделей в новой версии специальной программы «КОМПАС». Все ребята при сдаче демонстрационных экзаменов будут работать с модулем, который связан с выполнением определенных задач в этой программе.
Следующая компетенция, которая у нас активно развивается – металлообработка. В ее рамках мы обучаем фрезеровщиков и токарей работе на станках с числовым программным управлением.

 

4Для этого мы недавно закупили два станка у нашего ведущего партнера – компании DMG MORI – ключевого мирового производителя металлорежущих станков для токарной и фрезерной обработки. Эти станки с числовым управлением, конечно, подразумевают, что наши выпускники освоили элементы программирования и владения соответствующими компьютерными программами для работы на такой технике. Поэтому мы закупили ряд управляющих программ и программ для создания 3D-моделей, которые наши студенты активно создают в программе «КОМПАС». А еще у нас есть действительно уникальный – ни у кого такого в Москве нет – цех с маленькими настольными станками, снабженными числовым программным управлением. На них ребята отрабатывают первичные навыки. Как видите, у нас выстроена определенная технологическая цепочка, целиком завязанная в каждом элементе на определенные участки цифровых технологий. После того как ребята овладели небольшими станками и первичными навыками, они переходят к следующему этапу – отработке навыков подбора инструмента и режимов работы при изготовлении деталей на станках с ЧПУ «HAAS». Их у нас 9 единиц. Студенты отрабатывают на них уже основные навыки работы на стойках. Словом, получают практический опыт работы на больших промышленных станках. А после того как ребята научились создавать управляющую программу с использованием программы Mastercam или писать программы с использованием стоек, они уже переходят на более серьезное оборудование, на котором в соответствии с требованиями компетенций WorldSkills International будут сдавать демонстрационный экзамен.

 

– Насколько нам известно, многие ваши студенты активно участвуют в различных чемпионатах WorldSkills?

5– Причем небезуспешно. Мы участвуем как в региональных, так и в национальных чемпионатах WorldSkills, а также в проекте «Навыки мудрых». Во всех этих направлениях наши участники показывают очень хорошие результаты. Во многом благодаря тому, что техникум обеспечен необходимым учебным оборудованием, расходными материалами, компьютерной техникой, программным обеспечением. Продолжая тему цифровой экономики, отмечу важное направление нашей работы в области 3D-моделирования компьютерных игр, анализа защищенности информационных систем от внешних угроз и корпоративной защиты от внутренних угроз информационной безопасности. По этим направлениям мы сейчас создаем специализированный Центр компетенций, делая ставку на корпоративную защиту от внутренних угроз. Активно мы готовим ребят и по такому актуальному направлению как «Информационные кабельные сети». Конечно, студенты этого направления в совершенстве владеют основами программирования, монтажа и создания компьютерных систем. Помимо вышеперечисленного, у нас ведется подготовка по электротехническим направлениям – от техников-электриков до специалистов в части электромонтажа и промышленной автоматики. И в этих компетенциях есть блок, связанный с программированием контроллеров. Иначе говоря, наши студенты и здесь получают дополнительные знания в сфере цифровой экономики. И по окончании техникума их с нетерпением ждут на рынке труда Москвы.

 

– Чувствуется, что техникум пользуется хорошей поддержкой московского Департамента образования…

– Всемерной. Благодаря этому в 2018 году мы закупили большой блок станков с ЧПУ. Много вспомогательного оборудования, включая станок гидроабразивной резки металла, трубогиб, листогиб, средства вычислительной техники. И теперь имеем возможность на 100% поменять наш парк компьютеров. Это даст возможность начать развивать графические компетенции благодаря новейшей технике этого профиля, чтобы удовлетворить потребности всех наших студентов в развитии своих интеллектуальных и цифровых способностей.

 

– Что можно сказать о развитии отношений с вашими социальными партнерами?

6– Крупные предприятия военно-промышленного комплекса и профильные компании с удовольствием берут наших ребят на производственную практику. Лучших приглашают для трудоустройства. И если еще недавно некоторые производства настороженно относились к нашим выпускникам: дескать, не придется ли их переучивать? – то в этом году отношение полностью изменилось. Наши студенты, покидая стены техникума, не требуют никакой переподготовки. Они профессионалы высочайшего уровня. Более того, наши социальные партнеры просят направлять к ним на работу студентов еще до окончания техникума. Ведь еще на 1-2 курсах в наших лабораториях и мастерских ребята получают такие знания, которые устраивают всех работодателей. Это прямой результат нашего технического обновления. Внедрения новых средств обу­чения. Приглашения к нам новых преподавателей непосредственно с производства. Мы максимально приблизили учебный процесс к потребностям производства и технически, и методически.

 

– Вы уже упомянули о вашем активном участии в проектах WorldSkills. Можно ли подробнее узнать об этом направлении вашей работы?

– В WorldSkills сегодня достаточно большое количество различных компетенций. И мы предлагаем ребятам попробовать свои силы в самых разных направлениях WorldSkills, чтобы они смогли раскрыть все свои таланты. Как результат, на выходе получаем разностороннего специалиста, все-таки до 30 компетенций WorldSkills охватываем мы своим участием. И наши студенты порой побеждают там, где мы даже не рассчитывали занять лидирующие позиции. Наши ребята учатся коммуникациям, предпринимательским навыкам, командообразованию и т.д. Мы заняли призовое место в проекте «Навыки мудрых». Практически в каждом состязании WorldSkills у нас есть и победители, и призеры. В майском чемпионате WorldSkills мы примем участие сразу в нескольких компетенциях. Один из наших студентов поедет на соревнования в Комсомольск-на-Амуре. Группа юниоров отправится в Ульяновск. Также студенты техникума будут представлять свое учебное заведение в Казани. География, как видите, большая. Мы надеемся на победу всюду, где будут наши воспитанники.

 

7– Помимо WorldSkills, техникум участвует в ряде других интересных и важных городских проектах, к примеру, в проекте «Профессиональное образование без границ»?

– На северо-западе Москвы, где мы находимся, 17 образовательных организаций, но только мы одни – политехнический техникум, предлагающий школьникам образование в области технологий с использованием современного производственного оборудования. И поэтому школьников у нас в 1,5 раза больше, чем студентов. Техникум активно принимает участие во всех образовательных программах для школьников – от кружков «Юный техник» до проекта «Профессиональное образование без границ», где в этом году мы выпустим свыше 160 человек. В наших кружках участвуют школьники со всей Москвы. Особенно в кружках «Электромобили», «Сборка-разборка квадрокоптеров», «Сборка-разборка компьютеров», «Тюнинг транспортных средств» и т.д. А девочки с удовольствием занимаются приготовлением пищи.

 

– Резюмируя сегодняшнюю встречу, какими достижениями техникума вы гордитесь?

– В 2018-2019 годах мы сумели перестроить систему подготовки по важнейшим направлениям металлообработки и сборки авиационной техники. Найти нужных специалистов, сконцентрировать средства, грамотно закупить необходимое оборудование, создать блок подготовки специалистов в части производства и сборки авиационной техники. У нас создана замечательная производственная площадка. Отличные возможности для работы со станками с ЧПУ. Мы активно прививаем азы предпринимательства нашим студентам от первого до последнего курса – создали базовую площадку по этой компетенции, где ребята могут защищать свои проекты по предпринимательской грамотности. Лично веду кружок «Путь к успеху», где рассказываю ребятам о наиболее востребованных сейчас на рынке бизнеса компетенциях. Мы всегда держим руку на пульсе внедрения новых компетенций. И аттестовав в этом году четыре площадки, в следующем аттестуем еще две. Смотрим только вперед и будем развивать актуальные требованиям времени направления, открывать новые профессии и специальности для обеспечения выполнения заказа города Москвы по подготовке конкурентоспособных специалистов.