образование

Колледж автоматизации и информационных технологий № 20: современный московский колледж

1

 

Мобильная робототехника, высокоточная электроника, прототипирование, виртуальное программирование – этому и многому другому обучают сегодня в Колледже автоматизации и информационных технологий № 20. Колледж сегодня – это одно из современных и востребованных образовательных учреждений Москвы, которое входит в ТОП-300 лучших школ столицы. Корреспонденты журнала «Столица Москва» встретились с директором колледжа Татьяной Ивановной Дмитриевой и узнали, какие перспективные проекты сегодня реализуются в колледже.

Иван ПОНОМАРЕВ, Любовь ГАБЕЕВА

 

– Какие основные специальности наиболее популярны среди абитуриентов?

– Это специальности, связанные с информационными технологиями, с автоматизацией производства и обслуживанием роботизированных участков. Это те направления, которые последние два года становятся востребованными и у работодателей, и у ребят. В прошедшем учебном году колледж начал реализацию четырех программ из ТОП-50, в новом учебном году мы планируем добавить еще две программы.

 

2– Колледж с каждым годом набирает обороты. Как это сказывается на отклике со стороны будущих абитуриентов?

– На 1 июня у нас было 1746 обучающихся по очной форме обучения и 236 по вечерней форме обучения по 23 программам среднего профессионального образования. В этом году план набора бюджетный – 560 мест. На сегодняшний день (начало августа – ред.) набор идет хорошо, например, на специальность «техника и искусство фотографии» конкурс достигает 7 человек на место. Набор еще не закрыт, но, по крайней мере, то, что есть конкуренция, это уже хорошо. Я считаю, что это положительная тенденция. Важно и то, что средний балл аттестата в этом году выше – это говорит о том, что сегодня в колледж идут учиться все более мотивированные ребята.

 

– Какие, на ваш взгляд, компетенции на сегодняшний день необходимы для специалистов, чтобы соответствовать новым требованиям? Что способствует приобретению этих компетенций, с точки зрения новаций в учебном процессе?

– Как показывает мировая практика, современный специалист должен владеть целым набором определенных качеств, чтобы быть успешным в своей профессиональной среде. Одних Hard Skills (например, программирование, анализ данных, планирование и др.) уже недостаточно. Сегодняшний выпускник должен обладать и Soft Skills – прежде всего, ответственность, дисциплинированность, лидерство, критическое мышление, работа в команде и др. Именно это мы стремимся прививать нашим студентам и именно под эти задачи мы разрабатывали свою программу развития, результатом реализации которой мы хотим видеть создание Digital College.

 

3– Каким вы хотите видеть конечный результат проекта Digital Сollege?

– Проект Digital College не случаен для нас и возник в процессе реализации программы развития, созданной работниками колледжа. А в качестве результата хотелось бы видеть, конечно, очередь из поступающих во время приемной кампании и конкурс на замещение должности преподавателя колледжа – только в конкурентной среде можно успешно развиваться и двигаться вперед. И конкурентной среда должна быть у всех – и у студентов, и у преподавателей, и у администрации тоже. Очень показательны в этом плане соревнования в формате WorldSkills для наставников, которые показывают, на что они способны, и для студентов, которые видят своего преподавателя «в деле» и понимают, чего он стоит и чему у него можно поучиться. Ну и конечно, в качестве результата реализации этого проекта вижу постоянно обновляемый (в соответствии с меняющимися требованиями работодателей) перечень образовательных программ, реализуемых в колледже, и регулярно обновляемую современную материально-техническую базу, чтобы работодатель приходил к нам и удивлялся новинкам, а не чтобы мы его догоняли.

 

4– А какие компании являются вашими партнерами?

– Для того чтобы наши выпускники были интересны работодателям, мы ищем варианты сотрудничества, прежде всего, в сфере IT-компаний, обратились в Яндекс, Mail, Лабораторию Касперского. Положительно у нас складываются отношения с компанией InfoWatch. Сейчас с ними идет активная работа по открытию базовой кафедры для подготовки специалистов по компетенции «Корпоративная защита от угроз в сфере информационной безопасности». Также мы планируем открыть учебный центр с компанией BASF для тех ребят, которые мечтают достичь совершенства в окраске автомобиля с применением самых передовых технологий.

 

– И что это даст, на ваш взгляд?

– Для наших выпускников это бесценный опыт прохождения учебной и производственной практики у крупного работодателя, который заинтересован в хороших специалистах и готов участвовать для этого в совместных проектах, в том числе по подготовке ребят для соревнований WorldSkills и для тренировки к демонстрационному экзамену.

 

5– Какие еще актуальные проекты реализуются на базе колледжа?

– Интересный проект реализуется Департаментом образования, который называется «Колледж будущего», в рамках которого колледж занимается разработкой FutureSkills. Речь идет о перспективных направлениях, которых на сегодняшний день нет в системе образования не только города Москвы, но и России, но которые очень нужны работодателям. Первоначально колледж заявился на компетенцию «Виртуальное программирование», но в процессе проработки появились новые идеи по внедрению FutureSkills, которые мы планируем апробировать в рамках в том числе дополнительного образования (техническая направленность) уже в этом учебном году как с нашими студентами, так и со школьниками.

 

– В этой компетенции вы первопроходцы в Москве?

– Я думаю, что идея витает в воздухе. В феврале в Московском политехническом университете собиралась инициативная группа для обсуждения проекта, который вызвал большой интерес.

 

6– Если говорить о работе со школьниками, как у вас с этим обстоят дела? Например, у вас реализуется проект «Юные мастера».

– Проект «Юные мастера» уже второй год реализуется в колледже и достаточно успешно. В новом учебном году мы планируем увеличить количество школ, с которыми мы взаимодействуем в этом направлении, и актуализировать образовательные программы. Реализация этого проекта для колледжей стала имиджевым мероприятием: дети ходят в колледж на регулярной основе, общаются с преподавателями, учатся делать что-то своими руками, работают на оборудовании – это очень важно для формирования понимания, что современный колледж – это совсем не страшно, а интересно и даже полезно. Для нас важен и такой результат, что такие уроки могут вести наши студенты, в том числе победители соревнований WorldSkills.

 

– А у вас есть «мастерская от чемпионов»?

– Конечно, наши победители дают свои «уроки от чемпионов». Школьники, общаясь с нашими студентами, начинают понимать, что колледж – это не страшно (помните, как еще лет пять назад родители пугали – будешь плохо учиться, пойдешь в колледж) и совсем не плохо (перспективный выпускник колледжа, положительно зарекомендовавший себя за время учебы и практики, имеет на выбор при выпуске 2-3 места работы, и зарплата его может быть в 2-3 раза выше, чем у только что выпустившегося студента вуза), а может быть очень даже интересно и полезно. Большим спросом сегодня у школьников пользуется все, что связано с автоделом (все мальчишки мечтают о своей машине!), лазерными технологиями (все смотрели «Звездные войны»!), 3D-программированием (а программированием сейчас пронизаны все сферы деятельности!), прототипированием (а оно сейчас во всех областях – и в строительстве, и в машиностроении, даже уже в медицине и общественном питании). Кружки по фотографии тоже привлекают учащихся. Современные возможности цифровой камеры и цифровой фотографии очень широки. Когда наши преподаватели показывают школьникам, какие снимки можно даже с помощью камеры мобильного телефона сделать, большая половина семиклассников, например, приходит в полный восторг, и дальше они уже хотят быть только фотографами.

 

7– Есть ли в вашем колледже инклюзивные проекты?

– Мы ведем подготовку по программам среднего профессионального образования для ребят с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дистанционно. В прошедшем учебном году у нас обучались 189 ребят с ограниченными возможностями здоровья, из них 69 – только дистанционно. То есть это тяжелобольные дети, которые не имеют физической возможности приходить на занятия в колледж, обучение ведется за домашним компьютером, преподаватели с обучающимися общаются посредством электронной почты или специальной платформы, которая функционирует в колледже, позволяющей организовать учебное пространство индивидуально под каждого обучающегося и в удобном для него графике. На платформе в личном кабинете студента представлены записи всех учебных занятий, домашних и контрольных работ, есть возможность оперативного общения с преподавателем или с одногруппниками. Это совершенно уникальная возможность для таких ребят, родители нам очень благодарны за это. В этом году с помощью дистантных технологий мы экспериментально апробировали и реализацию программ дополнительного образования. В новом учебном году мы планируем привлекать к нам на обучение тяжелобольных ребят и из других регионов, для чего вели большую подготовительную работу. В течение года встречались с Всероссийским обществом глухих, с Всероссийским обществом инвалидов, демонстрировали им наши возможности и знакомили с результатами. Поэтому дистанционные технологии, особенно для ребят с ограниченными возможностями, мы будем активно развивать.
– В вашем колледже большое внимание уделяется не только профессиональному обучению, но и патриотическому воспитанию.

– В этом году мы отпраздновали десятилетие поисково-спасательного отряда «Дозор». Его работа строится в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и в соответствии с распоряжением Департамента образования города Москвы. Членами отряда являются и студенты колледжа, и школьники. Командир отряда – педагог колледжа Владимир Владимирович Ступаков. У Владимира Владимировича за плечами 15 лет службы в Советской Армии, командировки в Афганистан, Чехословакию, более 200 парашютных прыжков. За время существования клуба были найдены останки почти 700 бойцов, погибших в Великой Отечественной войне, из них удалось узнать имена и найти родственников более чем 200 человек. В свои поисковые экспедиции отряд «Дозор» также привлекает ребят с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов-колясочников. 2018 год, кстати, объявлен Годом добровольца, в связи с этим с 446-й школой мы начали проект, который называется «Год добровольца». Две школы района пригласили наших выпускников из «Дозора» для ведения военно-патрио­тической работы в таком же ключе.

 

8– Каким вы хотели бы видеть свой колледж через пять лет?

– Самое высокотехнологичное оборудование, квантовые компь­ютеры и виртуальные серверы, виртуальные тренажеры и самые перспективные преподаватели! Гибкий конструктор образовательных программ позволяет проектировать образовательный процесс индивидуально! И конечно, я бы хотела его видеть востребованным не только на рынке образовательных услуг города Москвы, но и у работодателей, обучающихся и их родителей.