образование

Московский колледж архитектуры и градостроительства: учебный процесс на реальном рабочем месте

1

 

Учебный процесс на реальных рабочих местах с лучшими профессионалами в качестве наставников – такие возможности открывает для своих студентов Московский колледж архитектуры и градостроительства.  И стереотип, что в колледж идут учиться лишь те, кому не удастся поступить в вуз, остался в прошлом. Ведь сами работодатели с радостью принимают участие в организации программ и производственных практик и совместно с колледжем готовят для себя новые кадры. Именно здесь будущие архитекторы, строители, специалисты IT-сферы определяют свои направления учебы и уверенно двигаются к цели.

О востребованности в профессионалах в строительной отрасли и о том, как в колледже решаются задачи по их подготовке, рассказал журналу «Столица Москва» директор ГБПОУ «Московский колледж архитектуры и градостроительства» Ариончик Александр Александрович.

Владимир ДЮНОВ

 

– Градостроительный комплекс столицы стремительно развивается. Что отличает современного квалифицированного специалиста строительной отрасли от его предшественника 20-30-летней давности? Какими основными компетенциями должен обладать сегодняшний выпускник вашего колледжа, чтобы быть востребованным в век цифровой промышленной революции?

– В разные периоды российской экономики рынок строительных услуг испытывал взлеты и падения, но это направление является самым интересным и привлекательным для инвестиций. Проблема качества жилья из года в год не теряет своей актуальности. Чтобы повысить благосостояние граждан, правительство разрабатывает различные проекты. Сейчас в Москве стартовала программа реновации. К сносу готовится 7934 пятиэтажных дома, построенных более полувека назад. На возведение многоквартирных домов, строительство социальных объектов парковок, благоустройство придомовых территорий, создание транспортной инфраструктуры и инженерных коммуникаций требуются высококвалифицированные специалисты строительной отрасли, способные решать одновременно несколько задач, обладающие целым набором умений, так называемыми мультикомпетенциями. Чтобы в эру высоких технологий и автоматизации значительного числа привычных нам процессов оставаться востребованным специалистом, требуются новые навыки и умения. Современный выпускник колледжа должен обладать глубокими и разносторонними профессиональными навыками, уметь мыслить логично, быть инициативным и целеустремленным, знать иностранный язык, уметь общаться с людьми и работать в команде.

 

2– Как сегодня вашим колледжем решается задача подготовки высококвалифицированных кадров для строительного комплекса столицы? Насколько ваши образовательные программы и материально-технический потенциал позволяют следовать этим тенденциям?

– Сначала нужно определиться, какие же критерии определяют, когда о человеке можно сказать, что он высококвалифицированный специалист? В первую очередь, конечно, доскональные знания не только азов, но и глубин профессии. То есть специалист – это тот, кто познал все подводные камни, все сложные моменты и тонкости специальности, тот, кто знает, как справляться с потенциальными проблемами. Специалист высокой квалификации должен обладать опытом. Иначе ему просто негде было бы приобрести эту квалификацию. А следовательно, действие трудовой деятельности он должен выполнять не впервые. Высококвалифицированный специалист, чтобы стать таким, должен начать трудовой опыт как можно раньше. Высокая квалификация должна постоянно развиваться. А значит, следует не упускать ни одной возможности совершенствоваться профессионально. Без знания иностранного языка здесь тоже не обойтись. Вместе с тем, развитие цифровых технологий привело к обновлению ценностно-смысловой основы общества и образования. Появился новый тип обучающихся, самостоятельно формирующих свою образовательную траекторию, нацеленных на самообразование, самоактуализацию и саморазвитие, соединяющих вместе учебу, работу и личностное развитие. Будущее (и настоящее) – за сетевыми образовательными технологиями, которые будут обеспечивать персонализацию образовательного процесса (включая обучение по требованию) и академическую свободу обучающихся в выборе содержания, форм, методов, места и времени обучения. Образование «на протяжении жизни» в условиях стремительных технологических, экономических, социальных и культурных изменений уже не ново. Все эти требования учитываются в образовательных программах, предлагаемых обучающимся, в современном материально-техническом оборудовании, которое модернизируется в соответствии с новыми тенденциями в экономике.

 

3– Ваш колледж первый в системе среднего профобразования развивает VR-направление (технология виртуальной реальности). Каковы преимущества этой новации?

– Компьютерные технологии неумолимо эволюционируют, и происходит все больший охват информацией из сферы гаджетов. Устройства VR могут открыть новую эру в использовании компьютерных технологий, которые смогут полностью заменить персональные компьютеры и планшеты. Чтобы оказаться на рабочем месте, потребуется просто надеть очки виртуальной реальности, и вся нужная информация окажется перед глазами. Виртуальная реальность также станет отличным помощником в сфере образования. Даже для наших современников, привыкших к чудесам технологии, утверждение ученых о скором слиянии реальности и виртуальной реальности больше приближено к фантастике. Однако, если вспомнить, что мысли о том, что смартфоны прочно займут место в кармане каждого обывателя, были из ряда невероятных, то оспаривать это довольно сложно. VR-технологии необходимы и в архитектуре, проектировании, дизайне. При помощи виртуальной реальности можно презентовать объекты недвижимости еще до начала строительства. Это может быть виртуальная презентация внешнего вида, планировок, интерьеров. Такие технологии помогут избегать финансовых потерь при исправлении ошибок, допущенных в проекте в ходе строительства. Виртуальная реальность помогает увидеть недоработки в проектах, проработать эргономические вопросы, оценить промежуточные строительные этапы.

 

4– Как развивается социальное партнерство по подготовке кадров для строительной индустрии? Какие возможности от работодателей имеют ваши студенты?

– Сегодня многие строительные компании, столкнувшиеся с кадровыми проблемами, обратили внимание на строительные колледжи и их выпускников. С помощью работодателей удалось справиться со стереотипом, что в колледж идут учиться лишь те, кому не удастся поступить в вуз. Оптимальной формой подготовки профессионалов, владеющих компетенциями, является «учебный процесс на реальных рабочих местах с лучшими профессионалами в качестве наставников». Предприятия-парт­неры предоставляют обучающимся реальные рабочие места для производственной практики, зачастую после окончания обучения выпускник уже знает, что останется работать на этом месте. Кроме того, работодатели принимают активное участие в организации учебного процесса через трансляцию своих требований к рабочим программам междисциплинарных курсов, профессиональных модулей. Преподаватели колледжа имеют возможность регулярно получать практический опыт работы с новыми технологиями на предприятиях и в организациях.

 

– Насколько активно и результативно колледж принимает участие в соревнованиях WorldSkills и «Абилимпикс»? Каковы успехи в демонстрационном экзамене по стандартам WorldSkills?

5– Колледж включился в движение «Молодые профессионалы» несколько лет назад, и каждый год для нас приносит победы как на региональных соревнованиях, так и на финалах чемпионата. Победы в компетенциях «Изготовление прототипов», «Геодезия», «Каркасное домостроение» стали уже традиционными. Аккредитация на базе колледжа специализированного центра компетенций по геодезии дает возможность обучать и тренировать ребят из других регионов, транслируя опыт и передовые технологии. В чемпионате для людей с особыми образовательными потребностями «Абилимпикс» мы тоже не новички, в компетенциях «Инженерный дизайн CAD», «Дизайн персонажей/Анимация», «Обработка цифровой информации» наши ребята занимают лидирующие позиции. Что касается демонстрационного экзамена, то и этот инструмент реальной и объективной оценки освоения компетенций выпускниками нами уже освоен. В этом году 100% выпускников сдавали демонстрационный экзамен, показав высокий уровень освоения своей профессии.

 

– Как в колледже поставлена работа по непрерывному профессиональному образованию, в частности, школьников (проект «Профессиональное обучение без границ») и людей старшего поколения (проект «Московское долголетие»)?

– Колледж активно включился в реализацию проектов «Профессиональное обучение без границ» и «Московское долголетие». Благодаря первому проекту школьники Москвы имеют возможность освоить несколько профессий еще до окончания школы, определиться с выбором своего будущего, а также попробовать свои силы в сдаче демонстрационного экзамена. Проект «Московское долголетие» помогает москвичам старшего поколения получить новые знания, умения, творческое развитие, укрепить здоровье. Сегодня люди старшего поколения активно изучают иностранные языки, осваивают компьютерные технологии, разбираются в современных гаджетах, что помогает им не быть оторванными от современного уровня жизни.

 

6– Какие специальности сегодня являются в колледже наиболее популярными? Есть ли новые специальности в этом году по ТОП-50? Какова востребованность выпускников колледжа?

– На сегодняшний день в колледже нет ни одной специальности, которая не пользовалась бы спросом у будущих студентов. Будущие архитекторы, строители, специалисты IT-сферы определяют свои направления учебы и уверенно двигаются к цели. Кроме того, колледж реализует несколько специальностей, входящих в ТОП-50, которые пользуются повышенным спросом у абитуриентов. Вместе с тем, высока и востребованность выпускников по всем специальностям и профессиям: трудоустройство по профилю по окончании колледжа составляет 96-98%.

 

7– Каким вы видите дальнейшее развитие колледжа?

– В этом коду колледж вошел в ТОП-100 лучших колледжей страны, обеспечивающих высокий уровень подготовки специалистов. В дальнейшем необходимо продолжать укрепление материально-технической базы, совершенствовать систему подготовки выпускников через сокращение образовательных программ (переход на эффективный учебный план), а также готовить специалистов по профессиям будущего, применять принципы опережающей подготовки.