образование

МФТИ. Вуз классических традиций и инновационных подходов

1

 

Сегодня в МФТИ, носящем статус национального исследовательского университета, созданы все условия для развития образования, укрепления научных интересов и поддержки разработок молодых исследователей. Не случайно по версии британского журнала Times Higher Education в 2018 и 2016 годах Физтех был включен в сотню самых престижных высших учебных заведений мира. В 2018 году Физтех возглавил рейтинг вузов с самым высоким средним проходным баллом, обогнав традиционного лидера – МГИМО.
Сегодня МФТИ – не просто храм науки, созданный нобелевскими лауреатами, куда отбирают самых талантливых абитуриентов и где активно вовлекают студентов в реальную научно-исследовательскую работу под руководством выдающихся ученых. Держа руку на пульсе стремительно входящих в нашу жизнь новаций, вуз адаптирует учебный процесс под требования времени, при этом продолжая готовить высококонкурентных специалистов, способных эффективно действовать на благо государства в условиях непростых экономических мировых вызовов и Четвертой промышленной революции.

Владимир НЕМТЫШКИН,  Андрей ВВЕДЕНСКИЙ

 

Под знаком цифровизации

2– Мы стараемся модернизировать образовательный процесс, исходя, во-первых, из нужд российской науки и промышленности и современных трендов в бизнесе. Во-вторых, в учебной работе мы стараемся учитывать интересы наших студентов, которые очень активны и достаточно часто высказывают пожелания ректорату в части того, как и в каких направлениях можно оптимизировать образовательный процесс. Хочу напомнить: Физтех изначально создавался с целью повышения обороноспособности страны, а его факультеты были ориентированы на то, чтобы МФТИ решал конкретные прикладные задачи. Сама подготовка, которая закладывалась отцами-основателями вуза, прежде всего, академиком и известным советским ученым-инноватором Петром Леонидовичем Капицей, исходила из простого и ясного принципа: талантливая молодежь должна работать в реальных научных проектах с первых дней учебы. Сегодня мы, чтобы модернизировать свое образование, стараемся двигаться за современными трендами, не изменяя традициям, и очень активно привлекаем наших ведущих партнеров – прежде всего, институты Российской академии наук и высокотехнологичные компании страны – для решения первоочередных задач. На этой базе строим обучение, ориентируясь на важнейшие тренды современности, прежде всего, на развитие IT-технологий, – рассказывает проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ Артем Воронов.

 

Чуть больше 10 лет назад МФТИ начал активно развивать IT-направление, причем не только с точки зрения компьютерного моделирования, а прежде всего с позиции математики и программирования. Совместно с партнерами были детально продуманы элементы образовательного процесса в этом направлении. Результат – талантливые ребята получили возможность успешно развивать себя не только в физике, но и в информатике и программировании. Сам же образовательный процесс подстроен под интересы базовых организаций – индустриальных и научных партнеров. В итоге студенты старших курсов, выполняя дипломные проекты, одновременно проходят на этих кафедрах стажировку и, покидая Физтех, кроме диплома имеют двух-трехлетний опыт практической работы, а стало быть, с точки зрения рынка являются всесторонне подготовленными специалистами. Именно поэтому юноши и девушки, окончившие МФТИ, буквально нарасхват у работодателей. Они знают, что в традициях Физтеха – отбирать таланты и делать из них уникальных специалистов, готовых по окончании вуза решать самые амбициозные задачи.

 

Ставка на прикладной характер исследований

3Второй тренд образовательного процесса, который активно продвигает университет – формирование специализированных лабораторий. В рамках программы НИУ и «Проекта 5-100», направленного на повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых вузов, Физтех закупил довольно большое количество нового оборудования. Результат – формирование 79 современных лабораторий, где сегодня занимаются наукой не только российские, но и зарубежные молодые ученые.

 

– Одним из ключевых наших партнеров является РАН, поэтому, понимая, что создание новых лабораторий повысит конкуренцию, мы специально увеличили прием студентов, чтобы не обеднять наши базовые кафедры в их кадровом потенциале. Что касается наших новых лабораторий, они расположены на кампусе, потому что большинство занимающихся в них ребят не москвичи и проживают в студенческом городке. С младших курсов они, если позволяет время, не просто стажируются, а ведут полноценную эффективную работу в этих лабораториях и максимально рано пробуют свои силы в качестве ученых при поддержке высокопрофессиональных наставников. С точки зрения образования это очень позитивный тренд, потому что мы ставим ребятам модельное мышление и даем специальность. Ведь только в режиме наставничества можно научиться заниматься наукой, когда рядом с вами всегда старший товарищ, – рассуждает Артем Анатольевич.

 

Третий тренд – наличие прикладного характера у научных исследований. По мнению Артема Воронова, прикладные исследования должны быть внедрены в промышленность с характерным горизонтом в два-три года. А фундаментальные исследования, в свою очередь, должны «получить прописку» на производстве за пять — десять лет. Поскольку эти процессы практико-ориентированы, это еще больше привлекает студентов, так как они понимают, что занимаются конкретным делом, которое будет со временем использоваться в реальной экономике, а сами они получают востребованную профессию, что для них очень ценно.

 

4Не менее важным трендом в современных образовательных процессах Артем Воронов считает развитие стартап-проектов. Для их продвижения в МФТИ разработаны программы, благодаря которым студенты на практике обучаются активным продажам, и многие преуспевают в этом, а полученный ребятами опыт, в том числе в практико-ориентированных лабораториях, очень поможет им в жизни. Более того, в вузе рассчитывают, что значительная часть студентов, которые решают научные задачи в стенах лабораторий, затем превратят их в стартапы и в будущем смогут стать создателями собственных компаний.

 

– Например, у нас действует Центр по трудноизвлекаемым полезным ископаемым, это «дочка» МФТИ, решающая как вычислительные, так и инженерные задачи для нефтедобывающих и горнорудных компаний. Центр имеет в отрасли устойчивую репутацию и, как следствие, располагает достаточно внушительным портфелем заказов инженерного и исследовательского характера. Кроме того, на базе Центра действует магистерская программа, в рамках которой идет подготовка специалистов соответствующего профиля. Иначе говоря, создавая подобные Центры, мы взаимодействуем с реальной экономикой, готовим специалистов-практиков, не требующих доучивания, но способных эффективно решать первоочередные задачи реального производства. Но в то же время мы большое внимание уделяем и теоретикам, потому что они тоже принимают участие в решении многих задач, могут обсчитывать сложные модели, генерировать новые идеи, формулировать стратегию, направленную на достижение той или иной цели, – комментирует проректор.

 

Сегодня в МФТИ практически все молодые ученые, занятые в лабораториях, максимально активно вовлечены в образовательный процесс, более того, в вузе существует требование к научным сотрудникам лабораторий, чтобы часть своего рабочего времени они использовали для преподавательской деятельности. И при этом фактически выполняли роль наставника — практика, а не только являлись преподавателями, которые лишь транслируют учебник.

 

В фокусе – Центры компетенций, проектная деятельность и вариативность обучения

На подготовку профессионалов самого широкого профиля направлены и создаваемые сегодня на Физтехе Центры компетенций, которые скорее напоминают консорциумы, формируемые вокруг конкретных направлений, скажем, в сфере искусственного интеллекта. Они наряду с базовыми кафедрами будут выполнять ведущую роль в подготовке специалистов завтрашнего дня. Создавать инновационные решения в области сквозных технологий, обес­печивающих глобальное лидерство компаниям, которые используют такие технологии для производства продуктов и услуг. Важной составляющей Центров компетенций также станет разработка образовательных программ, направленных на подготовку специалистов в сфере новых технологий.

 

5Например, развивать образовательную программу для подготовки высокопрофессиональных специалистов в сфере технологии блокчейн. В 2019 году вуз объявил специальный конкурс по ряду образовательных программ, которые будут реализовываться в Центрах. Так, помимо проекта «блокчейн», поддержку получили магистерские программы по технологическому предпринимательству, искусственному интеллекту и другим перспективным для сегодняшнего дня темам.

 

С первых курсов обучения на Физтехе ребят ориентируют на практическое применение полученных знаний. В первую очередь через проектную деятельность, которая на самом деле чрезвычайно важна для будущих специалистов. Наиболее активна в этом направлении кафедра общей физики. Каждый студент на экзамене по итогам семестра готовит один вопрос по выбору в виде небольшого научного доклада. В рамках его подготовки ребята для полноты картины нередко представляют экзаменаторам не только презентацию, но и некий предмет (макет или опытный образец), изготовленный своими руками. Таким образом, молодой ученый развивает в себе критическое мышление, досконально прорабатывает тему и видит ее прикладное применение.
При этом надо отметить, что МФТИ в современных условиях ведет такую политику, при которой студент имеет больше свобод при выборе своей образовательной траектории. Юноши и девушки могут выбирать индивидуальные планы, имеют возможность заниматься на достаточно большом количестве факультативов, причем оценки за эти занятия засчитываются им в диплом. В университете считают, что такую вариативность надо увеличивать, потому что сегодняшнее поколение студентов более практично, чем их сверстники еще десять лет назад. Они хотят сами решать, что им изучать. Кто-то настаивает на том, что хотел бы больше знаний получать в сфере информатики, искусственного интеллекта, а кому-то больше интересны другие направления. И это тоже современный образовательный тренд.

 

В вузе широко развиваются онлайн-возможности обучения, когда студент в силу тех или иных причин пропустил лекцию, но может зайти в online и наверстать пропущенное. Конечно, невозможно все образование, особенно «физтеховское», переложить в оnline, но если человек высоко мотивирован на получение качественных знаний, он, зайдя в Интернет, может получить всю необходимую информацию. Однако, по мнению проректора, для эффективного обучения очный контакт с преподавателем крайне необходим, поскольку человек в состоянии контролируемого стресса более эффективно учится и усваивает материал, поэтому ставка на оnline в университете делается исключительно с точки зрения важной, но вспомогательной функции. Хотя многие кафедры имеют свои видеостудии, действующие по принципу одной кнопки, когда преподаватель, не пользуясь услугами оператора, заходит в специально оборудованное помещение, нажимает кнопку и рассказывает учебный материал, опираясь при этом на видеопрезентации. Опять же, скорость получения знаний онлайн студент может адаптировать под себя. Равно как пересмотреть материал, если он что-то не до конца усвоил на лекции.

 

КВН, физкультура и спорт – в помощь будущему специалисту

6Огромную образовательную роль в подготовке интеллектуальной элиты страны, а именно таких студентов обучают на Физтехе, играет и вне­учебная работа, подразумевающая всевозможные конкурсы, джазовые и другие музыкальные фестивали, движение КВН и иные аналогичные проекты, помогающие развивать у студента важные компетенции – умение коммуницировать, организовывать, выступать на публике, не бояться широкой аудитории. По словам проректора по учебной работе, вуз даже проводит специальные мастер-классы, иначе говоря, школы soft skills, помогающие молодежи приобретать эти навыки, потому что сегодня от умения находить общий язык друг с другом зависит продвижение, в том числе, научных проектов. А навыки работы в команде, в конечном итоге, непременно повлияют на жизненный успех выпускников.

 

– Да, мейнстрим у нас по-прежнему физика и математика, но мы в университете воспитываем всесторонне развитую личность. И ребята понимают это, поэтому занятия рисованием, участие в «физтеховском» хоре, в играх КВН – все это очень востребовано студенчеством. Равно как на пике популярности находятся физкультура и спорт, развитию которых МФТИ тоже уделяет большое внимание. Мы стараемся открывать в вузе больше спортзалов, бассейнов. Наш департамент физической культуры и спорта имеет отдельные показатели эффективности исходя из количества ребят, вовлеченных в тот или иной вид спорта. К слову, порядка пятидесяти различных спортивных секций действуют сегодня в вузе, – поясняет Артем Анатольевич.

 

Университет развивается по всем актуальным для сегодняшнего дня направлениям, помимо учебной и научной деятельности, принимая активное участие в современных амбициозных проектах личностного роста. Например, в олимпиаде «Я – профессионал».

 

– В этом всероссийском проекте наши студенты действительно показывают себя с наилучшей стороны. МФТИ вошел в этом году в «ТОП-5» по золотым медалям, завоеванным по итогам олимпиады «Я – профессионал». В рамках олимпиады университет проводит соревнования по пяти трекам: «живые системы», физика, математика, искусственный интеллект и Арктика. Наши студенты блестяще показывают себя на различных состязаниях, которые на фоне хорошего образования воспитывают в студентах модельное мышление и характер. Благодаря этому многие наши выпускники становятся, в том числе, успешными бизнесменами и научными работниками. Многие из них у нас же на Физтехе возглавляют лаборатории, которые занимаются созданием инновационных продуктов и совершают научные прорывы, делая при этом массу научных публикаций и всесторонне развивая себя в отрасли. Таким образом, они достигают профессиональных успехов в достаточно молодом возрасте, имеют высокорейтинговые публикации и добиваются грантовой поддержки своим, порой уникальным, проектам, – резюмирует Артем Воронов.

 

Следует также подчеркнуть, что почти все выпускники Физтеха при трудоустройстве традиционно высоко оплачиваются своими работодателями. Ведь они попадают в ведущие компании страны, начав сотрудничество с ними еще на этапе стажировки. Физтех славится тем, что дает хорошую путевку в жизнь своим выпускникам. Это ли не мотивация для вчерашних школьников? Но всех своих будущих абитуриентов в вузе изначально нацеливают на то, чтобы они «на берегу» поняли, в каком направлении хотят двигаться и какую профессию выбрать, ведь МФТИ – вуз со своей определенной атмосферой и традициями, где студентам предоставляется много свободы, но и спрос достаточно велик. А стало быть, юношам и девушкам важна самоорганизация, от которой зависит их успешное будущее в национальном исследовательском университете и в целом по жизни.