апк и пищепромотрасль, живущая надеждами
Десять лет исполняется международной выставке производителей сельхозтехники «Агросалон», которая откроется в Москве в октябре. В преддверии этого масштабного форума редакция журнала «Столица Москва» обсудила наиболее животрепещущие проблемы российского сельхозмашиностроения и перспективы его развития с президентом Ассоциации «Росспецмаш» Константином Бабкиным. Владимир НЕМТЫШКИН, Андрей ВВЕДЕНСКИЙ – Константин Анатольевич, вы почти 20 лет занимаетесь вопросами сельхозмашиностроения. Как вы оцениваете ситуацию в отрасли на сегодняшний день и действительно ли она «поднялась с колен»? – «С колен» отрасль действительно поднялась, порядка 70 предприятий занимаются сегодня в России производством техники для отечественного сельского хозяйства. И количество таких предприятий только растет. На рынок только в прошлом году было выведено 150 новых моделей машин для нашего сельского хозяйства. Мы наблюдаем стремительное обновление и модернизацию отрасли. А кроме того, растет экспорт сельхозмашин: в этом году он увеличился на 56 процентов. Словом, из кризисной ямы отрасль в целом и российское сельское хозяйство в частности выбрались, но есть масса задач, над которыми надо серьезно и вдумчиво работать, поскольку сохраняются элементы неустойчивости. К примеру, мы очень сильно зависим как от рыночных условий, так и от различных решений государства, при этом происходящие события далеко не всегда вдохновляют. В частности, правительство не определилось, будет ли продолжать выделять субсидии сельчанам на приобретение техники или нет, а если таковые субсидии все же будут, неясно, на каких условиях? Очень неустойчива ситуация с ценами на животноводческую продукцию. Наблюдаются сильные колебания в ценах на зерно. На этом фоне приход инвесторов в машиностроительную отрасль, ориентированную на сельское хозяйство, крайне незначителен. Соответственно, говорить о том, что сельхозмашиностроение – привлекательное место для инвестиций, пока нельзя. Да, отрасль развивается, но в ближайшее будущее смотрит с неуверенностью. Потенциал у нашего сельского хозяйства большой, Россия может и должна обеспечивать сама себя продовольствием. Возвращать в оборот утраченные сельскохозяйственные угодья. И поэтому потенциал у сельхозмашиностроения большой. Но когда он будет реализован в полной мере – пока большая загадка. Отрасль больше живeт надеждами, чем сегодняшними успехами. – Насколько мы отстаем от ведущих стран мира с точки зрения износа сельхозтехники? Ведь до сих пор на полях мы видим красные комбайны а-ля «Нива». Когда ситуация изменится? – Но позволяет ли линейка выпускаемой российской сельхозтехники на сегодня закрывать все потребности отечественного сельхозпроизводителя? – В разных сегментах по-разному. По производству комбайнов отечественное производство полностью закрывает потребности, за исключением селекционных машин, у которых очень маленький рынок. Наше предприятие производит весь мощностной ряд. Если говорить о больших тракторах – российские производители в этом полностью обеспечивают наших крестьян. А если говорить о малых тракторах, о технике для животноводства и овощеводства – здесь все очень печально, селяне работают в основном на импортной технике. – Действительно, четыре года рынок рос. И на самом деле в три раза потребление российской техники выросло. Мы увеличили свою долю в комбайнах с 25 до 80 процентов на российском рынке. Но 2018 год ознаменовался падением. Причины? По техническому уровню наши машины вполне конкурентоспособны. Российские комбайны поставляются в сорок стран мира. Включая Австралию, Канаду, Китай, Германию, Польшу. Проблема в том, что в ряде сегментов мы практически не представлены. И нам предстоит в этом направлении много работать. Порядка 70 предприятий занимаются сегодня в России производством техники для отечественного сельского хозяйства. И количество таких предприятий только растет. – Ваша компания, однако, часть своего производства перевела из Канады в Россию. А несколько лет назад вы говорили, что такой перевод вообще невыгоден. Так что повлияло на ваше решение? – В российских сельхозакадемиях будущих специалистов часто обучают на устаревшем оборудовании. Каковы на этом фоне перспективы подготовки кадров для работы на современной сельхозтехнике? – Проблема эта застарелая, молодежь неохотно идет на село. Многие вузы оторвались от реалий. И либо оснащены устаревшей техникой, либо у университетов нет даже необходимых технических учебных пособий. Однако за минувшие два-три года в этой сфере наметился некий сдвиг. Деньги на приобретение современных образцов техники и учебных пособий государство все же начало выделять отраслевым альма-матер. Компания Ростсельмаш за свой счет примерно в 35 аграрных российских университетах оборудовала учебные классы, снабдила вузы своей продукцией, образцами комбайнов и тракторов, чтобы студенты воочию увидели технику, на которой в будущем им предстоит работать. И потом, мы организовали стажировки преподавателей на действующем производстве Ростсельмаш. Но нам бы хотелось более активную роль государства в поддержке связей аграрных вузов с производством, в первую очередь машиностроительным. – При росте экспорта на 15 процентов в прошлом году и на 56 процентов в этом наша техника, как я уже сказал, поставляется в 40 стран мира. Правительство основало Российский экспортный центр, который владеет достаточно эффективными инструментами, в частности, субсидирует участие компаний в зарубежных выставках. Страхует экспортные сделки. Иногда выдает льготные кредиты покупателям российской техники. А порой оказывает и политическую поддержку нашим компаниям на зарубежных рынках. Однако этого мало. Господдержка в России должна быть более стабильной и уверенной. В других странах экспортная поддержка измеряется десятками проектов в год, чего не скажешь о нашей стране. ФРГ, к примеру, половину выставочных расходов компаний покрывает за счет федерального бюджета. По этой причине наша техника, особенно на новых рынках, представлена крайне мало. А если ты не участвуешь в выставках, твою продукцию никто не увидит. Опять же стоимость страховки: 4% от стоимости сделки у нас против 2% в той же Канаде. Чувствуете разницу? В России вообще деньги дорогие. Центробанк ведет крайне консервативную политику. Вся экспортная техника продается в кредит с длительной отсрочкой. А при дороговизне кредитов российский комбайн, изначально дешевый, становится при отсрочке в 10 лет весьма дорогим в сравнении с зарубежным аналогом. Словом, российская денежно-кредитная политика тоже является тормозом развития нашей отрасли. На рынок только в прошлом году было выведено 150 новых моделей машин для нашего сельского хозяйства. А кроме того, растет экспорт сельхозмашин: в этом году он увеличился на 56 процентов. – Этот форум действительно занимает ключевые роли в развитии нашей отрасли. В его рамках проводится масса деловых мероприятий сельскохозяйственной направленности и выставка сельхозмашиностроения. Это событие общеотраслевого и международного масштаба. Участие в нем – знак престижа и особого статуса. Это своего рода съезд, где закладывается фундамент для решения отраслевых проблем и намечаются точки своего дальнейшего развития, как в машиностроительной сфере, так и в сельском хозяйстве в целом. Безусловно, мы традиционно выступаем организаторами этого события и убеждены, что форум пройдет на высшем уровне и станет чрезвычайно результативным. – В чем вы видите перспективы отечественного машиностроения? Какие шаги необходимо предпринять для ускоренного развития отрасли? – У России большой потенциал в части развития сельского хозяйства. И мы должны прирасти экспортом. Нашу технику очень хорошо принимают за рубежом. Наша задача заполнить неохваченные сегменты производства. Но основной упор нужно делать на – Красные комбайны старого образца – то есть произведенные до 1996 года мы действительно видим повсеместно на российских полях. Им больше 20 лет, в то время как нормальный срок службы комбайна не больше 10 лет. И по уровню механизации села у нас действительно большое отставание. Мы в четыре раза отстаем от США и Швеции. В два раза от Германии и Белоруссии. Проблема износа парка техники остра как никогда. Это одно из существенных ограничений роста продовольствия в стране. Техника выбывает из строя быстрее, чем закупается. И эта проблема в данный момент не решается.
– Президент России Владимир Путин трижды за историю своего правления был на предприятии Ростсельмаш и отметил, что в три раза возросло потребление именно российской сельхозтехники. Этот рост обусловлен только конкурентоспособностью по цене или и по качеству в части сравнения с зарубежными аналогами?
– Такой же вопрос мне пять лет назад задал президент Путин. Мы дали ему сравнительный анализ условий работы в Канаде и в России. В Канаде меньше налогов и больше поддержки экспорта со стороны государства. Гораздо меньше затрат на ведение бухгалтерии, проще логистика и дешевле электроэнергия. Плюс масса других факторов, которые мы озвучили президенту. Что с тех пор изменилось? Российское правительство, наконец, запустило программу субсидий для крестьян для приобретения производимой в России техники, 15% процентов техники российского производства государство селянам дотирует. Эти меры стимулировали нас к производству тракторов именно в России. Однако сейчас мы в состоянии неопределенности, потому что на следующий год действие этой субсидии, работавшей четыре года, пока не продлено. Однако хочу подчеркнуть, что на российском рынке конкуренция в части производства тракторов между Ростсельмаш и другими тракторными заводами присутствует, равно как и с западными производителями.
– А каков сегодня экспортный тренд отрасли и степень его господдержки?
– В начале октября в Москве пройдут Форум и выставка сельхозмашиностроителей «Агросалон-2018», форум юбилейный, проекту исполняется 10 лет. Насколько за эти годы выросла роль выставок в развитии отечественного сельхозмашиностроения?
интеллектуализацию сельского хозяйства. Отраслевая техника должна стать умной, насыщенной датчиками, компьютерами, машины должны обмениваться друг с другом информацией, как о выполненных работах, так и о состоянии посевов. Необходимо развивать удаленную диагностику сельхозтехники. Расширять спектр профилактики неисправностей у машин сельхозназначения. Словом, будущее за электронными системами. Для достижения поставленных целей надо лишь скорректировать экономическую политику государства, которая, увы, не нацелена на поддержку реальных производителей. Это мы видим в скачке цен на бензин, повышении НДС, в отказе Центробанка снижать ключевую ставку, повышении пенсионного возраста и т.д. Я говорю сейчас о мерах правительства, которые не ведут и не стимулируют развитие реального производства в нашей стране. Нужно не повышать цены на энергоносители, а радикально их снизить с помощью налогового маневра. Поддерживать предприятия, которые вкладывают свои деньги в модернизацию производства. Смягчить денежно-кредитную политику. Иными словами, надо перенастроить экономическую политику государства, перейти от абстрактных целей к проектам реального созидания. Только при выполнении этих условий нашу страну и отрасль сельхозмашиностроителей ждет эра процветания и длительного роста.