образование

«ММСО-2019»: диалог между всеми участниками образовательной экосистемы

1

 

Каждый год на ВДНХ Московский международный салон образования (ММСО) собирает на одной площадке участников всех этапов образовательного процесса. С каждым годом расширяется его география. Концепцией ММСО-2019 и планами его дальнейшего развития с нами поделился директор Московского международного салона образования Максим Казарновский.

Владимир НЕМТЫШКИН, Екатерина РУДЕНКО

 

– Максим, какие основные достижения прошедших ММСО вы бы могли выделить? Что вошло в ежегодную практику и стало особенно значимым?

2– В действительности с каждым годом степень ответственности перед тем, что мы делаем, возрастает. И если первые Салоны – это эксперименты и гипотезы, то сейчас, став мощной традицией, Салон вызывает гораздо больше ожиданий у профессиональной аудитории и накладывает на нас гораздо больше ответственности. Теперь мы не просто должны сделать не хуже, чем в прошлом году. Теперь мы ежедневно, ежечасно должны свою аудиторию удивлять.

 

Пять лет назад, когда мы только зашли в сферу, она состояла из разных, непересекающихся между собой элементов. Тогда Салон стал мета-событием, собравшим экосистему образования. Он стал тем инструментом, когда все участники этой экосистемы могли бы понять качество коммуникации и двигаться в совместном движении.

 

Сегодня надо понимать, что образование вышло за стены институций. Оно принадлежит всему обществу и является актуальной повседневной повесткой для всех его слоев. Поэтому наша задача – дать возможность участия в диалоге и бизнесу, и коммерческим организациям, и родительским, и школьным, и студенческим сообществам, сохраняя при этом роль государства, как регулятора в образовании. Вот это второй наш результат – объем диалога, качества диалога со всеми участниками процесса.

 

– Салон вышел в регионы. Он прошел в Уфе и Иркутске. Почему вы пошли на этот шаг и что он дал?

3– Тут стоит начать с того, как мы проектировали Салон. Сначала мы посмотрели, как работают наши «прародители». Тогда для нас источником вдохновения были три основных события. Это выставка образовательных технологий Bett Show в Лондоне, которая происходит ежегодно, и их основная специфика построена на бизнесе в образовании. То есть это такой маркетплейс, куда приезжают представители бизнеса со всего мира для знакомства с технологиями. Очень современное и технологичное событие, которое развивает бизнес.

 

Второй источник вдохновения – это Парижский салон образования, который в большей степени объединяет некоммерческие организации и вузовские потоки. Лидером этого салона является Лига образования Франции, которая объединяет интересы профессионального сообщества.

 

И третий источник – это выставка Didacta (Германия). Она базируется на интересах профессионального сообщества. Мы собрали три структуры в одну и сделали Московский международный салон образования, но по региональному развитию прообразом стала бизнес-модель Didacta. У них философия такая: ежегодно они переезжают из одного места Германии в другое, для того, чтобы утром педагог мог сесть в общественный транспорт и приехать на выставку, а вечером вернуться обратно. То есть технология двигается все время за своим потребителем, вовлекая в высокое качество диалога.

 

4Увидев очень большой региональный интерес к ММСО, мы поняли, что делать ставку на то, что профессиональное сообщество из России должно приезжать в Москву – это неверный путь. И сейчас мы строим стратегию, когда готовы выезжать в те регионы, которым близко изменение формата диалога про образование. Первым на нас вышел министр образования Республики Башкортостан. Следующая большая команда к нам приехала на Салон за обменом опытом из Иркутской области. И эту всю технологию, практически в полном объеме, нам удалось реализовать на Байкале. В этом году у нас будет подписано соглашение о проведении Алтайского салона.

 

Вся философия региональных салонов образования построена на том, что межрегиональная мобильность является одним из акцентов строительства Салона. Поэтому в нашем понимании порядка десяти таких Салонов могли бы создать сеть меж­регионального диалога про образование, в котором было бы задействовано все профессиональное сообщество страны.

 

– Не будет ли это означать, что в Москву будут все меньше и меньше приезжать из регионов?

– Москва все равно будет всегда оставаться федеральной площадкой для того, чтобы региональная система образования и социального развития могла демонстрировать свои достижения. Это точка обмена опытом, где можно наладить межрегиональное взаимодействие и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти. Это точка, где можно получить и внимание, и оценку, и включение в региональную политику. После каждого события ММСО возникает интеллектуальный результат – решение, событие, идея, тезисы, резолюция, проект. И с этим всем мы едем в регионы для продолжения разговора.

 

– На ММСО будет традиционно представлено большое количество и вузов, и колледжей?

– Да, вокруг каждого уровня образования строится экспозиционная часть тех участников, которые работают на этом рынке. Бизнес и некоммерческие организации постоянно увеличивают свое присутствие, вузов становится больше. Будет достаточно большая экспозиция региональных вузов, у которых есть задача познакомиться с новым министерством.

 

– Вы проговорили, что один из основных трендов развития ММСО – это российские регионы. А если говорить о международном парт­нерстве?

5– В этом году Испания приезжает в Москву с целым рядом своей экспертизы в области образования. Мы получим и экспертизу по Латинской Америке, потому что во многом система образования Латинской Америки построена на принципах испанского образования. Нам это очень любопытно, потому что в Латинской Америке и России мы видим много схожего. Мы получим большую поддержку от испанцев со стороны испаноговорящих билингвальных школ, которые есть в Москве.

 

Также мы развиваем те партнерства, которые у нас были с немцами: приедет выставка Didacta и ее основатель Василиос Фтенакис. На Салоне будет построена большая немецкая деревня. Также мы строим и китайскую деревню с технологическими компаниями и этой страны, которые выходят на рынок, и мы продолжаем знакомство.
У нас будет большая делегация из Казахстана, приедет министр образования Белоруссии. Так как развитие союзного государства продолжается, белорусы глубоко будут включены в повестку образовательного Салона.

И, конечно, продолжается наше сотрудничество с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям.

 

– А как на московском Салоне будет представлено столичное образование, которое всегда славилось своей новизной?

– У столичного образования есть сегодня своя точка опоры в виде «Города образования», который проходит каждый сентябрь. Мы дополняем друг друга. На ММСО предусмотрена большая экспозиция Департамента образования и науки города Москвы, где будут представлены ключевые проекты по Московской электронной школе. Руководители образовательных учреждений глубоко интегрированы в программу.

 

– Под каким девизом пройдет предстоящий Салон образования в Москве? Каковы его приоритеты и особенности?

6– Есть несколько акцентов, которые мы развиваем в этом году. Работая над контентом Салона, наша команда круглый год ведет мониторинг и анализ содержания практически всех событий, связанных с образованием, в России и мире. Именно поэтому сквозная тема ММСО-2019 – «Новая субъектность образования»: как новая экосистема образования ставит в центр исследования и диалога ребенка/ученика и как вследствие этого меняется субъектность всех остальных участников сферы образования.

 

Помимо этого, Салон становится точкой опоры для региональной системы образования. В каждую дискуссию мы включаем региональных представителей, экспертов из регионов. Внутри Салона будет зал «ММСО. Регионы», который посвящен исключительно региональной повестке.
Важно отметить, что отдельный день мы проведем исключительно в стратегических и проектных сессиях. Будет специально открыта регистрация на мероприятие только для тех, кто готов активно участвовать в проектировании и решении конкретных задач.

 

Наконец, мы создаем два больших форума. Один форум – подростковый, который собирается руками старшеклассников для самих себя. Мы хотим таким образом познакомить систему образования с тем школьником или учеником, для которого она работает. Другой форум – для студенческого сообщества. Ведь сегодня учащихся вузов в Москве более 800 тысяч, а мы совершенно не понимаем профиль современного студента.

 

– Одновременно с ММСО будет проходить «Неделя образования». Как связаны эти мероприятия?

7– «Неделя образования» – это новый бренд, который мы выводим в этом году. Салон стал ожидаемым в профессиональной среде. Но многие родители, студенты, поклонники непрерывного образования не доходят до нас. Потому что это ВДНХ, здесь много государственной политики, и такое странное название «ММСО»… Для того, чтобы вовлечь эти аудитории в образование, мы выходим на площадки, знакомые для них. Например, студенческий форум будет проходить на понятной для молодежи площадке DI Telegraph.

 

С другой стороны, не все форматы возможны для Салона образования. Вот еще пример. Совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ мы проводим конференцию по непрерывному образованию. Первая пленарная дискуссия будет проведена на самом Салоне, а конференция – на площадке Финансового университета. Совместно с Ассоциацией негосударственных вузов мы впервые проводим Съезд негосударственных образовательных учреждений. Здесь также: пленарное заседание будет проходить на Салоне, а в РАНХиГС будут проходить события Съезда.

 

В этом году это тестовый режим, но нам кажется, что в следующем году эта неделя должна собрать максимально яркий пул всех ключевых событий года. Все самое важное, что было в течение года, будет объединено в рамках бренда «Неделя образования». И ММСО, в данном случае, становится уже событием этого бренда.