ММСО. Форум «Город образования»

Москва – город образования

1

 

Московский международный форум «Город образования» подтвердил звание главного события в образовательной жизни не только нашей страны, но и мира. «Более 133 тыс. человек посетили Московский международный форум «Город образования» за 4 дня», – сообщил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина.

 

В мероприятиях Форума приняли участие Мэр Москвы Сергей Собянин, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергей Черемин, глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, руководители органов управления образования городов мира, известные российские и иностранные эксперты в сфере образования.

Владимир ДЮНОВ

 

Сергей Собянин: «Мы первые среди электронных школ мира»

Мэр Москвы Сергей Собянин выступил на открытии Московского международного форума «Город образования», главного события в образовательной жизни не только столицы, но и всей страны. В своей приветственной речи участникам Форума Мэр Москвы рассказал об основных достижениях системы образования города и новых перспективах развития дошкольного, общего и профессионального образования Москвы.

 

2Московское образование продолжает развиваться благодаря организационным, финансовым и технологическим изменениям, которые отмечают российские и международные эксперты. За последние 8 лет нормативы финансирования школьного образования в Москве выросли в 2,5 раза, доля школ, реализующих от 3 программ профильного образования, – в 98. Увеличилось и количество самих школ и детских садов: с 2011 по 2017 годы в Москве построено 300 школ и детских садов, в планах – еще 130 до конца 2020 года. В столице работает 13 детских технопарков и 11 предуниверсариев, в которых обучаются более 64 тысяч школьников. Эти и другие меры изменили позиции московского образования в мировом рейтинге. «Сегодня по критерию читательской и математической грамотности московские школы занимают 6-е место в мировом рейтинге PISA, а 300 наших лучших школ – на 2-м месте в мире по качеству образования, – подчеркнул Мэр Москвы Сергей Собянин.

 

«Форум «Город образования» с каждым годом становится все более представительным, престижным. Можно сказать, что сегодняшняя выставка новейших технологий является одной из самых лучших в мире. Надеюсь, что в скором времени она будет не одной из самых, а самой лучшей. Здесь представлены новейшие технологии. И радует то, что это не только перспективные технологии, но и технологии, которые уже реально приходят в нашу жизнь», – отметил Сергей Собянин. 

 

3Оценить качество московского образования можно, в том числе ориентируясь на показатели ЕГЭ, количество призеров олимпиад и первокурсников на бюджетных местах. Так, доля выпускников с 220 баллами на трех экзаменах ЕГЭ выросла с 2010 года в 2,8 раз, с 250 баллами – в 5,7 раз. Призеров Всероссийской олимпиады подготовили 40% московских школ, и практически в каждой школе есть победители окружной и городской олимпиад. Доля москвичей, зачисленных на бюджетные места ведущих вузов, выросла более чем в два раза.

 

Говоря о развитии общего образования, мэр подробно остановился на успехах Московской электронной школы (МЭШ), которая обеспечивает технологическое лидерство городской системы образования по сравнению со многими странами мира.
«Московская электронная школа дает новые возможности, индивидуальные траектории по работе с учащимися, формирование индивидуальных подходов к ученикам. Чтобы мы смотрели не только ЕГЭ, но смотрели всю судьбу ребенка, каждый его класс, каждый его успех», – отметил Сергей Собянин. «Московская электронная школа» – это не только новые компьютеры и интерактивные доски. Самое важное, что «Московская электронная школа» стала поистине народным проектом. Проект открывает перед нами колоссальные возможности для развития, создает новые технологии обмена опытом.

 

133 тыс. человек посе­тили Московский международный форум «Город образования» в 2018 году.

 

4И это все делается не чиновниками образования, не какими-то узкими специалистами, а самими педагогами. Мы самые первые среди электронных школ мира. Такой технологии нет нигде».

 

Мэр столицы остановился на очень важной теме, связанной с предпрофильным образованием. «Мы понимаем, – подчеркнул Сергей Собянин, – что, как бы хорошо ребенок ни учился, он должен четко себе представлять, кем он хочет быть в жизни, какую специальность хочет выбрать. От этого во многом зависит, потратит ли он ближайшие пять лет в университете напрасно или получит ту специальность, которую любит, к которой стремится. И для этого, конечно, требуется предпрофильное образование в школах. Сама жизнь свидетельствует о том, что это действительно нужно и востребовано. И если в 2010 году у нас только один процент школ давал 5возможность предпрофильного образования в трех профилях и более, то сегодня 98 процентов школ предоставляют такую возможность. Это большой успех, это большой труд коллективов, это осмысление новых технологий, и, самое главное, мы предоставили нашим детям возможность сделать уверенный шаг в будущее, к взрослой жизни».

 

Перспективы московского образования, отметил Сергей Собянин, связаны с построением персональной траектории обучения в соответствии со способностями и желаниями ученика. Будет продолжена интеграция образовательных возможностей школ с вузами и предприятиями и развитие предпрофессионального образования.

 

Образовательный Давос

6На «Городе образования» на Конференции руководителей систем образования городов мира обсудили перспективы развития ведущих систем образования мира. Среди гостей Конференции были руководители систем образования городов: Амман, Астана, Баку, Баня-Лука, Берлин, Бишкек, Будапешт, Габороне, Дубай, Дюссельдорф, Загреб, Лима, Минск, Нью-Дели, София, Стамбул, Улан-Батор, Хельсинки, Шанхай.

 

7Формат обсуждения в рамках дискуссии задал министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина. По его мнению, целью развития системы образования Москвы является «Лидерство без отстающих». «Возможно ли идти быстро вперед всей системе, не бросая по пути тех, кто слабее?», – так И. Калина сформулировал главный вызов, стоящий перед столичной системой образования.

 

Руководитель Департамента образования Москвы отметил, что для достижения данной цели «есть 4 главных механизма. Это выравнивание ресурсных возможностей всех школ. Во-вторых, единые требования к управленческим командам школ. Конечно же, поощрение управленческих команд и коллективов школ-лидеров, которые смогли стать лидерами в абсолютно равных с остальными школами условиях. И не могу не сказать, этот механизм тоже, к сожалению, вынуждены иногда использовать – это расставание с управленческими командами-аутсайдерами, которые не воспользовались предоставленными равными для всех возможностями», – отметил И. Калина.

 

8Председатель Департамента образования и знаний г. Абу-Даби, Его Превосходительство д-р Али Ал Рашид Нуаими отметил, что «нужно сфокусироваться на самой важной проблеме. В ОАЭ мы фокусируемся сейчас на одной проблеме, это часть нашей национальной повестки – вопрос искусственного интеллекта».

 

По мнению вице-мэра г. Загреб Елены Павичич Вукичевич, «образование – это не только получение знаний и навыков, а нечто гораздо большее. Мы должны придерживаться комплексного подхода, развивая сбалансированно наших детей. Так, чтобы наши учебные планы включали в себя самые разные программы: программы обучения, программы социализации детей».

 

9Заместитель главного министра Правительства г. Нью-Дели Маниш Кумар Сисодия рассказал о городской инициативе по организации и проведению уроков счастья: «Мы применили эту инициативу в 1024 школах, в классах с 1-го по 8-й. В результате мы работаем с миллионом учащихся. 20 тысяч учителей прошли обучение по программе уроков счастья. И мы выделяем на такую работу 35 минут каждый день». Говоря об итогах состоявшейся дискуссии и обмена опытом, руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина подчеркнул, что обсуждение носило откровенный характер, и благодаря Форуму «Город образования» Москва на 4 дня стала центром мирового образования, местом, где обсуждаются вопросы образования будущего.

 

Победителей конкурса «ЕГЭ на 100» наградили в «Городе образования»

10В День знаний на Московском международном форуме «Город образования» прошло награждение победителей III городского творческого конкурса советов по подготовке к Единому государственному экзамену «ЕГЭ на 100».
Девять победителей из более чем тысячи участников – конкурс «ЕГЭ на 100» с каждым годом пользуется все большей популярностью, и жюри было нелегко определить лучшие работы: количество победителей увеличили с семи до девяти, добавили по одному диплому II и III степени. По условиям конкурса участники – учащиеся московских школ и лицеев, родители и педагоги – подготавливали советы, которые могут помочь выпускникам сдать ЕГЭ на 100 баллов. Творческие работы в формате текста, видеоролика и презентации принимались с марта по май. 23 лучшие работы были размещены на сайте конкурса, а в июне жюри выбрало 9 победителей и опубликовало результаты там же, а также в социальных сетях и на сайте Московского центра качества образования.

 

Более 50 стран, 87 городов, 603 иностранных гостя со всего мира приняли участие в форуме «Город образования» в 2018 году.

 

11«Конкурс стал настоящим агрегатором полезных напутствий школьникам. Из года в год ребята делятся друг с другом ценными советами, педагоги рассказывают выпускникам о нюансах в заданиях ЕГЭ, делятся с коллегами собственными наработками по подготовке учащихся к успешной сдаче экзаменов. Все это и многое другое объединяет наш городской конкурс советов “ЕГЭ на 100”», – рассказала на открытии церемонии награждения начальник отдела Московского центра качества образования, председатель жюри Галина Свечкопалова.

 

Более 1 000 ветеранов педагогического труда посетили  форум «Город образования» 

12«Более 1 000 ветеранов педагогического труда посетили форум «Город образования» –  сообщил программный директор Форума, директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин. – Организаторы сделали все возможное, чтобы на Форуме было интересно людям всех возрастов. Поэтому были организованы специальные площадки и мероприятия для наших ветеранов, заслуженных представителей городской системы образования».
На втором Московском международном форуме «Город образования» была организована специальная площадка «Московское долголетие».

 

13«Даже у очень занятых людей в выходные дни на «Городе образования» была возможность увидеть, как работает «Московское долголетие», рассказать об этом своим знакомым, родителям, бабушкам и дедушкам и поучаствовать самим», – отметила представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Наталья Денисова.

 

Мастер-классы для москвичей старшего возраста проходили нон-стоп: сначала на площадке проходило занятие по английскому языку, потом начиналась зумба. В зависимости от интересов участники смогли выбирать спорт и танцы, в том числе скандинавскую ходьбу, тренажеры, общую физическую подготовку, творческие студии и лектории, языковые и компьютерные курсы и многое другое. Всего «Московское долголетие» предлагает 7 тематических направлений, все занятия проводятся бесплатно. «Здесь на Форуме большое количество представителей из разных областей России, очень многие интересуются «Московским долголетием». Надеемся, регионы будут перенимать наш опыт. Тогда улыбок людей в нашей стране точно станет больше», – отметила Наталья Денисова.

 

14Помимо «Московского долголетия», на «Городе образования» для ветеранов педагогического труда были организованы экскурсии по ключевым стендам выставки (в том числе по проектам «Московская электронная школа», «Мои достижения»), в рамках которых можно было ознакомиться с современными образовательными технологиями, уже используемыми в московских школах.

 

Педагоги из 66 городов России познакомились с диагностиками в формате виртуальной реальности

Делегации из различных городов России посетили Московский международный форум «Город образования». В составе делегаций были заместители руководителей, сотрудники муниципальных органов управления образованием, руководители образовательных организаций из 66 крупных городов России: Волгограда, Дербента, Краснодара, Калининграда, Казани, Новосибирска, Рязани, Рыбинска, Самары, Саранска, Тюмени и многих других.
15Гостей заинтересовали диагностики в формате виртуальной реальности, которые были представлены на стенде «Мои достижения». Каждый желающий смог пройти диагностику в очках виртуальной реальности. Коллеги из других городов оценили удобство и пользу такого вида диагностик.

 

Ирина Балабанова, преподаватель химии из Волгограда, так охарактеризовала VR-диагностику по астрономии: «Мне очень понравилось, было настолько реально, как будто я работала в космосе. Все четко, точно, временные затраты минимальные. Это интересно и результативно, что очень важно для нас, педагогов. С одной стороны, хорошая мотивация для учащихся, с другой –  возможность проверить их знания».

 

16Касумова Аида, учитель английского языка из города Дербент Республики Дагестан, посетовала, что для регионов пока что такие проекты затратны, но в перспективе, вероятно, и у них появится возможность использовать подобные диагностики в учебном процессе. «Это, конечно, интересно для ребят. Современные дети очень любят такие технологии, и завлечь их этим – возможность невероятная».

 

На данный момент успешно используются независимые диагностики в формате виртуальной реальности по физике, биологии и астрономии. Данная технология позволяет сымитировать любую среду и создает условия, которые в школе естественным путем создать невозможно. Принять участие в VR-диагностиках можно в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования.

 

«Город образования»: итоги и перспективы

Московский международный форум «Город образования» стал самым посещаемым образовательным событием в мире.

 

«Слоган Форума – «Начни учебный год в «Городе образования»! – отметил Павел Кузьмин. – Не только высокая посещаемость мероприятия, но в первую очередь те отклики, которые мы на протяжении всех четырех дней Форума получали от участников и гостей, свидетельствуют об успехе мероприятия. И эта высокая планка является для нас хорошим стимулом для подготовки «Города образования» в следующем году». 

 

18Об этом на официальной церемонии закрытия Форума сообщил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина. «Наш с вами Форум побил все мыслимые и немыслимые рекорды образовательных форумов в мире. Просто нет другого образовательного форума, на который бы пришли, были здесь целыми днями, возвращались на следующий день 133 тысячи посетителей. Это уникальное событие, которое говорит о том, что московское образование готово работать для развития нашего замечательного города, и что горожане ждут, верят в московское образование», – отметил Исаак Калина.

 

20«Это поистине чемпионский результат: 133 тысячи человек – участников нашего уже ставшего международным Форума «Город образования». Это представители более  чем 70 стран: это главы делегаций, мэры городов, международные эксперты, представители различных иностранных компаний. Для нас очень важно продолжать это международное сотрудничество», – отметил на церемонии закрытия министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы  Сергей Черемин.

 

Форум «Город образования» стал крупнейшей коммуникационной и выставочной  площадкой, демонстрирующей практический опыт по интеграции ресурсов Москвы для эффективной реализации идей открытого образования, использования потенциала организаций науки, культуры, бизнеса с целью формирования у школьников компетенций, необходимых в будущей профессии и жизни в высокотехнологичном городе.
Особое место на выставке заняли ключевые проекты московского образования:

 

  • «Московская электронная школа»,
  • «Предпрофессиональное образование»,
  • «Площадка WorldSkills»,
  • «Мои достижения в моем городе».

 

19«В среднем посетители проводили на форуме не менее 2,5 часов. Многие проходили неоднократно и участвовали во всех активностях. Форум оказался интересен всем: самому юному посетителю 1 год и 3 месяца, а самому пожилому 86 лет.Наибольшее количество зрителей собрал Открытый городской педагогический совет с участием мэра С.С. Собянина – прямую трансляцию посмотрели более 200 000 человек. Это абсолютный рекорд для нас. Среди других мероприятий, вызвавших большой интерес у аудитории, – конференция руководителей систем образования городов мира, международная конференция Рособрнадзора «Образование в современном мире: вызовы, оценка и решения», фестиваль ветеранов педагогического труда, который посетили 1200 ветеранов. – рассказал Павел Кузьмин, программный директор Московского международного форума «Город образования», директор Московского центра качества образования. – Большое количество зрителей было в Международный день в «Городе образования», где принимали участие представители более 50 стран мира и представители крупных компаний, занимающихся образованием. Масса школьников и родителей приняли участие в Дне знаний на ВДНХ. Всех заинтересованных педагогов собрал 6-й Съезд учителей г. Москвы, где были показаны современные уроки в современной школе с использованием МЭШ.

 

21Деловая программа включала 460 секций, 130 мастер-классов – это более 400 часов просмотра, если сложить все секции по времени.  Около 1000 спикеров, более 160 прямых включений с форума. Участвовали 53 страны, 87 городов-участников, 603 иностранных гостя со всего мира.

 

Выставка форума: 700 мастер-классов на стендах, 86 экспонентов. У нас абсолютно понятная концепция пространств, где можно все попробовать, посмотреть самое современное оборудование, которым оснащены московские школы. Мы представили лабораторно-исследовательские комплексы, в которых занимаются московские школьники.

 

22Мы провели благотворительную акцию «Забег во благо» и собрали более 300 000 рублей в поддержку проекта «УчимЗнаем» в поддержку детей, которые находятся на длительном лечении.

Уже сформирован оргкомитет форума 2019 года. Мы обсуждаем основные концептуальные позиции. Планируется расширение участников-крупных компаний, ищем новые интересные проекты в формате краудсорсинга по внедрению новых интересных идей в московское образование. Увеличится количество активностей. Мы хотим выйти за рамки павильона №75 и использовать в целом территорию ВДНХ. Поступил запрос от школьников по формированию презентационной культуры и многое другое. Планируется закрытие форума в новом интерактивном формате с участием Совета директоров, представителей учащихся, родителей и педагогов. Идей очень много, и подготовка уже начата».