АВИАПРОМ

В Казани состоялся IV Съезд авиапроизводителей России

1

 

Два дня, с 9 по 10 августа, авиапроизводители России обсуждали задачи и проблемы отрасли на своем IV Съезде. Нынешний Съезд прошел в Казани, столице региона, в котором расположены многие предприятия авиационной промышленности, на территории выставочного комплекса. На этот форум прибыли более 450 участников – руководители, ведущие конструкторы, специалисты интегрированных структур, предприятий авиапрома, представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, ряда общественных организаций и научных учреждений, а также лидеры ряда организаций профсоюзов. 

Иван ПОНОМАРЕВ

 

Пленарное заседание Съезда открыл заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Евгеньевич Бочаров. Он передал слова приветствия министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Валентиновича Мантурова и подчеркнул важность обсуждаемых вопросов.

 

Главной задачей съезда стали обсуждение и выработка предложений для включения в разрабатываемые Правительством Российской Федерации национальные проекты (программы) по реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина № 204 от 7 мая 2018 года. Развитие авиационной промышленности является одним важнейших стратегических направлений импортозамещения. И именно производство авиатехники может создать тысячи современных высокотехнологичных рабочих мест, о которых говорится в знаменитых майских указах Президента России Владимира Путина.

 

И не случайно в резолюции Съезда первым пунктом отмечена необходимость создания единого государственного органа управления авиационной индустрией, отвечающего за координацию усилий участников разработки, производства, эксплуатации и ремонта отечественной авиационной техники.

 

2Представители предприятий и организаций отрасли, участвующие в Пленарном заседании, отметили в принятой на Съезде резолюции, что в связи с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по увеличению к 2024 году ВВП в 1,5 раза, ежегодному обеспечению роста производительности труда на 5%, удвоению объема несырьевого экспорта до 250 млрд долларов необходимо внесение соответствующих изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», в том числе касающихся создания законодательной базы и снятия всех барьеров для разработки и широкого применения робототехники, беспилотного транспорта.

 

Решение задачи по увеличению до 100 млрд долларов ежегодного экспорта услуг, включая транспорт, требует согласованных действий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства воздушного транспорта по созданию системы сертификации и поддержания летной годности, обес­печивающей продвижение отечественной гражданской авиационной техники, в том числе и беспилотной, на внутренний и внешний рынок.

 

При разработке гражданской техники необходимо в полной мере использовать достижения, лежащие в основе перспективных военных разработок, потенциал оборонно-промышленного комплекса и научно-технический задел, созданный отраслевой и фундаментальной наукой. Обеспечение эффективного использования потенциала оборонно-промышленного комплекса по выпуску гражданской продукции авиационной промышленности требует реализации мер по защите внутреннего рынка авиаперевозок и увеличению объемов пассажирских перевозок за счет реализации транзитного потенциала и развития евразийской транспортной артерии.

 

Одной из важных задач по диверсификации отрасли и преодолению нетарифных барьеров является обес­печение соответствия выпускаемой продукции гражданского и двойного назначения международным стандартам. Необходимым условием готовности производства к применению международных стандартов является участие в их разработке.

На Съезде состоялся ряд круглых столов: «Беспилотные летательные аппараты», «Подготовка кадров для авиационной промышленности, профстандарты», «Безопасность полетов, реализация требований», «Учетная политика и ценообразование интеллектуальной собственности в цифровом производстве авиационной техники».

 

3В принятой резолюции отмечена необходимость объединения усилий Министерства транспорта и Министерства промышленности и торговли для увеличения перевозок на воздушных судах отечественного производства, принятия системных мер по созданию признаваемой во всем мире системы сертификации летной годности, включения в контракты с иностранными компаниями на поставку авиационной техники пункта о локализации производства на территории России. В текст документа также включены рекомендации продолжить работу по повышению квалификации кадров, росту привлекательности отрасли.

 

В преддверии Съезда, проходившего под эгидой Союза авиапроизводителей России, Минпромторга и Проф­авиа и в качестве соорганизаторов – правительства Татарстана, Союза машиностроителей России и АССАД, состоялось награждение победителей конкурса «Авиастроитель года – 2017», награды вручал заместитель Главнокомандующего ВКС по работе с личным составом генерал-майор А.А. Казакевич.

 

Пленарное заседание IV Съезда авиапроизводителей России прошло во время проведения 9-й Международной специализированной выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО-2018). Участники Съезда с интересом ознакомились с экспонатами выставки и интерактивной экспозицией работ участников конкурса «Авиастроитель года».

 

Интерес привлекла экспозиция, посвященная сегодняшнему дню российского авиапрома. Внимание участников неизменно привлекали новые образцы авиационной техники. Здесь можно было увидеть планеры, легкий пассажирский самолет, небольшой самолет для сельского и лесного хозяйства «Фермер», вертолет «Ансат» для медиков и МЧС. Все эти летательные аппараты разработаны на предприятиях Татарстана. Были здесь и тренажеры, и различное бортовое оборудование.

 

Участники Cъезда могли познакомиться с самым широким спектром беспилотных летательных аппаратов – от небольших квадрокоптеров до аппаратов, способных поднимать 20-30 килограммов. На огромных плазменных панелях рассказывалось об истории, продукции и коллективах ведущих предприятий российского авиапрома – КБ им. Туполева, Миля, Бериева.

 

Приятным сюрпризом для участников оказалась детская экспозиция – авиамодели, изготовленные казанскими школьниками. В Татарстане к вопросу профориентации подходят серьезно, у многих школ и интернатов авиационная специализация. Так что многолетний советский опыт приобщения к авиации через авиамоделизм оказался востребованным!