образование

ГБПОУ «Колледж железнодорожного и городского транспорта»: заменят ли роботы и алгоритмы людей?

1

Интеллектуальная революция в транспортном комплексе столицы

Сегодня все больше транспортных компаний стараются перейти к использованию цифровой инфраструктуры. Запуск МЦК, наземного метро, введение новых составов – с каждым годом профессии транспортной инфраструктуры «усложняются», и образовательным учреждениям необходимо идти в ногу с новыми технологиями и соответствовать ожиданиям транспортного комплекса.

 

Колледж железнодорожного и городского транспорта готовит своих студентов, используя единый многофункциональный образовательный комплекс, который позволяет реализовывать процесс обучения всех участников движения: машинистов, составителей, движенцев. При этом фокусирует программы обучения на развитии личностных и метапредметных компетенций, что делает выпускников колледжа конкурентоспособными на рынке.

Какие специальности сегодня наиболее популярны и какими компетенциями должен обладать сегодняшний выпускник-транспортник, редакции журнала рассказал директор ГБПОУ «Колледж железнодорожного и городского транспорта» Дмитрий Владимирович Выдрин.

Иван Пономарев

 

– Железнодорожный и городской транспорт столицы стремительно развивается. Что отличает современного квалифицированного специалиста транспортной отрасли от его предшественника 20-30-летней давности?

– Наш мир меняется, технологические тенденции диктуют новый экономический уклад и новую структуру рынка труда. Важнейшим условием развития страны и формирования современной транспортной инфраструктуры, в частности, является ее цифровизация. Процесс информатизации транспортных предприятий и внедрения интеллектуальных транспортных систем на российских дорогах идет достаточно интенсивно. Сегодня все больше транспортных компаний стараются перейти к использованию цифровой инфраструктуры. Важно отметить, что любые новые технологии всегда не только замещали труд человека, но и меняли его структуру, создавали новую занятость. Транспортная отрасль не исключение. Специалист транспортной отрасли сегодня – это не только водитель, механик и диспетчер, как 30 лет назад. Сегодня количество задействованных в этой отрасли экономики специальностей и профессий исчисляется десятками. Концепция транспортных решений как услуги требует интегрирования в эту отрасль специалистов по информационным технологиям, безопасности, логистике, сервису и многих других.

 

2– Какими основными компетенциями должен обладать сегодняшний выпускник вашего колледжа, чтобы быть востребованным в век цифровой промышленной революции?

– Стремительное развитие технологий, в том числе искусственного интеллекта, вызывает вопрос: «Заменят ли роботы и алгоритмы людей?». Сегодня нет однозначного ответа на этот вопрос. Поэтому, чтобы не стать лишними людьми нового технологического уклада, наши студенты уже сейчас осваивают «усложненные» профессии. Применение автоматизированных алгоритмов, искусственного интеллекта и беспилотных технологий делает работу транспортника интеллектуальной. Это диктует набор новых универсальных компетенций, без освоения которых невозможно прийти к эффективности в XXI веке: программирование, проектирование систем, обработка и анализ данных. С каждым годом компетенции усложняются, расширяются, становясь метапредметными. Проникновение алгоритмов и компьютерных решений ведет к переориентации потребностей рынка труда на универсальные компетенции, которые не смогут компенсировать цифровые технологии. Кроме того, трудно сейчас представить себе специалиста будущего без умения работать в команде, управлять стрессом, владения иностранными языками. Критическое мышление и креативность, ответственность и умение принимать решения – все это когнитивные и социально-поведенческие компетенции, которые мы развиваем у наших выпускников.

 

3– Как сегодня вашим колледжем решается задача подготовки высококвалифицированных кадров для транспортного комплекса столицы? Насколько ваши образовательные программы и материально-технический потенциал позволяют следовать этим тенденциям?

– На подготовку специалиста, востребованного на рынке труда, оказывают влияние следующие факторы: квалифицированные педагогические кадры, материально-техническая база и производственная практика. Программа подготовки, главным образом, концентрируется на развитии когнитивных навыков вместо привычного преподнесения готовых знаний. Для этого студенты вовлекаются в работу научных конференций, олимпиад, конкурсов, в исследовательские проекты и деловые игры. Дипломные проекты наших выпускников – полноценные исследовательские проекты, готовые к внедрению на производстве. Только по результатам этого года 3 внедрения. Активное участие в подготовке будущих трудовых ресурсов принимают наши социальные партнеры. Они помогают нашим ребятам адаптироваться к меняющейся рабочей среде. Также, привлекая лучших специалистов в сферу образования, имеющих реальный опыт работы на производстве, непрерывно повышающих свою квалификацию, мы обеспечиваем актуальную и качественную теоретическую и практическую подготовку. Мы максимально используем возможности цифровизации, для чего закупаем современные тренажеры и программное обеспечение, позволяющее готовить специалистов в условиях, максимально приближенных к реальным рабочим условиям. Колледж следит за развитием транспортной отрасли столицы: запуск МЦК, наземного метро, введение новых составов. Нужно готовить специалистов, знакомых с новым подвижным составом. С этой целью закуплены тренажеры «Ласточки», интерактивные тренажеры поезда для метрополитена «Москва», диспетчерское программное обеспечение – все вместе это позволяет организовать единый многофункциональный комплекс, который позволяет реализовывать процесс обучения всех участников движения: машинистов, составителей, движенцев – всех субъектов железной дороги, например, в форме деловой игры. В целом, система мер направлена на создание опережающей подготовки работников. Перенос фокуса образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций делает наших выпускников конкурентоспособными на рынке.

 

4– Как развивается социальное партнерство по подготовке кадров для отрасли? Какие возможности от работодателей имеют ваши студенты?

– Работодатели ждут от выпускников подготовленности к жизни, работе и самореализации в новых условиях. До сих пор остается проблемой нехватка у российских выпускников практических умений и навыков. Перед организациями среднего профессионального образования стоит задача сократить разрыв между выпускником и реальным работодателем. Социальное партнерство позволяет соединить требования бизнеса с квалификацией выпускников и набором компетенций, с которым образовательные учреждения выпускают будущих работников. На данный момент договоры о сотрудничестве заключены с такими партнерами как: ОАО «РЖД» и Дирекция скоростного сообщения (филиал ОАО «РЖД»), АО «Мослифт», АО «Центральная пригородная пассажирская компания», ГУП «Мосгортранс» – и это далеко не полный перечень. На базе всех этих предприятий наши студенты проходят производственную практику, и большинство по окончании учебы связывает с ними свою трудовую деятельность. Тот факт, что они получают практические навыки именно там, где впоследствии им придется работать, выгодно выделяет наших выпускников на рынке работников. Мы прекрасно осознаем ценность подобного взаимодействия между образовательным учреждением и работодателем и уделяем огромное внимание нашим партнерам, укреп­ляя старые связи и расширяя базу сотрудничества.

 

– Насколько активно и результативно колледж принимает участие в соревнованиях WorldSkills и «Абилимпикс»?

– В движение WorldSkills мы влились в 2015/2016 учебном году и на сегодняшний день активно в нем участвуем. В 2016 году на Национальном чемпионате WorldSkills Russia по компетенции «Управление железнодорожным транспортом» заняли III место. К 2017/2018 учебному году участие колледжа в движении стало регулярным. На сегодняшний день мы принимаем участие более чем по 30 компетенциям. Наши ребята успели завоевать 18 призовых мест и 3 медали за «Профессиональное мастерство». В том числе I место во Всероссийских отборочных соревнованиях для участия в финале VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Управление железнодорожным транспортом», на которых в этом году было представлено 19 регионов. Также в 2018 году мы впервые попробовали свои силы в движении «Абилимпикс» и сразу показали хороший результат, заняв призовое III место по компетенции «Мебельщик». И впредь планируем наращивать присутствие в этом чемпионате, тем более для этого созданы все условия.

 

5Колледж является базовой площадкой проведения соревнований по таким компетенциям, как: «Управление железнодорожным транспортом», «Обслуживание и ремонт оборудования релейной защиты и автоматики», а в октябре на нашей площадке добавится соревнование по компетенции «Экспедирование грузов».

 

– Каковы успехи в демонстрационном экзамене по стандартам WorldSkills?

– В демонстрационном экзамене колледж задействован уже два года, с 2016-го. Мы не просто участвуем – на базе колледжа находятся действующие площадки для проведения демонстрационного экзамена по пяти направлениям. Кроме того, если в 2017 году количество успешно сдавших экзамен составляло 253 человека, то в этом их число достигло 283.

 

– Как в колледже поставлена работа по непрерывному профессиональному образованию, в частности, школьников?

6– Непременным критерием современного высококвалифицированного и востребованного специалиста сегодня является непрерывность образования. На это нацелена современная реформа образования – привить подрастающему поколению с малых лет привычку к непрерывному образованию и самообразованию. Для этого в колледже созданы все условия. На нашей базе совместно с московскими школами реализуется целый ряд проектов: «Профессиональное обучение без границ», проект «Юные мастера», «Сто дорог – одна твоя» и т.д. Подобные проекты поз­воляют не только получить профессию еще во время учебы в школе, но и принять взвешенное решение при выборе будущей профессиональной траектории. И ребятам это интересно. Выпуск «Профессиональное обучение без границ» в 2017 году составил 40 человек, а в этом уже 186. Инженерные классы уже второй год стабильно держат отметку в 112 выпускников.

 

– Какие специальности сегодня являются в колледже наиболее популярными? Есть ли новые специальности в этом году по ТОП-50? Какова востребованность выпускников колледжа?

– В нашем колледже нет невостребованных специальностей – все наши выпускники сегодня нужны экономике региона. Мы реализуем ряд профессий и специальностей из ТОП-50 и эксклюзивных – для железнодорожной отрасли. В этом году был реализован набор по направлению «Сетевое и системное администрирование». По итогам только что завершившейся приемной кампании среди самых популярных у абитуриентов направлений можно назвать железнодорожные профессии – это машинист локомотива, организация перевозок. Среди лидеров также всегда техническое обслуживание, как автомобилей, так и подвижного состава. Набирают обороты профессии в сфере ЖКХ и электроэнергетики: обслуживание электромеханического оборудования, релейная защита электроэнергетических сетей. Всего в этом году в наш колледж было подано более 1800 заявлений. О востребованности наших специалистов красноречиво говорит статистика их трудоустройства. С 2016 года мы подготовили полторы тысячи специалистов, при этом 92% трудоустроенных выпускников работают по профилю полученной специальности.

 

7– Каким вы видите дальнейшее развитие колледжа?

– Развитие колледжа строится на тенденциях, которые существуют в современном мире: в образовании, экономике, транспортной отрасли. В момент, когда прогресс так неумолимо меняет облик нашей действительности, на плечи колледжа, его руководства и педагогического состава ложится невероятная ответственность подготовить вчерашних школьников к будущему, в котором они не станут лишними, наделив их для этого компетенциями, которые позволят быть востребованными через 10 лет. Не сойти с этого вектора – главная миссия колледжа. И, конечно, оставаться драйвером, кадровой базой транспортного комплекса региона, работая на опережение запросов нашей стремительно развивающейся столицы.