образование

Московский колледж бизнес-технологий: увлекательное лето с роботами и беспилотниками

1

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж бизнес-технологий» готовит специалистов ИТ- и экономической направленностей. Его преподавательский коллектив делает все возможное для того, чтобы выпускники становились востребованными на рынке труда специалистами. Время предъявляет к их подготовке все новые требования, да и конкуренция в столице очень высокая. Поэтому важно не только снабдить ребят всеми необходимыми современными знаниями, но и воспитать людей увлеченных, стремящихся к пополнению личного профессионального багажа и совершенствованию собственных навыков. А для этого нужно, чтобы ребята с самого начала правильно сориентировались в выборе своей специальности. В Московском колледже бизнес-технологий последние годы активно развивают систему летнего дополнительного образования, а также занимаются профориентацией школьников во время каникул.

Иван ПОНОМАРЕВ

 

Каникулы – не для нас!

Колледж бизнес-технологий на протяжении более чем сорока лет своего существования успешно поддерживает звание передового и новаторского учебного заведения и не желает останавливаться на достигнутом. «Территория роста» – так коллектив колледжа называет свое учебное заведение. Инновации и последнее слово науки и техники здесь прочно внедрены в образовательный процесс: в особенности подготовки уроков, их ведения, оценку знаний и овладение профессиональными компетенциями. Новое слово сегодня говорит колледж и в системе дополнительного образования, и также в профориентационной работе, которая не затихает даже летом.
Директор Колледжа бизнес-технологий Лариса Васильевна Аверьянова рассказывает:

 

2– Непосвященным кажется, что летом учебное заведение замирает, занимается ремонтными работами, и… все, но на самом деле мы продолжаем работать. Просто формат нашей деятельности меняется. В нашем колледже на протяжении трех лет существует несколько проектов, к которым мы готовимся в течение учебного года, а летом их осуществляем. Это проекты формирования мотивирующей интерактивной среды развития технологических компетентностей через механизмы выявления и дальнейшего проф­ориентирования детей от 6 до 18 лет с использованием инфраструктуры колледжа. У нас есть возможность и желание предложить школьникам, которые остались в столице в летний период или уехали в загородные оздоровительные лагеря, интересное и полезное времяпрепровождение.

 

3Существует два направления занятий. Первое проводится на территории учебного заведения, для ребят, которые летом остались в Москве, и оно ориентировано больше на старшеклассников, которые действительно планируют поступать. Задача педагогов – на курсах и в процессе занятий в лабораториях колледжа сориентировать молодого человека на выбор конкретной специальности. Второе направление – занятия со школьниками младшей и средней ступени на территории детских оздоровительных лагерей, то есть преподаватели Колледжа бизнес-технологий занимаются содержательным наполнением программ тематического оздоровительного отдыха.

 

– С лагерем детского отдыха у нас ассоциируются обычно костры, линейки и зарницы. Мы же занимаемся с ребятами совсем другим –профильными лабораториями, мас­тер-классами, проводим специальные тематические мероприятия технической, бизнес- и лингвистической направленностей, – подчеркивает Дина Александровна Жесткова, заместитель директора по социализации и дополнительному образованию. Просветительская и образовательная работа с детьми школьного возраста в рамках летних выездных научно-технических школ, профильных лагерей технической направленности в период школьных каникул является одним из мощнейших инструментов подготовки детей по программам инженерной направленности, развитию технологических компетенций.

 

Тематическая образовательная программа летнего отдыха детей и подростков в 2018 году направлена на помощь в приобретении школьниками навыков 21-го века: командной работы, коммуникации, технологических компетенций, управления проектами, генерации идей.

 

4За двадцать один день нахождения ребенка в лагере с полным погружением в профессиональную программу он начинает интересоваться чем-то новым для него. При этом специалисты – педагоги и психологи – выявляют способности, возможности школьника и четко определяют направление, по которому он может продолжить свое обучение. Данный механизм обеспечивает вариативность и непрерывность образовательных программ и содержание образования в соответствии с возрастным и персональным целеполаганием обучающихся. Образовательный процесс строится на принципах «обучение через игру», «обучение как открытие», «обучение как исследование», «вовлечение в процесс познания» и «конструирование своего будущего», «исследовательский центр», «конструкторское бюро» и др.

 

Проблемы и решения

В самом начале работы с учениками, особенно младшей школы, педагогам профессионального обучения пришлось преодолеть немало трудностей и решить массу методических проблем. В колледже уже третий год существует профильная лаборатория по программированию. Решили частично перенести ее в летний лагерь. И в начале смены преподаватели думали, что программирование, в частности, робота, интересно для ребятишек само по себе, но вскоре поняли, что были неправы.

 

5– К следующей смене мы решили, что программирование будет интересно в рамках соревнования. И мы снова были неправы. Это сложно как преподавателю, так и ребенку. Наконец мы поняли, что лаборатория по программированию востребована, когда у ребенка есть определенное задание. То есть когда мы говорим: «робот должен отнести мелок вот в это место», а не просто – «он должен держать и ходить». Или давать эмоционально окрашенные поручения, типа «сегодня день рождения у Маши, давайте робот отнесет ей открытку», – делится опытом Дина Александровна.

 

Этот пример показывает, как преподаватели-энтузиасты путем проб и ошибок научились включать каждого ребенка в обучающую программу.

 

Взлет беспилотников

На территории самого Колледжа бизнес-технологий действуют также другие лаборатории, посвященные знакомству с новейшими направлениями обучения. Сюда приходят старшеклассники школ и первокурсники колледжа. И, безусловно, у ребят есть любимые направления дополнительного образования. Например, беспилотные летательные аппараты. Эта специальность, вошедшая в ТОП-50 наиболее перспективных в будущем, была названа в качестве приоритетной в майских указах Президента России Владимира Путина.

 

Оказалось, что это направление интересно даже самым маленьким.

 

6Дина Александровна рассказывает:

– В частности, в тематической программе в детском оздоровительном лагере увлекательно проходили занятия по направлению, связанному с конструированием беспилотников и аэрофотосъемкой. Отдыхающие сами делали фотографии с помощью фантома. Мы доверили взлет беспилотника самым увлеченным ребятам. А их группы поддержки выстраивались в фигуры, буквы, делали флешмобы, стараясь, чтобы их как можно интереснее сняли сверху. Прекрасное знакомство состоялось с этой технологией будущего для школьников младших классов и средней школы!

 

Директор колледжа Л.В. Аверьянова рассказала о том, что программа Календарь Больших Технологий (КБТ), предложенная детям, включала такие элементы, как КБТ – Профильная лаборатория «Кто больше трудится?», КБТ – Практикум «Купец – бесконечный творец!», КБТ – Мастерская «Крепкие богатыри-творцы», КБТ – Мастер-класс «Кто больший технарь!», КБТ – Митап «Красивые, быстрые, талантливые…» и другие. Наиболее запоминающимися для ребят стали проекты, включающие поэтапное создание роботов из элементов конструктора.

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж бизнес-технологий» старается ответить на потребности столицы в профессионалах своего дела. Здесь одними из первых стали обучать  бухгалтеров владению компьютерными программами, здесь в 90-е годы начали готовить таких нужных для страны, встающей на рыночный путь, служащих финансовых и страховых организаций. С введением компьютеризации во всех сферах экономический колледж объединился с колледжем информационных технологий. Так был создан Колледж бизнес-технологий, который получил от нового партнерства потрясающий синергетический эффект. 

 

Образовательная робототехника обеспечивает обучение основам современной робототехники и когнитивных технологий в целом, позволяет демонстрировать методики поэтапного создания роботов из элементов конструктора с возможностью подключения программируемых процессоров и сенсорных элементов для построения автоматизированных установок и антропомор­ф­ных компонентов на платформах открытой архитектуры, как с точки зрения кода, так и с точки зрения аппаратного устройства. Занятия робототехникой стимулируют развитие логического и пространственного мышления, связанного с построением причинно-следственных связей в процессе программирования, и обеспечивают междисциплинарные и метапредметные связи. Они могут проходить в разных формах. И это не только усидчивая работа за столом, но и физическая активность, песни и танцы.

 

7– Дети выполняют задания, которые дает ведущий мастер-класса, – поясняет Дина Александровна. – Например, «Сегодня мы шагаем» – и дети строят все вместе модель, которая шагает. Задания меняются. Иногда мы стараемся уйти от соревновательного момента, мы учим.

 

Будущим купцам и творцам

Финансовое направление методисты колледжа также стараются сделать увлекательным для школьников. Например, они разработали практикум «Купец – бесконечный творец». Действует мастерская «Крепкие богатыри-творцы». По названиям уже понятно, что это интригует детей, заставляет их включать свое внимание и фантазию.

 

– Цель этого проекта достаточно амбициозна – внедрение холистической модели образования путем погружения в IT-сферу, интегрированную с бизнес-средой и лингвистической составляющей, для формирования мотивации и развития технологической компетентности на территории детских оздоровительных лагерей, – поясняет директор колледжа Лариса Васильевна Аверьянова.

 

– Конечно, мы внедряем эти элементы через игру, – добавляет Дина Александровна Жесткова. – Например, занятия по финансовой грамотности у нас проходили с помощью героев Фиксиков, которые ремонтировали что-то, а дети считали. Так работать в стенах колледжа мы можем не всегда. А в лагере за 21 день полного погружения, когда наставники проводят занятия и до, и после обеда, ребенок схватывает и усваивает значительно больше, чем когда он приходит на территорию колледжа в секцию в течение четырех месяцев, но один раз в неделю.

 

Современная экономика нуждается в разработке программного обеспечения, которое стало возможно благодаря интеграции направлений экономики и ИТ в образовании. Осенью 2017 года на основе имеющейся сильной ИT-базы Колледж бизнес-технологий открыл еще одно новаторское направление – «Управление беспилотными летательными аппаратами».

 

– Мы учим детей разному. Мы хотим, чтобы та профориентация, которую дают в школе учителя, дома родители, на улице друзья, наложилась на некие навыки и компетенции. Чтобы для ребенка робототехника не стала просто словом, чтобы у него сложилось хотя бы минимальное понимание предмета, – акцентирует позицию методистов колледжа Лариса Васильевна.

 

Многообещающие результаты

В этом учебном году в колледж стали поступать первые участники летней программы для школьников. И видны положительные результаты.

 

Организовать процесс обучения школьников все три года помогали студенты старших курсов колледжа. Они были вожатыми, руководителями кружков. Преподаватели были кураторами всего процесса и обучали студентов работать с детьми.
– Здорово, что наши старшекурсники увидели себя в несколько иной ипостаси. Малая разница в возрасте, когда вожатому 18, а ребенку 14 лет, дает им возможность лучше понять друг друга. Для нас, преподавателей, эта практика очень важна. Для студентов это не только творчество, это часть будущей профессии. Ведь некоторые из них придут нам на смену или будут и дальше вести кружки для школьников, как, например, в нашем колледже ведет занятия для школьников по сборке квадрокоптеров наш студент, победитель WorldSkills Russia по компетенции «Управление беспилотными летательными аппаратами», – уточняет директор Колледжа бизнес-технологий Лариса Васильевна.

 

8Этим летом на территории самого колледжа действовали, помимо лаборатории по программированию и по изучению летательных аппаратов, еще 7 секций технической направленности. Ребятам рассказывали о системе управления производством, о создании собственного бизнеса, затрагивали другие экономические вопросы. Ребята изучали также иностранную терминологию. Ведь специфика колледжа – это преподавание наряду с экономическими дисциплинами иностранных языков –
английского, немецкого, французского и даже китайского. Экономисты, разбирающиеся в производстве и знающие иностранные языки, сегодня нарасхват!

 

«Лето в колледже» становится популярным в столице. Во многом Колледж бизнес-технологий находится в авангарде этого движения.

 

– Мы стараемся работать на научной основе, – рассказывает Лариса Васильевна Аверьянова, – в этом году проводили специальное психолого-педагогическое исследование. Мы поняли, что обычные точечные мастер-классы имеют эффект праздника, но этот эффект, согласно нашим данным, весьма недолговременный. Мы же развиваем новый, системный и потому действенный подход.