образование
Конкурс диктантов проводится Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина совместно с Городским методическим центром при поддержке Департамента образования и науки города Москвы с 2014 года. За пять лет в конкурсе приняли участие около тысячи школьников. Ирина ИЛЬИНА, Андрей АЛЛАЯРОВ «Представьте себе, что вы баснописец и работаете над очередным произведением. Какие человеческие пороки вы бы в нем высмеяли?». Пожалуй, и взрослые не отказались бы от такого задания, особенно после того, как написали под диктовку текст о жизни великого баснописца Ивана Крылова. «Я баснописец Ефремова Мария. Сейчас я работаю над своей новой басней. В этом произведении я бы хотела указать на самый страшный порок современного человека – лень». «Если бы я была баснописцем, то написала бы произведение «Медведь и музыка»: медведь спал себе преспокойно, а потом стал критиковать музыкантов и дирижера. В образе тугоухого медведя я бы высмеяла невежество…» (Кристина Кабодина). «Я написала бы басню о том, как гордость затмевает человека. Для выявления вероломного гордого характера использовала бы образ горного орла, который считает себя королем птиц и свысока смотрит на своих собратьев» (Анна Гурьева). По словам Арины Геннадьевны, сегодня, по сравнению со временами Крылова, школьники увидели только один «новый» порок: чрезмерное пристрастие к виртуальному общению. Но ведь тогда не было Интернета, социальных сетей и мобильной связи. А если бы были, то, возможно, сам Иван Андреевич, а не ученик 6 класса лицея Троицка написал бы эту басню: «Смартфон попал газели Максим Лебедев По условиям конкурса, на финальный этап отбираются лучшие из лучших – по одному участнику от школы, те, кто написал текст диктанта без единой ошибки и получил высокую оценку за творческое задание. Таких ребят оказалось 23 человека, именно они были приглашены на финал в Институт Пушкина. Дети в сопровождении заведующей кафедрой методов преподавания русского языка и литературы в школе Ольги Горбич отправились в другую аудиторию. Городской конкурс диктантов, несмотря на юный возраст участников, проходит основательно и серьезно, по строгим правилам. Тему диктанта организаторы держали в секрете до последней минуты. Только перед самым началом на экране появилась презентация: «Александр Беляев. Человек, опередивший время». После диктанта преподаватель проводит с детьми разминку, чтобы снять напряжение. Слышатся смех, веселые возгласы… Школьники расслабились и вторую часть задания писали уже в более свободной обстановке. Да это было и по-настоящему увлекательно: что же это за неизвестное существо и почему люди его боялись? «Темой отборочного этапа мы выбрали творчество Ивана Андреевича Крылова, чей 250-летний юбилей мы отмечаем в этом году. Крылов работал в жанре, так сказать, нравоучительном, поэтому выполнение творческого задания предполагало анализ человеческого поведения, отбор тех качеств, которые, на взгляд современных школьников, нуждаются в исправлении, – рассказывает куратор конкурса Арина Жукова. – А в финале мы решили обратиться к жанру фантастики. Дети должны были написать, кто, по их мнению, это неизвестное существо, и почему его все боятся. Это задание более эмоционально, требует больше фантазии и воображения». «В человеке или любом другом существе душа всегда важнее внешности. Я считаю, что люди зря приписывают этому доброму созданию все беды, свалившиеся на их головы» (Владимир Поляков). Пока дети писали диктант, родители делились впечатлениями. «Если честно, проход дочери в финал конкурса по русскому языка был для меня большим удивлением, потому что у нее больше склонность к точным наукам, в особенности к математике, – рассказывает Светлана Куприянова, мама шестиклассницы Маши. – Но, так или иначе, мы здесь. Мне давно хотелось прийти сюда, побывать в Институте русского языка, потому что наш дом находится напротив, через дорогу. И теперь я уже представляю, как моя дочка будет здесь учиться». А вот и сама Маша подходит к маме после окончания диктанта. «Вероятность того, что я не сделала ни одной ошибки, 60 процентов. То, что сделала одну – около 70 процентов. Я часто делаю ошибки, и одна у меня должна быть. Но больше двух ошибок – очень низкая вероятность, процентов 30», – не по годам серьезная, увлеченная цифрами Маша Куприянова трезво оценивает свои силы. «Задача определить лучшие работы была непростой, – рассказывает Арина Геннадьевна. – Не только с самим диктантом, но и с творческой частью ребята справились хорошо, видно, что им было интересно, некоторые уже знакомы были с этим произведением: слышали эту историю или смотрели фильм. Многие родители и учителя, пришедшие на финал конкурса диктантов, отмечают, что наши творческие задания интересные, необычные, мотивируют детей создавать действительно полноценные творческие работы». Решением жюри в составе преподавателей Института Пушкина определены пятеро лауреатов конкурса диктантов среди учеников шестых классов города Москвы. Результаты конкурса диктантов 1 место
2 место
3 место
Поздравляем ребят, их родителей и педагогов! Все победители и призеры будут приглашены на торжественное награждение, которое состоится в Институте Пушкина в середине мая.Вот и шестиклассники московских школ с энтузиазмом выполнили творческое задание отборочного этапа конкурса диктантов, который провел для них Институт Пушкина. «Современные дети увидели все те же недостатки, о которых писал Крылов двести лет назад. Это лень, невежество, зазнайство, жадность, глупость», – рассказывает куратор конкурса, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина Арина Жукова.
как-то в руки.
Не просто так, а, видимо, от скуки.
Она с него заходит в интернет…
И вот для нас газели больше нет.
Фейсбук, Вконтакте, Инстаграм –
все лайкает она.
Таких газелей, как она,
вы знаете сполна!».В субботу 30 марта ученики шестых классов столичных школ вместе с учителями, а многие и с родителями, собрались в институте. Организаторы тепло приветствовали гостей. Родителей и педагогов пригласили в поточную аудиторию, где куратор конкурса заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Арина Жукова и доцент Татьяна Кудоярова рассказали об особенностях проведения финального этапа, а также о других мероприятиях, проводимых Институтом Пушкина для московских школьников. Организаторы поблагодарили педагогов, подготовивших финалистов, и вручили им специальные сертификаты.
Ольга Ивановна рассказала ребятам о пути в литературу известного русского фантаста, о его основных произведениях, объяснила, в чем заключается творческое задание и как его правильно выполнять. И вот, наконец, первые строки: «С некоторых пор в здешних водах появилось непонятное существо, которое пугало рыбаков и прибрежных жителей…».«Я считаю, что люди боялись «морского дьявола» как чего-то неизвестного. Они испытывали перед этим странным существом мистический страх, как перед любой нечистой силой. Ведь никто не видел его» (Семен Калашников).
Семен Калашников – Школа №1317
Владислав Поляков – Школа №1506
Арина Горбачева – Школа №1571
Ольга Быкова – Центр образования «Знак»
Виктор Сурконт – Московская международная школа