ММСО. Форум «Город образования»

«Столица» готовит кадры нового типа для градостроительной отрасли Москвы

1

 

Подготовить высококлассных профессионалов и обеспечить для них сразу после выпуска возможность работать по профессии или специальности – эту задачу ежегодно эффективно решает Образовательный комплекс градостроительства «Столица».

Звучное имя мотивирует на результат. «Столица» входит в ТОП-300 лучших образовательных организаций Москвы и продолжает наращивать свой потенциал.
Наши корреспонденты выяснили у Сергея Петровича Вострикова, директора ГБПОУ «Образовательный комплекс градостроительства «Столица», председателя учебно-производственного объединения «Архитектура, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство», как в руководимом им профессиональном образовательном учреждении построена система обучения рабочих и специалистов для градостроительной отрасли Москвы.

Любовь ГАБЕЕВА, Владимир ДЮНОВ

 

– Сергей Петрович, как появилась «Столица» и почему решили назвать комплекс именно так?

– Наш образовательный комплекс появился в 2016 году путем присоединения двух профессиональных образовательных организаций к Строительному техникуму №30.

2В этом году исполнится всего два года с момента образования «Столицы», но назвать нашу образовательную организацию молодой нельзя – комплекс имеет огромный багаж традиций учреждений, которые вошли в его состав.
Почему назвали «Столица»? Ну, во-первых, территориальное расположение – здания находятся сразу в нескольких округах Москвы, во-вторых, – история развития трех объединенных образовательных организаций уходит в далекие 40-е годы и до сегодняшних дней непрерывно связана с подготовкой рабочих кадров и специалистов для столичных предприятий.

 

В-третьих, если слово «СТОлица» воспринимать как хештег, символизирующий более чем трехтысячный студенческий коллектив, то в этом случае мы воспринимаем каждого студента как индивидуальную личность и выстраиваем свою работу с каждым как отдельную индивидуальную траекторию. Надеемся, что выпускники нашей «Столицы» будут уверенными, компетентными, нацеленными на результат, достойными гражданами нашей страны. И каждый из них – со своей харизмой, со своим индивидуальным «лицом».

 

– Какие дополнительные возможности дало это объединение?

3– За счет аккумуляции в одной организации бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов объединенных учреждений, их материально-технических средств производства и обучения, научно-методических разработок и педагогических кадров созданный образовательный комплекс «Столица» сумел дополнить линейку образовательных программ современными направлениями, модернизировать содержание и условия подготовки по классическим для отрасли профессиям и специальностям, осуществить на новом технологическом и педагогическом уровне интеграцию основного и дополнительного образования, повысить заинтересованность компаний градостроительного сектора экономики Москвы в трудоустройстве выпускников. Мощная образовательная структура с солидными финансовыми возможностями сразу обратила на себя внимание как частного бизнеса, так и государственных холдингов, а также профильных департаментов города, которые увидели в «Столице» силу, способную формировать современный профессиональный облик градостроительного сектора и стать центром притяжения для школьников, мотивированных осваивать инженерные специальности.

 

– Градостроительный комплекс Москвы активно развивается. За счет чего комплекс «Столица» обеспечивает актуальность формируемых компетенций у своих выпускников?

4– Готовить востребованных специалистов нам помогает непрерывный внешний мониторинг запросов отрасли и многофакторный внутренний анализ располагаемых инструментов реализации этих запросов нашим образовательным комплексом. Нами была проведена не просто инвентаризация различных ресурсов комплекса, которые влияют на подготовку специалистов, мы подошли к решению задачи системно. Комплекс стал базовой площадкой в созданном учебно-производственном объединении «Архитектура, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство». Все профессиональные образовательные организации, входящие в состав УПО, в т.ч. «Столица», в 2017 году прошли профессионально-общественную аккредитацию всех без исключения образовательных программ. Глубокой внешней экспертизе подверглись учебная документация, материально-технические условия, компетенции педагогических кадров. Это целый год скрупулезной работы независимых экспертов, специалистов строительной отрасли, то есть наших будущих работодателей. В итоге «Столица» получила независимое подтверждение того, что все ее образовательные программы соответствуют требованиям профессиональных стандартов, принятым на современном рынке строительных и градостроительных услуг. Таким образом, мы удостоверились, что обладаем всем набором качественных механизмов для подготовки конкурентоспособных специалистов. Наша задача – только пользоваться этими механизмами на сто процентов, а для этого каждый сотрудник «Столицы» должен просто целеустремленно и добросовестно трудиться. Хотя это «просто» далеко не просто… Мы прибегаем к тонкой настройке организации труда коллектива, его мотивации на результат в соответствии с накопленным научным и практическим опытом в этой области.

 

– А как определить конкурентоспособность специалиста в вашей области?

– Москва сегодня использует наиболее прогрессивный подход к измерению качества знаний и умений выпускника, который универсален для специалистов любой отрасли. Я говорю о выпускных демонстрационных экзаменах по стандартам WorldSkills. Это отличный инструмент, который позволяет оценить практические умения будущего профессионала адекватно потребностям будущего работодателя, и оценить их на уровне мировой планки, которая устанавливается опять-таки независимым способом в ходе ежегодных мировых чемпионатов профессионального мастерства. «Столица», как и все образовательные организации нашего УПО, проводит для своих выпускников демонстрационные экзамены. В прошлом году более 80 процентов выпускников нашего образовательного комплекса на добровольной основе участвовали в этом проекте. Ребята наряду с теоретической частью задания выполняли и практическую, на которую отводился час времени на каждого студента. Оценивали выпускников только независимые эксперты, сертифицированные Союзом WorldSkills, без участия наших преподавателей и мастеров производственного обучения.

 

5– А какой процент тех, кто сдал?

– Более 80 процентов выпускников «Столицы» прошлого года успешно сдали этот экзамен. Это хороший показатель для пилотного этапа данного проекта, целевой показатель устанавливался на уровне 70 процентов. В этом году реализуется основной этап проекта, и показатель стал выше – 90 процентов. Отмечу, что по итогам 2017-го года все образовательные организации нашего УПО вошли в ТОП-100 образовательных организаций России, активно продвигающих движение WorldSkills. Ряд из них, например, колледжи № 7, № 26, – вошли в ТОП-25 лучших и получили награды от Правительства Москвы. Эти данные доказывают ценность демонстрационных экзаменов в ходе подготовки специалистов для градостроительного сектора экономики.

 

– А какие изменения в образовательном процессе помогают добиваться таких значительных результатов?

– Если рассматривать методику преподавания, то это переход на проектное обучение. Само же содержание рабочих программ дисциплин и модулей профессионального цикла подлежит согласованию с общественно-профессиональными союзами. Если рассматривать условия образования, то, благодаря щедрому финансированию Москвы, это переоснащение лабораторий и мастерских комплекса по лекалам реальных производственных участков самых современных компаний отрасли. Ну и основное – переподготовка и повышение квалификации педагогов. Образовательная организация может научить только тому, что умеет сама.

 

– Вы активно взаимодействуете с социальными партнерами?

6– Мы сотрудничаем с 50-ю ведущими крупными компаниями города Москвы, которые занимаются непосредственно строительством и производством строительных конструкций и изделий. Взаимодействие идет в различных форматах: в рамках экспертного сообщества, консультаций, профессиональных стажировок наших специалистов на предприятиях-социальных партнерах. Совместно с партнерами мы создали центры профессиональных квалификаций, в которых идет подготовка и переподготовка взрослого населения. Окончившим курсы помогаем трудоустроиться в отрасли. Компании заинтересованы в нас как в реализаторе качественных коротких практик ориентированных программ. Поэтому они готовы вкладывать свои деньги в развитие материальной базы образовательного комплекса. У нас есть примеры, когда партнеры тратили порядка миллиона рублей на приобретение нужного для образовательного процесса оборудования и передавали его в наше безвозмездное пользование. Одно из предприя­тий-партнеров решило поддержать направление деревообработки и передало «Столице» в безвозмездное пользование современнейшее оборудование для подготовки краснодеревщиков, столяров, мебельщиков.

 

– Скажите, а вы удовлетворены вашими абитуриентами? Ребята осознанно делают свой выбор?

– В последнее время все больше абитуриентов, которые делают свой выбор осознанно. Мы сейчас очень много усилий прикладываем для развития предпрофессионального образования. Школьники приходят к нам в рамках дополнительного образования на кружки технической направленности, и у них начинает формироваться профессиональный выбор. Они уже более мотивированы на выбор конкретной профессии или специальности. «Столица» принимает участие в различных проектах для детей: это «Школа будущего», «Профессиональный импульс», «Уроки технологии», «Инженерный класс», «FutureSkills», «Путешествие в город мастеров». Комплекс ежегодно является местом проведения городского конкурса «Наследники Шухова». Мы участвуем и предоставляем материальную базу для реализации проекта «JuniorSkills», где в мастерстве соревнуются школьники. Ранняя проф­ориентация и профилизация – один из ключевых элементов развития «Столицы».

 

– Если говорить о WorldSkills и «Абилимпикс», то есть ли у вас призеры в этих соревнованиях?

– Есть. Более того, образовательный комплекс «Столица» создал специализированный центр компетенций по направлению «Облицовка плиткой», который аккредитован Союзом WorldSkills как Национальный центр компетенций. В России только у нас существует такой аккредитованный центр по данной компетенции, он оснащен современным оборудованием и укомплектован сертифицированными экспертами. В целом образовательные организации УПО «Строительство, архитектура, жилищно-коммунальное хозяйство» принесли большое количество медалей в копилку города Москвы в чемпионатах WorldSkills и «Абилимпикс».

 

– Какие новые специальности вы уже открыли или думаете открыть?

7– Палитра направлений подготовки нашего комплекса формируется с учетом городских задач. Москва приступила к осуществлению мегапроекта по реновации кварталов пятиэтажной застройки. Для этого проекта потребуется большое число подготовленных квалифицированных рабочих и специалистов – это мастера-отделочники, каменщики, монтажники, сварщики, бетонщики, арматурщики, электрики, сантехники. В этих профессионалах сейчас очень высокая потребность у города. И «Столица», откликаясь на запрос градостроительной отрасли, уже увеличила в три раза прием на данные строительные профессии.

 

– Выходит, что столичная программа реновации дает новое дыхание комплексу?

– Определенно программа реновации расширяет горизонты для профессиональных образовательных организаций строительного профиля, так как она использует новый подход к возведению и сдаче объектов жилой недвижимости. Мы привыкли, что потребителю после строительства сдаются лишь голые стены – без отделки внутренних помещений. А данная программа является социально ориентированной – жилье сдается с полноценным ремонтом – въезжай и живи. Поэтому сейчас образовался спрос на профессионалов: маляров, штукатуров, плиточников, электриков, сантехников, бетонщиков. На сегодняшний день строительная отрасль Москвы готова обеспечить всех рабочими местами, и даже еще будут вакансии. Это одно направление.

 

– А какое второе?

– Второе связано с тем, что сегодня 50 крупных предприятий города Москвы в строительной отрасли начинают внедрять новые современные технологии в строительстве, которые диктуют потребность в специалистах среднего звена. Сейчас на рынке наблюдается дефицит мастеров на строительных участках, помощников мастеров, помощников прорабов, специалистов по контролю на производстве выпуска строительных изделий и конструкций. Автоматизация производственных процессов в градостроительной сфере Москвы стала повсеместной. Поэтому комплекс «Столица» развивает новые направления подготовки и готовится к открытию новых, востребованных экономикой города Москвы профессий и специальностей: «Аддитивные технологии», «Производство неметаллических изделий и конструкций», «Дефектоскопист».

 

«Столица» также реагирует на расширение метростроения в Москве. Мы знаем, что здесь регистрируется дефицит специалистов среднего звена и кадров рабочих профессий, например, проходчиков. Поэтому мы начали подготовку к лицензированию направлений подготовки специалистов именно для подземных работ.

 

8– Какие еще перспективы гарантированы обучающимся комплекса?

– Лучшим выпускникам «Столица» и УПО гарантируют рабочие места у себя в образовательных организациях. Мы получаем серьезную поддержку со стороны города и благодарны за нее. Если победитель или призер конкурса профессионального мастерства пришел трудиться к нам в комплекс и помогает воспитывать новых победителей, призеров, специалистов, то ежемесячно Москва выделяет целевые финансовые средства на поощрение таких молодых кадров в размере 60 тысяч рублей в месяц.

 

– А что готовы предложить обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

– На протяжении последних двух лет мы создаем в комплексе «Столица» рабочие места для ребят с ограниченными возможностями. Принимаем их в наши производственные мастерские, где они трудятся над реализацией проектов, обеспечивающих внутренние инфраструктурные потребности системы образования города, и зарабатывают очень приличные деньги.

 

– «Столица» дает стране новые кадры, но также реализует и ряд других проектов. Над чем еще работаете?

– Обладая полноценной материально-технической базой производственного класса, мы сейчас обеспечиваем проекты по развитию и модернизации образовательной среды московских школ. Комплекс «Столица» в 2016-2017 годах целиком обеспечил школы Москвы специальными лингафонными кабинами для проведения ЕГЭ по иностранным языкам. В образовательные учреждения системы Департамента образования города Москвы было поставлено около шести тысяч таких лингафонных кабин. В 2017-2018 учебном году осуществляем программу по созданию развивающей трансформируемой среды дошкольных отделений школ. Особое инженерное решение и специальная мебель, которую выпускает «Столица», позволяют в течение дня превращать игровые комнаты в дошкольных образовательных учреждениях в кинозал, комнату отдыха, игровую комнату. Уже такой мебелью оснащены 30 групп.

 

– Расскажите о ближайших планах.

– Одна из важных задач на сегодняшний день – переход наших образовательных организаций на эффективный учебный план. В рамках УПО создана рабочая группа для ее решения. Ценность эффективного учебного плана заключается в том, что он позволяет перевести весь процесс обучения непосредственно на строительные площадки Москвы. Мы намерены студентов второго-третьего курсов направлять непосредственно на строительное предприятие, где будут проходить адаптация и социализация будущего работника. За это время он сможет понять, какова стратегия развития данного предприятия, осознает, где он будет востребован после выпуска, и сумеет сам для себя выбрать оптимальную траекторию профессионального развития прямо в ходе учебы
в комплексе.