образование

Будущая профессия – профессия будущего

1

 

Появление новых профессий, несомненно, повлечет за собой и образовательную революцию. Именно поэтому образование в нашей стране активно меняется. Какие профессии будут востребованы в будущем, а какие устареют? Какие новации по подготовке востребованных специалистов по профессиям будущего есть в московских колледжах? Останется ли в будущем актуальность понятия «профессия», или оно заменится на список навыков и компетенций? Как организовать работодателям возможность «заказа» специалистов с тем или иным набором навыков? Журнал «Столица Москва» представляет  Круглый стол, прошедший в рамках форума «Город образования», в котором отражены мнения ряда участников дискуссии по этим острым вопросам.

Любовь ГАБЕЕВА

 

Алексей Овчинников, директор Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета:

2– Хочу рассказать личную историю. Моей дочери 12 лет, мы с ней обсуждаем, куда пойти учиться. Она мне сказала, что хочет стать видео­блогером. Я решил посмотреть, где обучают на видеоблогеров, выяснил, что пока нигде. Так я нашел новую нишу для нашего образовательного сообщества. Учитывая популярность соцсетей, это может оказаться весьма востребованной компетенцией. Вместе с Департаментом образования и московскими колледжами наш Центр в этом году проводит эксперимент. Мы в 10 колледжах запускаем подготовку по профессиям будущего. Это будут специальные профессиональные модули. Мы попросили колледжи сделать презентации о том, какие бы профессии будущего они хотели у себя реализовать. Колледжи прислали презентации, мы отобрали 10 самых интересных ярких предложений. Например, это молекулярная кухня, сити-фермеры, специалист по обслуживанию электромобилей. В начале учебного года мы будем проверять инфраструктуру, выяснять, насколько колледжи обеспечены всем необходимым оборудованием, и будем запускать такую подготовку.

 

3Инесса Стеклова, руководитель проектов Департамента по работе с промышленностью и развитию новых компетенций Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»:

– В 2015 году у нас началась работа по разработке компетенций будущего, тогда Россия впервые подала заявку на проведение чемпионата мира «WorldSkills 2019» в Казани. В рамках заявки мы обозначили, что проведем международное исследование по навыкам будущего, то, что мы обозначили как Future Skills, и более того – проведем апробацию и попробуем внедрить данные стандарты в систему образования. Мы понимали, что неизменные технические изменения в экономике предъявляют новые требования к кадрам. Эти новые требования необходимо адаптировать. Мы поставили перед собой несколько задач. Первое – это сформулировать общую повестку, то есть запрос на кадры будущего. Второе – это сформулировать систему оценки навыков, которые предстоит развить. Третье – подготовить образовательные программы, которые будут признаны не только на национальном, но и на международном уровне. Начали мы с исследований на международном уровне, привлекали экспертов WorldSkills, промышленных предприятий, различных отраслей, в ходе чего мы выстроили систему понимания того, что есть навыки будущего, какие тренды влияют на рынок труда, как они влияют на рынок труда и что мы получаем в результате. Эти исследования у нас опубликованы на сайте. Мы понимаем, что те изменения, которые будут нам необходимы через 10-15 лет, накладывают отпечаток на систему образования уже сейчас. Нам необходимо было понять, как обеспечить конкурентоспособность российской промышленности на мировой арене с учетом подготовки кадров. 4Соответственно, мы выделили первоочередные критерии Future Skills. Мы понимаем, что на те профессии, которые станут в будущем популярны, нужно уже сейчас обратить пристальное внимание. Они должны быть сквозные, основанные на использовании «мягких навыков», т.е. soft skills. Мы не только проводили исследования, но и подкрепляли это постоянно практикой, и апробировали результаты наших исследований на чемпионатах различного уровня. По результатам исследований мы поняли, что есть три направления развития. Прежде всего, это новые навыки, те, которых раньше не существовало. Блокчейн-технологии, к примеру. Второе – это трансформирующиеся профессии. Вот сейчас мы делаем такую компетенцию как Fashion digital-дизайнер. Это не традиционный модельер, а специалист, который использует в работе новые технологии, например, 3D-сканирование. Третье – устаревающие профессии. Это те профессии, которые исчезают. Мы изучали, какие профессии исчезают, какие приходят на смену, мы хотели понять, как мы можем перепрофилировать тех специалистов, которые вынуждены уходить с рынка труда. Сейчас мы выявляем новые тренды, исследуем их, выясняем, как новые технологии влияют на необходимые навыки, затем мы проверяем на практике, проводим апробацию через систему чемпионатов, и после апробации мы погружаем это в систему образования. У нас сегодня появляются подготовительные курсы и курсы переподготовки для специалистов по данным новым компетенциям. Проводит их наша академия совместно с партнерами.

 

5Максим Киселев, заместитель руководителя Департамента науки, промышленности и предпринимательства города Москвы:

– Я не хочу говорить тривиальных вещей, но мы отлично понимаем, что технологии меняют нашу жизнь с такой скоростью, с которой мы просто даже и не ожидаем. И если еще несколько лет назад казались чрезвычайно странными такие профессии, как, предположим, оператор беспилотных летательных аппаратов, то сейчас это уже никого даже не удивит. Я не говорю уже о таких вещах, которые просто связаны с современным производством, когда большая часть современного производства на самом деле начинает исключать человеческий ручной труд. Все делают роботы, все делают машины. Одна из очевидных вещей, которые образуют тренд будущего – это взаимодействие с искусственным интеллектом. Это уже не то, чтобы что-то сделать самому на станке руками, а это то, что позволяет человеку правильно запрограммировать тот же самый станок или правильно взаимодействовать с очень сложными интерфейсами очень сложных девайсов, которые сами будут делать работу. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы – это центр инноваций для города, так это задумывалось. То, что мы пытаемся делать в аспекте подготовленности к будущим профессиям – это естественно делается в каждодневном диалоге с работодателем. Кто лучше работодателей может сориентировать – а что нужно сегодня, какие профессии актуальны, востребованы, нужны работодателям города на сегодняшний день? Соглашусь с коллегами, что, действительно, профессии и поле профессий через 10-15 лет могут с6мениться очень радикально. Как наш департамент участвует в подготовленности к этому изменению поляны компетенций, поляны профессий? В первую очередь, есть целый ряд проектов департамента, разворачивающихся в области профессиональной ориентации и профнавигации. Один из очень больших блоков, о котором вы все знаете – детские технопарки Москвы, которые посвящены тому, чтобы в профессии будущего наши юные горожане входили с раннего возраста. Важно, чтобы это не свалилось на семью на момент выбора колледжа, университета, выбора будущего дела, а чтобы дети заранее могли что-то потрогать руками, что-то сравнить, что-то сделать и на основании этого уже определить, может быть, свой будущий жизненный путь. Детских технопарков на сегодняшний день в городе 13. За два года существования технопарков 35 тысяч детей прошли программы, обучение в детских технопарках. В этом году планируется ввести в эксплуатацию еще четыре детских технопарка. Они смогут принять еще шесть тысяч детей. Что касается студентов, учащихся колледжей – очень важен добровольный квалификационный экзамен. Он позволяет начинать выстраивать мост и преодолевать ту пропасть, которая, как мы знаем, нередко образуется между тем, чему учат в институте, и тем, что на самом деле нужно работодателю, когда человек этот институт заканчивает. Добровольный квалификационный экзамен – это выстроенная вместе с работодателями добровольная система тестирования по 29 профессиям.

 

7Виктор Неумывакин, начальник Управления реализации госполитики в сфере образования Департамента образования города Москвы:

— Говоря о профессиях будущего, мы с вами должны прекрасно понимать, что нашим обучающимся работать не сегодня, а завтра. Темпы развития промышленности колоссальные, они заставляют предприятия постоянно двигаться вперед, но само время должно заставлять и нас, сферу образования, постоянно двигаться вперед. В классах, которые открыты в московских школах – инженерных, медицинских, академических уже появляются элементы будущего. К примеру, в московских инженерных классах есть такие курсы, как «Интернет вещей», «Облачные вычисления». Мы видим, что точка роста для профессий будущего – она не только в школах, но и во всей городской среде. Также для школьников, студентов точками роста должны быть колледжи. Именно поэтому мы с коллегами открыли очень большое количество кружков, связанных с профессиями будущего в московских колледжах. 54 тысячи школьников занимаются в этих кружках. Мы проводим в колледжах уроки технологии, это тоже уроки, связанные с материальными и информационными технологиями будущего. Если говорить о подготовке студентов, хочу сказать о двух вещах. Первое – это наш проект, когда уже в этом учебном году в колледжах появится модуль, связанный с профессией будущего. И второй элемент развития – это чемпионаты профессионального мастерства. Мы вместе с вами видим, что от появления названия до внедрения той или иной компетенции на чемпионат проходит очень короткое время. Мы должны помнить о времени, время здесь беспощадно. Время московского школьника, будущего профессионала мы потерять никак не можем, и медлить нам в этом вопросе никак нельзя.

 

9Константин Афонин, директор Московского колледжа Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26:

– Четыре типа компетенций требуются от специалиста нашего времени – знания, навыки, так называемые когнитивные навыки (soft skills), а еще и личное развитие. Это еще один тип, который пока не проговаривается вслух, но он тоже потребуется – умение развивать себя. И в этом смысле конкретные предприятия заинтересованы в передаче технологий – это навыки. А три остальные развиваются в образовании в целом. Часто действительно очень сложно померить результат. И очень сложно монетизировать это в коммерческую выгоду, поэтому это такая социальная адаптация, назовем ее так, тем не менее, она, эта функция – за государством. Самый необычный вызов для колледжей и школ Москвы – это те самые «soft skills». Это первый мой комментарий. Второй комментарий – Future Skills на этом фоне оказались не такими уж и сложными. Потому что там речь идет про определенные компетенции, профессии, по которым будут испытывать тот или иной бум, технологический ли, кадровый ли. И в этом смысле основная масса Future Skills, на мой взгляд, в московском образовании сейчас проходит по надстройке современных способов работы в базовых профессиях. Очень радостно слышать, что у нас будет будущее в виде отдельных профессий, которые уже запускаются. И последний, третий комментарий связан с тем, что у каждого московского школьника должна быть возможность приобрести навыки. Это самый главный, на мой взгляд, вызов сейчас профобразованию – обеспечить в разных формах, которые изобилуют уже в московском образовании, всех школьников возможностью эти самые навыки получить.

10 12