культура

Фестиваль «Арткино»: лучшее короткометражное кино со всей России

1

 

«Изначально мы поставили три цели: возродить авторское кино в России, стимулировать развитие киноязыка и превратить короткометражное кино в профессиональный формат», – рассказывает Сергей Тютин.

Как развивался фестиваль «Арткино», в чем его значимость для индустрии в целом и что сегодня происходит с короткометражным кино в России, рассказал в своем интервью президент фестиваля «Арткино» и руководитель киношколы «Артерия кино» Сергей Викторович Тютин.

Екатерина РУДЕНКО, Ольга НЕМТЫШКИНА

 

– Расскажите, как возникала идея создать фестиваль короткометражных фильмов?

2– Своя киношкола у меня появилась довольно рано, в 2006 году. Киношкола «Арткино» выросла из необычного киноклуба с образовательным уклоном, который работал в рамках Творческого объединения «Мир искусства». Каждый набор студентов мы называли волнами. Когда студенты 1-й волны сняли свои первые работы (11 короткометражных фильмов, которые все были посвящены сновидениям), мы решили сделать для них праздник – устроить однодневный фестиваль с показом учебных работ зрителям и профессиональному жюри. Чужих участников (а желающие были) мы не допускали. Чтобы все было «по-взрослому», мы пригласили в жюри довольно известных кинематографистов (киновед Сергей Кудрявцев, режиссер Павел Руминов, оператор Андрей Кириллов и др.), провели зрительское голосование и приготовили для победителей подарки. Участники жюри шли судить без особого энтузиазма, потому что студенческие фильмы в те времена были довольно скучные и маловостребованные. И они были удивлены, увидев качественные фильмы и полный зал народа. И участники жюри нам сказали: надо делать не закрытый фестиваль, для своих, а открытый – на всю Россию.

 

– Фестиваль «прожил» свое становление. Как проходил начальный этап его развития?

3– Осенью 2007 года мы запустили проект, в рамках которого мы проводили еженедельно мастер-классы известных российских кинематографистов (их прошло более 250!). Некоторые из мастеров кино, с которыми мы встречались, занимались педагогикой. Например, Алексей Учитель набрал мастерскую во ВГИКе, и его ученики тоже хотели поучаствовать в нашем конкурсе. И мы подумали: а почему нет? И объявили конкурс по всей России. Причем не только для студентов профессиональных киновузов, но и для любого человека, который смог снять короткометражный фильм.

 

В первый год нам прислали на конкурс 300 фильмов, из них мы отобрали 45 и пригласили жюри, которое по уровню не уступает жюри Каннского фестиваля. У нас были режиссер Иван Дыховичный и Павел Лунгин, сценарист Александр Новотоцкий, педагог Владимир Фенченко и другие. И уже на первом фестивале «Арткино» родились традиции. Первая – обязательно получать видеопоздравление от выдающегося кинорежиссера мира, классика авторского кино, которые мы стали показывать на открытии нашего фестиваля. Вторая – мы учредили приз «За выдающийся вклад в развитие авторского кино в России». Первый такой приз мы вручили моему учителю – Алексею Юрьевичу Герману. Позднее эту награду получили режиссеры Артавазд Пелешян, Юрий Норштейн, Георгий Данелия, Андрон Кончаловский, Владимир Наумов, Глеб Панфилов, Карен Шахназаров, Марлен Хуциев и оператор Вадим Юсов. Торжественные церемонии открытия и закрытия мы проводили в старейшем кинотеатре Москвы (открыт в 1909 году) – кинотеатре «Художественный».

 

«Жизнь коротка — смотри короткий метр».

Сергей Тютин

 

– В регионах проходит второй этап фестиваля. Какие возможности открывает этот проект для регионального кино?

4– Наш фестиваль называется Всероссийским, потому что проходит почти во всех регионах страны. Мы решили показать, что короткометражные фильмы – не только визитная карточка режиссера, который только что закончил и хочет показать продюсеру, на что он способен. А это действительно полноценное кино, которое можно показать в кинотеатре, по телевизору, выпустить на DVD и т.д.
И важно, чтобы об этом узнали не только москвичи, но и все остальные.
Первый фестиваль прошел на «ура», мы объявили о втором. Причем уже на первом мы заметили, что фильмы, которые снимаются в Москве и Санкт- Петербурге, по техническому качеству выше, чем фильмы, которые делают в любом другом городе России. Но ведь это неправильно. Почему у региональных ребят нет технической возможности соревноваться с москвичами!?

 

Мы начали организовывать фестивальные программы в других городах, реализовывали проект «Эхо фестиваля». Наше цель была – стимулировать создание новых фильмов в различных регионах страны. Сначала это было 20 городов, затем их стало 30, 35… дошло до 50. Мы узнали, что во Франции существовала традиция вручать приз за лучший короткометражный фильм года по результатам голосования зрителей и профессиональной Киноакадемии короткометражного кино. Этот приз торжественно вручался в одном из лучших театров Парижа. Мы подумали, что эта работа похожа на наш проект «Эхо фестиваля», и решили объединить вместе фестиваль и кинопремию. Мы впервые в России учредили Киноакадемию короткометражного кино. И стали показывать лучшие фильмы в кинотеатрах 50-ти городов страны.

 

– А если подробнее о самом фестивале, что он дает автору фильма?

5– В настоящее время фестиваль проходит следующим образом. После московской части фестиваля жюри награждает от 16 до 25 фильмов, которые мы объединяем в 4 или 3 полнометражные программы и показываем их в кинотеатрах по всей России с голосованием зрителей. Тот фильм, который набирает наибольшее количество голосов, на открытии следующего фестиваля получает статус «Лучший короткометражный фильм по мнению зрителей». Также на открытии следующего фестиваля вручается главный приз предыдущего (Гран-при) по результатам профессионального голосования Киноакадемии короткометражного кино. На сегодняшний день туда входят 160 топовых продюсеров, операторов и режиссеров России.

 

Фильмы победителей московского этапа фестиваля отдаются на просмотр и голосование к 160 влиятельным представителям действующей киноиндустрии. Увидев потенциал авторов фильмов, продюсеры из Киноакадемии могут их сразу запустить с полнометражным фильмом. Эта практика уже сложилась. Почти все наши режиссеры-победители запустились с полным метром. Мы этого долго добивались. Недавно создан специальный рейтинг по короткометражному кино. Этот рейтинг считается по всей России, по всем фестивалям. Им присваивается высокий балл за участие в фестивалях «Арткино» и прокатном туре фестиваля по городам России. Наш пример стимулировал и другие премии (первым стал «Золотой орел») ввести номинацию «Лучший короткометражный фильм».

 

– Фестиваль развивается в России, а получается ли сотрудничать с другими странами?

6– Мы часто показываем программу лучших фильмов фестиваля «Арткино» на других европейских фестивалях. Например, весной 2015 года во Франции начал проходить ежегодный Фестиваль русского кино, на котором изюминкой программы является конкурс короткометражных фильмов. Фильмы для конкурса несколько лет отбирались только из фильмов-призеров фестиваля «Арткино», а их оценивало жюри, состоящее из известных французских кинематографистов и деятелей киноиндустрии.

 

Особенно ценным для нас стало сотрудничество с Государственным Русским музеем, который первым в России создал сеть виртуальных филиалов в различных городах России и мира (уже более 70 городов). Мы совместно проводим показы 2-го этапа фестиваля «Арткино» уже 4 года, и эти показы набирают все большую популярность. В конце апреля пройдут показы в 55 городах России и мира (9 стран, включая Испанию, Италию, Бельгию, Словению и Азербайджан). Также жители этих стран могут присылать на конкурс свои фильмы, если они сняты на русском языке.

 

Совместно с Русским музеем каждый год мы придумываем что-то интересное. В ближайшее время в залах музея пройдет мой мастер-класс «Композиция в живописи, мизансцена в театре и кино» и виртуальная лекция «Режиссура как практическая психология». Фестиваль «Арткино» – это не только показы, это большая деловая и образовательная программа, мастер-классы, круглые столы.

 

– Какие планы строите на будущее? Что ожидать в 2018 году?

8– Для развития фестиваля нужны дополнительные финансовые ресурсы.10-й фестиваль «Арткино» поддержал Фонд президентских грантов, и это дает нам надежду на будущее развитие. Я недавно посетил самый крупный в мире фестиваль короткометражного кино. Он проходит во Франции в городе Клермон-Ферран. Увиденным я был поражен и даже восхищен. У меня было ощущение, что я заглянул в будущее своего фестиваля. Со всего мира съезжаются люди (в том числе и руководители фестивалей) в одно место, приходит огромное количество зрителей, арендовано 10 кинотеатров. В каждом зале по 1000 мест, и все они заполнены на протяжении восьми дней. Стоят очереди, билетов нет. Если ты аккредитованный человек, то тебе дают право на бесплатный проезд в городском транспорте. Весь город живет фестивалем. Также там есть кинорынок короткого метра, на котором себя представляют разные страны. Устроить такое великолепие стало возможно при поддержке французского правительства и Фонда кино.
В этом году у нас задача – выйти на другой уровень и начать систематический показ альманахов лучших фильмов фестиваля в кинотеатрах страны. 11-й Фестиваль «Арткино» планируем провести с 3-го по 9-е декабря. С апреля мы объявили конкурс и ждем фильмы до конца лета.

 

Сайт фестиваля «Арткино»: artkinofest.ru

Заявки подаются на почту: info@artkinofest.ru