образование

Первый Московский Образовательный Комплекс: сто дорог – одна твоя

1

 

Московское профессиональное образование сегодня предлагает огромный выбор профессий: от сферы красоты и гостеприимства до профессий в высокотехнологичных отраслях. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс», безусловно, в числе лидеров. Мы поговорили с директором Юрием Дмитриевичем Мироненко о том, как городу, Департаменту образования Москвы и коллективу Первого Московского Образовательного  Комплекса удалось сделать комплекс столь привлекательным для школьников и студентов.

Владимир ДЮНОВ

 

Образовательная палитра

С 2013 года в столице создается образовательный комплекс, в состав которого вошли три колледжа, техникум, две школы и четыре садика. На сегодняшний день комплекс расположился в 19 зданиях. В нем представлены все уровни образования, начиная с детских садов и заканчивая профессиональным образованием. В детские сады ходят 1000 ребятишек, в общеобразовательной школе занимаются более 2000 детей, профессиональное обучение проходят 4000 студентов. И на самом раннем этапе в комплексе стараются и родителям, и детям предоставить возможности огромной образовательной палитры, которую сегодня предлагает Москва.

 

2Курс на профессию

«Надо отметить, что в России наблюдается устойчивый тренд – профессиональное образование не только в Москве, но и в России становится привлекательным для школьников. Сегодня 55% девятиклассников
России выбирают профессиональное образование», – подчеркивает министр образования России О.Ю. Васильева.

 

На наш взгляд, это происходит потому, что сейчас в России и Москве реализуется огромное количество профессионально направленных проектов, которые создают тот высокий образовательный потенциал, что обеспечивает возможности для развития», – говорит Юрий Мироненко.

В последнее время город вложил в профессиональное образование Москвы, прежде всего, в ее ресурсную базу более двух миллиардов рублей. «В этом большая заслуга нашего правительства Москвы, – продолжает Юрий Дмитриевич. – Сегодня разделить школу и профессиональное образование в Москве практически невозможно, потому что это два пути к тому, чтобы ребенок стал успешным человеком, профессионалом в своем деле. При приеме на работу спрашивают не то, что ты знаешь, а что ты умеешь, и только потом смотрят диплом. Современная база колледжей Москвы позволяет реализовать себя в профессиональной сфере в полной мере».

 

Единая среда

Если говорить о Москве, городу удалось создать единую образовательную среду. Школьники на уроках технологии, через программы дополнительного образования получают важную и достоверную информацию о профессиональных направлениях, в которых они могут стать востребованными специалистами. Повышению престижа рабочих профессий также помогают результаты студентов в национальном и мировом чемпионатах WorldSkills, где Москва стала лидером в командном зачете. «Комплекс быстро набирает баллы в общей соревновательной системе, ученики становятся чемпионами различных этапов WorldSkills и подобных турниров. Глядя на это, дети сами тянутся к победам и достижениям, – отмечает директор, – в столице происходит формирование системы московского образования, обеспечивающего равные возможности для всех детей».

 

3Мастерская от чемпиона

Привлекает школьников в колледжи и один из интереснейших городских проектов – «Мастерская от чемпиона», идея которого родилась и поддержана Департаментом образования на встрече мэра Москвы Сергея Собянина с победителями WorldSkills. Победителю или призеру чемпионата предоставляется возможность открыть студию, лабораторию или мастерскую, где он может делиться профессиональными новациями с ребятами, а также выпус­кать свою продукцию, зарабатывая на этом. Город поддерживает ребят, которые показали свои уникальные способности и продемонстрировали всему миру то, что российское профессиональное образование находится на высочайшем уровне. Победителю и призеру мирового первенства доплачивают 100 тысяч рублей в месяц, а национальному победителю 60 тысяч рублей. Проект «Мастерская от чемпиона» уже реализован в четырех колледжах города, открыт и в 1-м МОК. Выпускник комплекса Егор Костиков, победитель национального и призер мирового чемпионата WorldSkills работает в комплексе мастером. В его мастерской проходят и уроки технологии, и подготовка студентов к чемпионатам, и переподготовка кадров в рамках Академии WorldSkills. Среди клиентов Егора – многие отечественные звезды и VIP-персоны.

 

«Ребята с удовольствием приходят на «Мастерскую от чемпиона», – рассказывает Юрий Дмитриевич. – С ними работает не старшее поколение преподавателей, к которым они привыкли в школе, а практически их ровесник, который демонстрирует современность и привлекательность своей профессии! Это очень мотивирует».

 

Открытая столица

Комплекс исторически ориентировался на область сферы услуг, следуя трендам мирового профессионального образования.

«Это ресторанный бизнес, отельный и туристический бизнес, дизайн, реклама – все, что связано с красотой, окружающей средой, прикладной эстетикой. Эта отрасль становится одной из самых доходных в бюджете столицы, и ее развитие позволяет Москве становиться «визитной карточкой» страны. Насколько высок уровень услуг в столице, настолько положительное впечатление сложится о стране, – отмечает Юрий Мироненко. – Сейчас востребованы такие выпускники, которые знают язык, которые хорошо воспитаны, клиентоориентированы и образованы».

 

4Школьные инновации

Что касается школ, сейчас реализуется мегапроект – «Московская электронная школа». Есть еще ряд городских проектов, которые являются определяющими для комплекса: «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Математическая вертикаль», «Профессиональное обучение без границ» и др.

 

«Это проекты, в которые мы или уже включились, или планируем войти туда и пока находимся в статусе наблюдателя, – отмечает директор. – В одном из таких проектов – «Школа новых технологий (ШНТ)» – мы четвертый раз становимся победителями. Три последних года входим в золотую пятерку лидеров проекта ШНТ. Есть целый ряд проектов, которые поддерживаются Департаментом образования, а для нас являются источником развития. Для школьников и для младших наших студентов – это проект JuniorSkills, который тоже поддерживается Союзом WorldSkills и развивается очень активно. Это связано с профессионализацией и с профессиональной ориентацией. Я считаю, проект важен и для города, и для нас, и в целом для страны».

 

JuniorSkills в комплексе

Среди приоритетов колледжа есть еще направление, о котором говорил Президент – развитие робототехники и высоких технологий.

«Мы включаемся в проект «Инженерный класс в московской школе», у нас очень большое количество кружков, поддерживающих это направление, – подчеркивает Юрий Мироненко. – Здесь и робототехника, и нейротехнологии, и мехат­роника, и работа на станках ЧПУ, и прототипирование, и инженерная графика, и программирование. Уже по 19 компетенциям технического направления мы сможем выходить на JuniorSkills. У нас есть обученные педагоги, эксперты по многим направлениям, в кружках в школе работают педагоги и мастера из профессиональных подразделений. Создана инфраструктура дополнительного образования технического профиля – Инжиниринговый центр. На базе центра обучаются также школьники из других школ. По сути, наш комплекс по данному направлению выступает как тренировочная площадка для Москвы по освоению компетенций и площадка для проведения демонстрационного экзамена дополнительного образования по робототехнике и прототипированию».

 

5«В комплексе проходил в этом году московский этап мероприятия «РобоФест», – включается в беседу руководитель подразделения развития комплекса Елена Максимова. – Было более 800 человек-участников. Это настоящий праздник, на котором дети, мне кажется, не только соревнуются, но и получают просто настоящее удовольствие от происходящего».

 

Цифровая трансформация

«Для комплекса все, что связано с информационными технологиями, являлось всегда определяющим в развитии. Проект «Московская электронная школа» заставляет абсолютно по-новому пересмотреть многие процессы в образовательном учреждении, включая те возможности, которые пока еще до конца не использованы – на уроке, в самостоятельной работе, проектной деятельности, – рассказывает директор. – Это и возможности электронного портфолио школьника, о котором говорят в Стратегии развития московского образования-2025. Для нас МЭШ – это возможность кардинально изменить организацию урока и всего образовательного процесса, повысить интерес к обучению, мотивацию и, как следствие, повысить качество образования в школе. Сегодня уже почти 50% учителей являются активными участниками проекта, наша задача – включить в него большинство педагогов.

Также в комплексе для самых маленьких развивается проект «Цифровой детский сад». Есть выстроенная программа, по которой дети постепенно осваивают технологии, начиная с конструкторских технологий, используя такое цифровое оборудование, как интерактивные столы и доски.

 

В рамках федеральной инновационной площадки Министерства образования России наш детский сад занимается апробацией учебно-методического комплекса оборудования для развития креативности и инженерных навыков. Интересно, что инструкции для сборки моделей сделаны в 3D-технологиях».

 

Увеличение профильности

«В комплексе увеличивается количество реализуемых профилей в школе.

Если на момент объединения и даже еще в прошлом году у нас были только универсальные профили, то теперь, с развитием дополнительного образования, мы перешли к возможности персонификации образования, – продолжает Юрий Дмитриевич. – Практически каждый ребенок участвует в программах дополнительного образования, интегрированных с программами основного образования, и выстраивает уже персональную траекторию. За счет вариативности образования и широкого спектра дополнительного образования, на наш взгляд, можно обеспечить этот процесс. Два года тому назад трехзначные цифры указывали, сколько у нас детей занимаются в различных кружках или получают дополнительное профессиональное образование, в будущем планируем уже пятизначные цифры!».

Как говорит директор комплекса, цель одна – увидеть индивидуальные предрасположенности ребенка и помочь ему максимально развить свои способности.

 

6Обучение без границ

«У школьников появилась уникальная возможность, обучаясь в своей школе, ходить на занятия и получить одновременно с аттестатом свидетельство о профессии. Проект «Профессиональное обучение без границ» стартовал с 2016 года. С сентября 2017 года 51 образовательная организация, подведомственная Департаменту образования города Москвы, предлагают школьникам Москвы обучение по программам профессиональной подготовки по 174 профессиям. С начала реализации проекта более 4 100 школьников получили свидетельства о профессии вместе с аттестатом, из них в 2017-2018 учебном году – более 2 400 школьников.

 

Если в прошлом году в комплексе по программам профессионального обучения занимались около 100 человек, то в этом году у нас обучаются уже около 300 человек, и большая часть – дети из других школ», – делится директор комплекса.
Комплекс входит в ТОП-50 лучших по рейтингу образовательных учреждений Москвы.

 

«Эти высокие баллы мы получаем, в том числе, и за счет участия в крупных проектах, – считает Елена Максимова. – В своем золотом фонде комплекс имеет победителей и призеров национального уровня и призеров мирового уровня такого международного проекта как WorldSkills. У нас постепенно увеличивается количество (на наш взгляд, недостаточно быстро, но мы работаем над этим) участников, призеров и победителей всероссийской и московской Олимпиад школьников. И мы надеемся на более высокие результаты».

 

«Мы считаем, что наиболее успешными для нас являются компетенции «Поварское дело» и «Парикмахерское искусство», поскольку у нас есть два специализированных центра компетенций по этим направлениям. В прошедшем в Южно-Сахалинске Национальном чемпионате WorldSkills 2018 года у команды Первого Московского Образовательного Комплекса два победителя: в компетенции «Поварское дело» – Колотилин Сергей и в компетенции «Кондитерское дело» – Цыплакова Кира, и медальон за профессиональное мастерство в компетенции «Парикмахерское искусство» у Петросян Екатерины. Важно отметить, что чемпионов нынешних готовили наши выпускники – чемпионы прошлого года», – говорит Юрий Дмитриевич.

 

Прикладной бакалавриат

Планируется с Департаментом образования, Высшей школой экономики и Федерацией рестораторов и отельеров реализовать программу прикладного бакалавриата, открыть подготовку специалистов в области кулинарного искусства. В центре Москвы в здании комплекса проходит реконструкция. Там будет создан центр для подготовки востребованных специалистов для этой отрасли. В перспективе планируется развитие и направлений мультимедиа-подготовки, дизайна.
«Перед нами задача как колледжа будущего – это реализоваться и стать колледжем мировых стандартов, – отмечают в образовательном комплексе. – Мы хотим выпускать прикладников. Они смогут работать своими золотыми руками и при этом иметь прекрасные теоретические знания. Сейчас наши профессиональные подразделения проходят независимую профессиональную аттестацию, которую проводит «ОПОРА РОССИИ». Представители «ОПОРЫ РОССИИ» беседуют с выпускниками, с социальными парт­нерами, проводят мониторинги, опросы, анализ дипломных проектов, которые показывают высокую степень образования выпускников и удовлетворения работодателей уровнем образования».

 

7Международное направление

«У нас есть проект профессионально ориентированной программы международного бакалавриата IBSP. В рамках этого проекта мы уже практически разработали программы, в которых ряд предметов будет преподаваться на иностранном языке», – делится Юрий Мироненко.

 

Сто дорог – одна твоя

В колледжах, подведомственных Департаменту образования города Москвы, проходят Дни открытых дверей в рамках профориентационного проекта «Сто дорог – одна твоя». В рамках проекта каждый участник может познакомиться с профессиональными ресурсами, возможностями производственных лабораторий, мастерских и кружков научно-технического творчества московских колледжей. Осенью 2017 года более 30 тысяч посетителей смогли поучаствовать в трех тысячах разнообразных событий и активностей проекта. В апреле 2018-го в рамках Дней открытых дверей прошли около 2000 мастер-классов на 200 площадках. Всего в проекте приняли участие около 35 тысяч человек.

 

Активным участником этого проекта является Первый Московский Образовательный Комплекс. Все профессиональные подразделения комплекса принимали школьников Москвы, предоставляя возможность познакомиться с 22 образовательными программами, которые в нем реализуются.

 

Счастье – это когда тебя понимают

«Этот год юбилейный для фильма «Доживем до понедельника», который снимался в школе, входящей в наш комплекс. Так, ставшее крылатым определение «счастье – это когда тебя понимают» для школьника, делающего выбор в пользу нашего учебного учреждения, становится реальностью: здесь в комплексе он по-настоящему становится счастливым – здесь его понимают», – резюмировал Юрий Дмитриевич.