ММСО. Форум «Город образования»

Современное российское образование в эпоху цифровизации

1

 

Цифровизация и связанные с ней автоматизация и роботизация производств, несомненно, повлекут за собой и образовательную революцию. Образование в России значительно меняется уже сейчас, а впереди, по мере проникновения цифровых технологий в различные сферы образовательной деятельности, его ждут поистине глобальные перемены. В какие формы это выльется? Что ожидает дошкольников, школьников, студентов училищ и вузов? Журнал «Столица  Москва» в рамках специального проекта  «ММСО-2018» представляет заочный Круглый стол, в котором отражены мнения участников дискуссии по этому вопросу. 

Любовь Габеева

 

Вопрос Круглого стола:  «Если говорить о настоящем, при этом смотреть в будущее, какие новации, на ваш взгляд, необходимо внести в дальнейшее развитие российской системы образования?»

 

ЭКСПЕРТЫ:

  • Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина
  • Руслан Байрамов,  президент Международного благотворительного фонда «Диалог культур – единый мир», основатель культурно-образовательного проекта «Этномир»
  • Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО
  • Наталья Чеботарь, директор по исследованиям и связям с образовательным сообществом «Яндекс.Просвещение»
  • Юлия Матасова, генеральный директор ЗАО «Дидактические системы»
  • Гузель Гурдус, генеральный директор ООО «Центр поддержки семейного образования»
  • Cергей Косарецкий, директор центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ
  • Анатолий Гин, генеральный директор автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи»
  • Михаил Федоренко, генеральный директор компании «Деловая среда»

 

2Наталья Чеботарь, директор по исследованиям и связям с образовательным сообществом «Яндекс.Просвещение»

– Будущее за технологиями, которые позволяют дать существенный прирост в качестве массового образования. За цифровым контентом следуют огромные возможности по аналитике учебного процесса. Теперь каждый учитель может точно знать, насколько хорошо работает то или иное учебное задание для конкретной группы учеников, наблюдать за прогрессом каждого ребенка и менять свою тактику, основываясь на данных. Именно работа учителя с аналитическими инструментами может дать качественный скачок для всей системы школьного образования.

 

Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

– Цифровизация общества наибольшим образом затронула сферу коммуникации. Именно в ней (межличностной, профессиональной) произошли самые существенные трансформации. 3Человечество в конце ХХ века получило новый, третий вид коммуникации – дисплейную, или цифровую. Дисплейная коммуникация содержит элементы устной и письменной речи, но не сводится к их простой сумме. Традиционная дидактика больше не может быть эффективной, поскольку она была разработана для иной коммуникативной среды, формируемой только словом устным и словом письменным ( слово учителя и бумажный линейный учебник). Цифровая коммуникация навсегда изменила систему отношений, в том числе и в образовании, а, следовательно, должны быть заново даны ответы на ключевые вопросы дидактики: кого учить, как учить, чему учить.
Из этого вытекают три методологические проблемы с серьезным фундаментальным и прикладным значением, требующие осмысления.

 

Психологическая проблема

Один лишь пример. Овладение дисплейной коммуникацией ребенком на практике начинается порой раньше, чем начинается формирование устной речи и тем более – письменной. Иное развитие когнитивной и коммуникативной сферы современных детей описано как «феномен поколения Z». В этой связи необходимо переосмысление периодизации возрастного развития ребенка. Существующие в психологии диагностические системы устарели. Сегодня лабораторией нейромаркетинговых исследований нашего института под руководством А.А. Варламова уже ведутся аппаратурные исследования когнитивной сферы современных детей.

 

4Педагогическая проблема

Для цифровой дидактики (дидактики нового цифрового обучения и воспитания) нужно прописать новые принципы, методы и приемы. Требуется новая теория учебника, не линейного бумажного, а учебника цифрового (по сути, он превращается в образовательную электронную среду).

 

Кстати, психологические особенности новых детей требуют иных подходов к созданию и традиционного учебника.

Важно определить и новое содержание образования. Наряду с развитием устной и письменной речи у детей необходимо обеспечить развитие цифровой, дисплейной речи.

 

Ну, и конечно, изменение содержания подготовки учителей. Нужны новые учебники цифровой педагогики, новые виды практик, предполагающих не только использование электронных средств в педагогической деятельности, но и овладение технологией их создания. Мы говорим не о банальных презентациях, а о массовых открытых он-лайн курсах, разработке мобильных приложений и так далее.

 

Лингвистическая проблема

Необходимо описать семиотическую систему новой коммуникации. Подобно тому, как существует риторика, орфография и каллиграфия, так же должна быть описана система правильной и эффективной цифровой коммуникации, с ее допущениями и исключениями. На Всемирном конгрессе по семиотике, который проходил летом 2017-го года, нами была заявлена эта проблематика. Она получила одобрение международного научного сообщества. Впереди большая сложная, но очень интересная работа. Мы приглашаем к сотрудничеству научные коллективы, бизнес-сообщество, корпоративные университеты. Конечно, это тезисное изложение тех новаций, которые на системном уровне необходимо реализовать как можно скорее. Надеюсь, в самое ближайшее время эта работа будет спланирована и осуществлена профильными научными коллективами.

 

5Руслан Байрамов, создатель уникального культурно-образовательного центра «Этномир»

– Необходимо сделать акцент на личную траекторию образования школьника, диагностику каждого ученика и максимально раннее понимание его пожеланий и возможностей. Также сфокусироваться на практике, получении навыков, не только в практических, но и в теоретических отраслях. Кроме того, важно заниматься активным внедрением электронных технологий, чтобы школьник мог в любом месте, в любой точке мира продолжать образование. Нужно внедрение моделей непрерывного, но не отягощающего, а стимулирующего образования для школьников. Стоит отметить, и «диагностику понимания» – это постоянная диагностика полученных знаний, умений и навыков школьника. Практика будет выявлять его предназначение, давать конкретные навыки, проверять на реальных примерах, как он усваивает материалы. Непрерывность образования позволит ему усиленно заниматься с помощью дистанционных технологий без привязки к определенному месту. Наша жизнь меняется стремительно, люди становятся все мобильнее. Многие путешествуют по миру годами вместе со своими детьми. Поэтому остро встает вопрос получения образования дистанционно. Я уверен, что связь с культурным кодом у детей должна оставаться в любой точке земного шара. Это означает не только получение знаний, но нравственно-этическое воспитание и формирование навыков, по сути, с первого класса, исходя из возраста, типа человека и всех остальных факторов.

 

6Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО

– Новым приоритетом дошкольного образования должен стать комфорт для ребенка. Президентом поставлена задача обеспечить детей младше трех лет местами в дошкольных учреждениях. Но понятие «место» включает и качественное содержание образования для детей этого возраста. К сожалению, понимание важности данной проблемы в последние тридцать лет утеряно. Я хочу отметить, что актуальная очередь на место в детском саду для детей этого возраста исчисляется цифрой в районе от 240 до 270 тысяч малышей. Цифра колеблется, поскольку очередь живая: кто-то выбывает, кто-то прибывает. На строительство новых детских садов правительство выделило 49 миллиардов рублей. Но только деньгами все проблемы дошкольного образования в стране не решить. Ясельные группы начали массово закрываться в начале 90-х. С тех пор и педагогов этого профиля перестали выпускать, и образовательные программы устарели. Поэтому сотрудники нашего института занимаются одновременно и подготовкой педагогов, и разработкой новых программ повышения квалификации, и созданием инновационной образовательной программы для детей от 2 месяцев до 3 лет.

 

7Юлия Матасова, генеральный директор ЗАО «Дидактические системы»

– Понятие «российская система образования» – очень широкое, я могу говорить только про ту его часть, с которой хорошо знакома – это профессиональная ориентация школьников, среднее профессиональное и высшее техническое образование. Нужно отметить, что дети в современных условиях развиваются очень быстро, как и все сферы нашей деятельности. На мой взгляд, задача ранней профориентации школьников заслуживает сегодня самого пристального внимания. Неслучайно развитию уроков технологии и дополнительному образованию детей решено уделять самое пристальное внимание – это фактически национальный проект на ближайшие 3-5 лет. Особо следует отметить создание инженерных классов на базе общеобразовательных школ и различные соревнования по профессиональному мастерству, вовлекающее ребят от 10 до 17 лет в мир техники. При выборе направлений школьной профориентации уроки технологии и инженерные классы должны знакомить ребят не с инновационными техническими решениями, а сформировать у ребят базовые технические знания о современных промышленных производствах. Это позволит учащимся получить представление о единстве мира техники и в дальнейшем определить собственные предпочтения в выборе профессии и даст им инструмент для дальнейшего самостоятельного создания инноваций.

 

8Гузель Гурдус, генеральный директор ООО «Центр поддержки семейного образования»

– Стратегия инновационного развития образования, которая разработана Институтом образования, ВШЭ и другими организациями, работающими с Правительством России, предполагает максимальное направление усилий на развитие школы как общественного и социального института. Необходимо гораздо больше усилий сосредоточить на роли семьи в воспитании и образовании детей. А также на налаживании рабочего взаимодействия между родителями и школой, в котором ведущая и направляющая роль должна быть у родителей, а школа должна видоизменяться в двух направлениях. 1) Развитие индивидуальной образовательной траектории для учащихся с ориентацией на их личные способности и таланты; 2) Развитие и отработка минимальных образовательных стандартов, которые должны включать себя не только знания, но и физическое, и духовное развитие школьников. Школа должна работать как постоянно действующий методический и организационный институт, обеспечивающий родителей и детей современными инструментами и технологиями получения знаний и навыков. Обучение детей, подготовка их к будущей жизни, социализация – всегда были важнейшими функциями семьи. Эта форма образования была традиционной в России до революции и давала прекрасные результаты.

 

9Cергей Косарецкий, директор центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ

– В эпоху глобальной конкуренции и высокой неопределенности будущего победителями оказываются те страны, которые делают основную ставку на самого человека, на максимальное развитие его потенциала. Ключевую роль в этой новой повестке играет образование. Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018–2024 годы в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования. Хочу отметить цифровую трансформацию образования. Система образования – тот мостик, который должен обеспечить не только российской экономике, но и всему обществу уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека, взлетом его производительности. Мы уже сталкиваемся с воздействием цифровизации на рынок труда. Это требует от системы образования акцента на такие виды деятельности, которые будут необходимы для успешной занятости через 20-30 лет и которые связаны с умением работать с творчеством и с развитыми навыками коммуникации.
Если мы хотим сохранить школу как ключевой институт социализации и образования – мы должны качественно ее перестроить. Необходимо помочь школе и другим институтам образования в поиске надежного ядра содержания образования, в котором эффективно транслируется культурный код. Для этого система образования должна научиться использовать новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы. Технологии виртуальной реальности создают возможность использования цифровых тренажеров для освоения буквально любой профессии и профессиональной квалификации, в том числе не привязанной к конкретному рабочему месту.

 

Практика онлайн-курсов и смешанного обучения (когда онлайн-курсы сопровождаются семинарами и консультациями на местах, а контроль проводится в очном формате) создает практически безграничное поле образовательных возможностей. Все это формирует предпосылки роста качества образования буквально для каждого человека, независимо от того, где именно он живет и учится, а также каковы его интересы и возможности.
Общественная система образования будет нацелена не на отбор тех, кто справляется. А на успех каждого ребенка.

 

10Анатолий Гин, генеральный директор автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи»

– Стандартная система образования совершенно неадекватна природе человеческого мозга. Куча одинаковых упражнений иссушают его.
Грубо говоря, ребенка готовят к однотипным операциям на фабрике. Это было целесообразно, когда эта система формировалась – в начале индустриальной эпохи. Но сейчас мир изменился, и наша задача подготовить таких людей, которые будут уметь комплексно смотреть на вещи, будут глубоко понимать нестандартные ситуации сложной системы. Именно над реализацией этих планов мы и бьемся.

 

Мы считаем, что цель современного образования следующая: научить понимать сложные ситуации и решать нестандартные задачи, потому что стандартные задачи будут решать машины, и при этом не бояться сложных нестандартных задач. Как говорил Энгельс: «Для человека, который не боится бури, вид ее прекрасен». Нужно сформировать мышление решателя, и ТРИЗ как раз-таки дает инструменты для этого. Человек видит жизнь вокруг себя не просто как череду событий, а как задачи, которые постоянно возникают вокруг него, и у него мышление настроено на их решение.

 

11Михаил Федоренко, генеральный директор компании «Деловая среда»

– Многие эксперты предрекают новый технологический уклад, технологические революции, которые выносят на обсуждение весьма забытый и необычный вопрос. Он касается границы между искусственным интеллектом и человеческим, роботом и живым созданием.

 

С одной стороны – замена рабочей силы, с другой стороны – смешение машин и людей, стирающее гендерные границы. Мужчина и женщина – два абсолютно разных вида людей. Физиологически, биологически, эмоционально. Поиск ответа, где находится четкая граница между ними, очень важен. Особенно когда мы касаемся сферы детского образования, ведь эти истины нужно закладывать в умах подрастающего поколения.

 

Родители, которые в своей жизни готовы смириться с какими угодно перекосами, наиболее остро воспринимают те или иные нерешенные задачи в сфере образования в отношении своих детей. Мы инвестируем гораздо больше денег в детское образование, чем в собственное, так как мы более требовательны к нему. Желание позволить своему ребенку идти той дорогой, которой идем мы, даже если эта дорога кажется правильной лишь на первый взгляд, присуще каждому родителю. Поэтому эта увлеченность технологиями и стирание границ между личностью и технологиями у родителей обостряет восприятие образования. В связи с этим образование настоящего и образование будущего должно будет трансформироваться путем осмысления этих тем. А что будет образование делать в плане формирования человека будущего?

 

Изменения будут очень просты: переоценка понятия «человек».

К примеру, если половую принадлежность рассмотреть как некую случайность, которая не имеет особого значения, то мы на это не обращаем внимания. Но тогда мы должны соответствующим образом сформировать методы образования, в котором мы стираем это понимание «мужского-женского». Если «человек» – это слишком абстрактное слово, мы его проясняем, мы говорим, что есть общие качества, которые описывают и характеризуют человечество, а есть индивидуальные, которые присущи только женщинам или только мужчинам. Тогда образование должно учесть этот фактор. Нужно сконцентрироваться не только на общих понятиях, но и учитывать и суметь сформировать из мальчика мужчину, а из девочки женщину.

 

Учитывать эту разницу, разность в методах, подходах, формах важно в программах обучения. У человечества нет готовых решений. Были попытки делать образование только для мальчиков и только для девочек. Нельзя сказать, что эти попытки были успешны, были перекосы. Но какая будет новая форма образования – вот что крайне важно.