образование

Московские колледжи: профессии для будущего

1

 

На территории стенда «Московские колледжи» форума «Город образования» прошло более 250 профильных интенсивов, своим опытом с участниками форума поделились свыше 650 ведущих мастеров-наставников столичных колледжей. Приняв участие в мастер-классах на площадке «Колледж – территория multiskills», обучающиеся познакомились с актуальными компетенциями HardSkills, SoftSkills, FutureSkills. На площадке «Техносфера московского колледжа» состоялась демонстрация новейших технологических решений в области профобразования, участники площадки смогли увидеть и лично опробовать современное оборудование столичных колледжей. Ребята познакомились с востребованными для московского региона профессиями, а самое главное, увидели, что профессиональный путь можно начинать уже со школьной скамьи. О векторе развития среднего профессионального образования столицы журналу «Столица Москва» рассказал начальник Управления реализации государственной политики в сфере образования Департамента образования Москвы Виктор Неумывакин.

Владимир ДЮНОВ

 

– Виктор Сергеевич, каковы на сегодняшний день основные показатели развития среднего профессионального образования в столице?

– Важным показателем развития системы среднего профессионального образования в Москве является результативность представителей Москвы на различных чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills. Три года подряд Москва является лидером движения WorldSkills в России, завоевывая первые места в общекомандном зачете на Национальных чемпионатах. На последнем чемпионате в Южно-Сахалинске сборная команда Москвы завоевала 54 золотые, 21 серебряную и 16 бронзовых медалей.

 

2Представители Москвы продемонстрировали высочайшее мастерство и на Чемпионате мира WorldSkills в Абу-Даби, завоевав 2 золотые (в компетенциях «Ювелирное дело» и «Экспедирование грузов») и 2 серебряные медали (в компетенциях «Парикмахерское искусство» и «Обслуживание грузовой техники»). Для объективной оценки результатов подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях города Москвы проходит демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia, которые являются международными стандартами. Так, в 2018 году более 13 тыс. человек приняли участие в сдаче демонстрационного экзамена, по результатам которого получили skills-паспорта с оценкой навыков. Колледжи Москвы также являются площадками обучения взрослого населения. За 2017 учебный год колледжи обучили 65 тыс. человек взрослого населения.

 

– Какие приоритетные направления и проекты, реализуемые в московских колледжах, можно выделить?

3– Я уже упомянул о результатах, которых удалось достигнуть за последнее время. Департамент образования реализует множество проектов для достижения таких результатов. Каждый проект является звеном одной цепи образовательных проектов города. Например, каждый московский школьник имеет возможность попробовать себя в той или иной компетенции, посещая кружки в колледжах. Сегодня таких школьников уже более 58 тысяч.

 

Благодаря проекту «Кружки от чемпионов» занятия для школьников проводят победители и призеры чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills, «Абилимпикс» и Всероссийской олимпиады профессионального мастерства, на которых они делятся со школьниками практическими навыками и умениями, как лучшие мастера в своей отрасли.

 

4Проект «Профессиональное обучение без границ» создан по образу учебно-производственных комбинатов, задачами которых являлись знакомство учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда специалистов на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение первоначальным навыкам труда по избранной профессии. Сегодня уже более 6 тыс. обучающихся московских школ прошли профессиональное обучение в колледжах Москвы и получили свидетельства о профессии. В рамках проекта «Уроки технологии» на базе колледжей более 8 тыс. школьников изучают школьный предмет «Технология» на современном высокотехнологичном оборудовании. Для знакомства школьников с колледжами, подведомственными Департаменту образования города Москвы, проходят ежегодные Единые Дни открытых дверей, которые в 2017-2018 учебном году посетили 65 тыс. человек.

 

– Если говорить о новациях в развитии среднего профессионального образования Москвы в этом учебном году, каковы они?

5– В новом учебном году нас ждет региональный чемпионат WorldSkills Russia, который пройдет для взрослых и юниоров. Чемпионат пройдет, в том числе, по таким компетенциям как: «Лазерные технологии», «3D-моделирование для компьютерных игр», «Машинное обучение и большие данные», «Технологии дополненной и виртуальной реальности», «Разработка решений с использованием блокчейн-технологий» и др. Эти компетенции уже активно применяются в мире.
Кроме этого, в скором времени нас ждет мероприятие европейского масштаба. Национальной сборной России, в которую вошли 15 представителей Москвы, предстоит побороться с конкурсантами из других стран за медали чемпионата EuroSkills, который пройдет в Будапеште.

 

Также в этом учебном году студенты колледжей вновь примут участие в сдаче демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia. Ребята проверяют свои навыки в таких компетенциях как «Программные решения для бизнеса», «Мобильная робототехника», «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Изготовление прототипов». Кроме того, московские колледжи приступили к реализации образовательных программ, в которые внедрены модули, разработанные с учетом компетенций будущего (FutureSkills). Например, модуль «Проектирование 3D-печати в строительстве» внедрен в специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

 

6– Какова востребованность и конкурентоспособность выпускников московских колледжей?

– Московские колледжи сегодня – это современные высокотехнологичные учреждения профессионального образования. Это не только место, где учат. Колледжи взаимодействуют с работодателями, бизнесом, городскими структурами. Это дает возможность студентам получить востребованную экономикой города профессию, гарантирующую трудоустройство после обучения. Это стало возможным в том числе и благодаря полученным skills-паспортам, т.е. паспортам компетенций, которые выдаются выпускникам после сдачи демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. В этих паспортах отражается уровень владения разными компетенциями, что очень ценится среди работодателей.

 

7Сегодня школьники выбирают профессию более осознанно, используя все возможности города, благодаря которым можно определиться, чем же тебе все-таки интересно заниматься по жизни. О таких проектах я говорил раньше («Профессиональное обучение без границ», «Кружки от чемпионов» и «Уроки технологии» в колледжах). Ребята видят, что колледжи оснащены современнейшим оборудованием, многих мастеров они уже знают как экспертов чемпионатов WorldSkills.

 

В прошлом году проводили чемпионат по компетенциям DigitalSkills, и это, конечно, отразилось на приемной кампании. Многие ребята выбрали для себя специальности IT. Так, конкурс на специальность «Информационные системы и программирование» составил 10 человек на место, а на профессию «Графический дизайнер» – 12 человек на место. Традиционно высокий конкурс в Технический пожарно-спасательный колледж имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука – 12 человек на место на 9профессию «Пожарный».

 

В Москве множество ресторанов, и необходимы технологи продукции общественного питания, вот и школьники поступают со средним баллом аттестата 4,5. Такой же средний балл и среди архитекторов, Москва ведь постоянно развивается, а с ней и архитектура города.