образование

Смотреть вперед. Как в Москве готовят лучших специалистов для МЧС

1

 

В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Технический пожарно-спасательный колледж имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука» готовят высококвалифицированных востребованных специалистов в области пожарного дела и пожарной безопасности. Перенимать опыт уникального учебного учреждения, готовящего специалистов среднего звена, приезжают из других регионов России. Колледж недаром называют кузницей кадров для МЧС и других силовых структур. По результатам участия в соревнованиях WorldSkills колледж вошел в ТОП-100 лучших образовательных учреждений России. Директор образовательного учреждения Александр Митрофанович Манаенков рассказал журналу «Столица Москва» о том, чем живет колледж сегодня, по каким программам обучают будущих сотрудников МЧС, и почему в колледже не бывает случайных людей.

Владимир ДЮНОВ

 

– Александр Митрофанович, расскажите, пожалуйста, что представляет собой на сегодняшний день ваш колледж?

2– Наш колледж основали в 1999 году. Департамент образования Москвы объединил государственные образовательные учреждения «Пожарный колледж» и ПТУ № 51 в единую учебную структуру. Миссия колледжа заключалась в подготовке высококлассных специалистов для Главного управления МЧС России по городу Москве. Первый выпуск составил всего 50 человек. Из них 17 поступили в вузы, а 30 человек были направлены на службу в пожарные части. На сегодняшний день наш колледж выпустил более семи тысяч специалистов, многие из которых трудятся в системе МЧС. В 2014 году в результате объединения в состав колледжа вошел Второй московский кадетский корпус МЧС, а в 2016 году – кадетская школа-интернат № 69 и школа-интернат общего образования № 95. В настоящее время наше учреждение является уникальным в своем роде, объединяет студентов и кадетов. Главным плюсом объединения стало создание единой среды непрерывного образования и раннего профессионального определения молодежи, повышение эффективности деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения и сотрудников. Отмечу, что в структуре МЧС России достаточно много учебных заведений, выпускающих офицерский состав, а вот специалистов среднего звена готовят немногие, в том числе и мы.

 

– Если говорить о ваших социальных партнерах, кто они?

3– Главное управление МЧС России по Москве и Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Москвы. Наших выпускников берут туда на работу в первую очередь, в приоритетном порядке. Их не надо учить, не надо переучивать, не надо «натаскивать». Конечно, мы готовим специалистов и для других структур. Для ФСБ, ФСО, РЖД, аэропортов, метрополитена и иных режимных объектов.

 

– Расскажите подробнее о социальном партнерстве с этими организациями.

– Социальное партнерство у нас активно развивается. Оно с самого начала было приоритетным, как для них, так и для нас. При подготовке к WorldSkills, JuniorSkills Главное управление МЧС по Москве и Департамент по делам ГО ЧС и ПБ представляют нам всю материально-техническую базу, какая у них существует. Наши ребята учатся на самом современном оборудовании, которое активно применяется в действующих подразделениях. Сам колледж располагает солидной материально-технической базой. У нас полностью оборудованные кабинеты, лаборатории и мастерские. Есть автомастерские, дымокамера, «скалодром», пожарная полоса препятствий, пожарная башня, целая сеть спортивных залов, столовая, библиотеки. Мы готовим специалиста для работы в современных условиях. Более того, пожарный, вышедший из стен колледжа, имеет удостоверение спасателя. Иначе говоря, подготовленные нами специалисты взаимозаменяемы. Спасатель должен владеть еще минимум четырьмя рабочими профессиями. Это водитель, пожарный, промышленный альпинист и газорезчик. На выходе курсант проходит аттестационную комиссию, где его профессиональную подготовку оценивают непосредственно наши социальные партнеры.

 

4– Насколько мне известно, в колледже большое внимание уделяется патриотическому воспитанию…

– Мы, наверное, в Москве единственный колледж, который выиграл конкурс работы с «Юнармией». В прошлом году и в этом наш колледж выпустил по два потока по 200 человек. У нас создан учебно-тренировочный курс. Что это дает детям? Мы должны готовить здоровую молодежь, которая бы понимала, знала историю России, знала, чем занимались предки. Наша цель – чтобы тот, кто окончил наше учебное заведение, был патриотом, был морально, психологически и физически здоров. Студенты колледжа с первых дней чувствуют свою сопричастность к деятельности важного для всей страны ведомства – МЧС. Добавлю, что все обучающиеся носят форму сотрудника МЧС. Это уже дисциплинирует и налагает определенную ответственность. Кроме того, они постоянно принимают участие в различных гражданско-патриотических, спортивно-массовых, культурно-эстетических мероприятиях.

 

– Ваш колледж вошел в ТОП-100 лучших образовательных учреждений России по оценке движения WorldSkills. Как вам это удалось?

5– Если быть точнее, мы занимаем пятое место в этом ТОП-100. Работа колледжа оценивается с точки зрения участия в движениях WorldSkills, JuniorSkills: смотрят, какие призовые места мы занимаем, как подготовлены эксперты, работающие на площадках WorldSkills, как наш колледж участвует в демонстрационном экзамене. По этим критериям и выставляются оценки. Мы, кстати, уже два года чемпионы России по компетенции «спасательные работы». Все эти составляющие и повлияли на то, что мы вошли в пятерку лучших средних профессиональных учебных заведений России. Вообще, в этом ТОП-100 примерно 70% – московские колледжи. Эта заслуга всей системы московского образования, которая все делает для того, чтобы мы готовили специалистов будущего. Надо смотреть вперед.

 

– Вы упомянули демонстрационный экзамен, как он проходит у вас?

– Согласно указанию Департамента образования Москвы 75% наших выпускников должны пройти демонстрационный экзамен. Мы данную планку преодолели: через это испытание в 2018 году прошли 396 выпускников (в абсолютном значении 100%), причем успешно сдали все. Демонстрационный экзамен – это новый уровень контроля качества нашей работы, который проводится на нашей национальной площадке по спасательным работам, аккредитованной WorldSkills. Экзамены принимают преподаватели со всей России. Это гарантирует объективность оценки знаний и навыков. И также дисциплинирует наших преподавателей и показывает уровень, который необходимо достигать.

 

6– Ваш колледж также является базовой площадкой для движения «Школа безопасности». Сколько школ участвует в нем?

– Да, в это движение вовлечены практически все школы нашего Межрайонного совета директоров. Сейчас идут отборочные этапы – там несколько этапов. Где-то порядка 50 школ мы охватили своим вниманием. Мы привлекаем и старшекурсников к этому движению, они уже готовые профессионалы. У нас шесть человек – чемпионы WorldSkills, и они ведут «кружки от чемпионов».

 

– Каково развитие и отдача проекта «Колледж будущего»?

– Наших будущих коллег мы растим с 7 класса, ставка делается не только на профессиональную подготовку, но и на дисциплину и патриотическое воспитание. По всем направлениям нашей деятельности, во всех кружках у нас занимаются сейчас более двух тысяч школьников. Сейчас профориентационная работа строится по-другому. Никто не ездит по школам, не убеждает учеников к нам приходить. Это прошлый век. Здесь ребята приходят сами к нам в кружки, «пробуют руками», смотрят на преподавателей и принимают решение – заниматься у нас или нет. И я считаю, что это правильный подход. На выходе мы получаем более мотивированных будущих студентов. Остаются самые стойкие.

 

7– А как обстоят дела с институтом наставничества в вашем колледже?

– Хороший вопрос. Скажу так – у нас довольно специфическое учебное заведение. В стране нет высших учебных заведений, которые бы готовили специалиста-педагога нашего профиля. Есть у нас преподаватели, достойные офицеры, они неплохие мастера своего дела, но одно дело самому уметь, другое дело – научить. Поэтому у нас существует «школа наставничества» молодого педагога. Мы даем азы педагогики, психологии и методики – как правильно построить занятие, чтобы оно было эффективным. И уже шесть человек, наши выпускники, работают штатными сотрудниками. Параллельно заочно учатся в педагогических вузах.

 

– Если сформулировать принципы, которые должны ставиться во главу угла при подготовке качественного и востребованного специалиста, как они, на ваш взгляд, будут звучать?

8– Во-первых, не бояться новизны. Дальше самое главное – нужно уметь учащихся заинтересовать. Нужно свою профессию любить и передать свою любовь студентам. У нас непросто учиться, это тяжелый труд. Предметы сложные: расследование и экспертиза пожаров, реализация пожаротушения, пожарная профилактика, психология в экстремальной ситуации, пожарно-спасательная техника. Много преподается и теоретических предметов, и практических. Физические нагрузки у нас очень большие, сумасшедшие. Остаются лучшие из лучших, случайных людей нет. Сейчас у нас нет ни одного человека, который бы ушел из колледжа или разочаровался в профессии после окончания. У нас высокие требования к преподавателям, к методике преподавания, мы хотим, чтобы эти занятия были интересны нашим учащимся. Наш преподаватель английского языка, кстати, в этом году стала финалистом российского конкурса «Педагог года». Большое внимание уделяется повышению профессионального уровня педагогов, я тоже стараюсь не оставаться в стороне – являюсь председателем федерального учебно-методического объединения Министерства просвещения РФ по укрепленной группе специальностей, профессий «Техносферная безопасность и природообустройство». Мы курируем порядка 50 учебных заведений в России, участвуем в разработке профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, согласовываем учебные программы, рецензируем учебники и учебно-методические пособия и т.д. Так что мы и таким образом стараемся развиваться.

 

9– Среди ваших курсантов и студентов много награжденных ведомственными и федеральными наградами. За что они были получены?

– У нас учатся прекрасные и героические ребята. Помните 2010 год, когда летом все Подмосковье горело? 11 человек из числа наших учащихся были награждены медалями «За отвагу на пожаре»! Или еще один пример. В Москве находится порядка 220 пожарно-спасательных подразделений, у них проводится ежегодный конкурс «Лучший начальник караула». Наш выпускник Денис Косолапов в прошлом году был признан лучшим. Сейчас он уже действующий офицер. Начальник караула не назначается из простых ребят, только из самых опытных. Нам есть чем и кем гордиться.

 

– Сложно ли поступить в ваш колледж?

10– Стать студентом не так-то просто. Конкурс у нас уже больше шести лет меньше 10 человек на место не опускался. Именно по этой причине учебное заведение открывает внебюджетные места, куда могут поступить те, кто не добрал нужные баллы, но и там конкурс порядка 5-6 человек на место. Кандидаты в наше учебное заведение проходят серьезный профотбор. У них должны быть хорошая физическая подготовка, хорошее знание русского языка и математики. Наши выпускники очень востребованы. Перспективы действительно неплохие. Да, работа сложная и трудная, но в то же время очень интересная. Кстати, несколько лет назад наш колледж пошел на эксперимент – начал набирать девочек на специальность «Пожарная безопасность». Первый выпуск девушек уже стали офицерами. Получив среднее профессиональное образование и пройдя практику в подразделениях ГУ МЧС России по городу Москве, выпускники колледжа имеют право приоритетного поступления в ведомственные высшие учебные заведения. Кадровая необходимость в сотрудниках МЧС в Москве ощущается остро, особенно на территории Новой Москвы. Иными словами, мы рынок пока еще не насытили. И потом, существует и ротация кадров, и смена поколений: сотрудники МЧС, достигшие пенсионного возраста, уходят на заслуженный отдых. Поэтому потребность в наших специалистах только растет.

 

11– Какие ваши дальнейшие планы?

– Наши дальнейшие планы просты: реализовывать основное свое предназначение – продвигать в учебных заведениях Москвы культуру без­опасности. И при подготовке настоящих профессионалов своего дела соответствовать названию и тренду «Надежная московская школа».