АВИАПРОМ

Взлетная полоса для авиапроизводителя

1

 

Одним из старейших и эффективных профсоюзов в нашей стране по праву считается Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности. Он и сейчас в наше неспокойное с экономической точки зрения время по-прежнему сохраняет и обеспечивает систему социальной и правовой поддержки работников авиастроительных предприятий. Легко ли стоять на страже интересов авиапроизводителей и отвечать на вызовы современности? Об этом наш разговор с председателем Профавиа Алексеем Тихомировым.

Владимир НЕМТЫШКИН

 

– Алексей Валентинович, в августе в Казани завершился IV Съезд авиапроизводителей, на котором вы обозначили ряд проблем, которые наиболее актуальны для отрасли с точки зрения профсоюза. Насколько остры эти проблемы, и существует ли алгоритм их решения?

– Съезд в Казани как раз вскрыл те проблемы, которые не решаются. Не зря из 150 аккредитованных на форуме представителей СМИ мало кто дал широкую и объективную информацию о съезде. Впечатление сложилось такое, будто съезд проходил в закрытом режиме. Зато он впервые ясно и четко показал всю проблематику, с которой сталкивается отрасль. Ради этого, собственно, и создавалась практика проведения съездов. Итоговая резолюция, конечно, тоже далеко не все отражает. В выступлениях многих делегатов были четко поставлены вопросы, требующие немедленного решения. Это и диверсификация производства, и выпуск гражданской авиационной продукции, кстати, в том числе и продукции двойного назначения, которую никто не отменял. Наши научные организации могут придумать множество новых хороших видов различной продукции и могут ее произвести, но они совершенно не умеют работать в сегодняшних рыночных условиях. И здесь должно быть некое регулирование. В беседах со многими руководителями не раз можно услышать от них ссылку на советские времена, когда был госзаказ и существовал Госплан. Мне представляется, элементы госзаказа, государственного планирования и регулирования продаж в торговых сетях сегодня необходимы нам. Многие торговые сети не желают менять поставщиков. Выйти на готовый рынок очень сложно даже внутри страны. Даже если твоя продукция чем-то лучше зарубежных аналогов. Для разрешения ситуации нужна четкая совместная работа между Минпромторгом и Минтрансом. Между этими двумя министерствами и авиаперевозчиками. Сегодня Минпромторгу отдали функции и полномочия торгпредств, и это правильно, поскольку данное министерство имеет миссию продвигать на внешний рынок продукцию и товары, произведенные на территории России. Однако надо навести порядок и на внутреннем рынке. Есть в нашей отрасли предприятия, которые по сей день производят электроинструменты, насосы, массу других товаров народного потребления, которые по качествам своим ничем не хуже раскрученных брендов. У нас в стране весь рынок завален дешевой, далеко не всегда качественной китайской продукцией. Нашей – почти не видно! И вот поэтому нужен способ стимулировать отечественных продавцов, чтобы они заказывали продукцию у российских производителей.

 

2– Кстати, действительно ли Китай в последнее время стал прикрываться нашими брендами?

– Это факт. Зачастую на отдельных видах продукции все надписи на русском языке, а в действительности товар изготовлен в Китае. Наши потребители добросовестно заблуждаются, думая, что покупают российское, а на самом деле приобретают вещи, изготовленные в Поднебесной. Такую ситуацию надо исправлять, и это, на взгляд нашего профсоюза, задача государства. Конечно, есть много противников регулирования рынка, хотя во многих странах мира такая практика существует. И применительно к нашей отрасли страна должна вмешаться, иначе свою промышленность России будет сохранить тяжело. Равно как и помочь предприятиям в реорганизации производства, в обеспечении заказами и загрузкой. Новое оборудование для литейных, гальванических цехов, чтобы окупилась его стоимость, должно работать круглосуточно. А стало быть, обеспечено заказами. Это прописная истина. Тем более в сегодняшних условиях требуется не только выпуск продукции для самолетов, вертолетов и двигателей. Отрасли нужно ориентироваться и на гражданский рынок, исходя из интересов рядового потребителя.

 

– Вопросы профессиональных стандартов, о которых вы также говорили на съезде, насколько сейчас они актуальны?

– К сожалению, понимание, что такое профстандарты, до сих пор не пришло в умы многих руководителей производств, потому что в большей степени они заняты выполнением заказов, которые есть на предприятии. Их можно понять, но профстандарты – это завтрашний потенциал отрасли. Когда профессиональные стандарты вводились в 2012 году, я был их категорическим противником. Но, как гласит известная поговорка: «Что нельзя предотвратить, то нужно возглавить!». Вот возглавив это движение и войдя в Национальный совет при Президенте России по профессиональным стандартам, удалось к сегодняшнему дню сформировать некую систему подготовки кадров через этот инструмент. Вообще, с чего началась история вопроса? С того, что работодатели начали бить тревогу, что те выпускники вузов и ссузов, которые приходят на производство, не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются сотрудникам на предприятии. И, как следствие, требуется еще порядка шести лет, чтобы человек, уже имеющий высшее образование, мог выполнять работу, которую ему требуется исполнить по заказу работодателя.

 

3– Вообще, какова предыстория появления в нашей стране проф­стандартов?

– Она берет начало в изучении мирового опыта и последующего его внедрения у нас в стране. Профессиональные стандарты есть некий заказ учебному заведению на подготовку специалистов определенного класса с теми или иными умениями и компетенциями. Но разрабатывать эти стандарты должно исключительно предприятие. На базе этого документа учебное заведение пишет план подготовки специалиста. Сегодня запускается практика, когда подтверждение квалификации подменяет выпускной госэкзамен. Момент этот, безусловно, положительный. Потому что экзамен принимает сделавший заявку на подготовку того или иного специалиста работодатель. Таким образом, предприятие подбирает себе достойные, нужные ему кадры. Однако в части авиационной промышленности пока прописаны всего 16 профессиональных стандартов. Мы не говорим, конечно, про сварщиков, токарей и фрезеровщиков, для которых уже существуют сквозные профессии. Отрасль нуждается в узких специалистах. А на них профстандарты сегодня не подготовлены. И если они не появятся в ближайшее время, учебные заведения в связи с отменой Единого квалификационного справочника и Единого тарифно-квалификационного справочника будут вынуждены соответствующие факультеты упразднять. Итак: если отсутствует профессиональный стандарт по той или иной специальности, это означает, что данная специальность отмирает. Кстати, ЛДПР и «Справедливая Россия» еще в 2014 году выступали в Госдуме за отмену ЕТКС и ЕКС. Это документы советских времен. Профессиональные стандарты – то, что должно их заменить.

 

– И какова, в связи с этим, позиция профсоюза?

– Наша задача сейчас вместе с Советом по квалификациям в авиастроении активизировать работу по созданию профстандартов в авиации. Нам бы очень хотелось, чтобы работодатели услышали нас. Ведь сегодня на каждом углу говорят о дефиците кадров. О том, что скоро будет неоткуда пополнять свои трудовые ресурсы. Но мало кто понимает, что как раз система профессиональных стандартов призвана решить эту проблему. И мне хочется увидеть обратную связь от наших социальных партнеров на этот счет. И их более активное включение в данный процесс. Сегодня Совет по оценке квалификаций в авиастроении в большинстве своем представляет ОАК. Есть представители от каждой интегрированной структуры. Но это единичные случаи. Широкого обсуждения по созданию и наименованию профессиональных квалификаций на сегодняшний день нет. Есть указ президента, который обязывает нас с лета 2017 года обес­печить обязательное применение профстандартов. Но притягивать «за уши» новое к старому нельзя. Для каждой отрасли должны быть написаны свои стандарты. И пример тому, повторюсь, та же Объединенная авиастроительная корпорация.

 

4– Давайте поговорим о социальном партнерстве. Пару лет назад в интервью нашему изданию вы говорили об активном развитии этого направления. И обмолвились, что не все руководители предприятий приглашали в совет директоров председателей профкомов. Теперь ситуация изменилась?

– Изменилась. Хотя с законодательной точки зрения не все так просто. С одной стороны, по Трудовому кодексу и Закону «О профсоюзах» профсоюзные организации должны участвовать в управлении предприятием. А с другой – в Законе «Об акционерных обществах» четко прописан перечень лиц, которые принимают участие в совете директоров. Однако принят закон на федеральном уровне, согласно которому профсоюзы должны делегировать своих представителей в совет директоров в обязательном порядке. Эту новацию, кстати, инициировали мы. Обращались за содействием в группу «Солидарность» в Государственной думе, в Федерацию независимых профсоюзов России. Депутаты обратили внимание, и наша инициатива перестала быть инициативой, перейдя в статус закона. Во всех советах директоров представители профсоюзов с правом совещательного голоса должны быть.

 

– А в чем преимущество участия в советах директоров представителей профсоюза?

– Это дает возможность понимать финансовое состояние предприятия. Профсоюзы могут участвовать в управлении предприятием хотя бы с правом совещательного голоса. И к нашему мнению прислушиваются. Мы получили возможность объяснять трудовому коллективу, что происходит в организации, и почему так, а не иначе. Ведь в советах директоров обсуждаются абсолютно все внутренние процессы. «Картина мира» становится ясна. В свою очередь, через представителя профсоюза трудовой коллектив имеет рычаги влияния на совет директоров. Например, в рамках социального партнерства существуют Отраслевое соглашение и два корпоративных. На каждом уровне, где заключены такие соглашения, действует совещательный орган, который занимается трактовкой этих документов. И отслеживает их соблюдение. Были случаи, когда на отраслевую комиссию по соблюдению отраслевого соглашения приглашались ряд директоров, их заслушивали как на предмет исполнения соглашения, так и по отставанию в том или ином пункте. Есть еще один рычаг воздействия, наш профсоюз, правда, не очень любит им пользоваться, это прокуратура и трудовая инспекция. Мы стараемся в рамках социального партнерства не наказать предприятие, а помочь ему. Наша задача – упредить и предотвратить, а не оштрафовать и наказать.