ММСО. Форум «Город образования»

Путь героя: «Мы не ищем любимое дело, мы его создаем!»

1

 

Увидеть потенциал человека и направить все ресурсы на раскрытие его таланта – в этом основная идея профориентационной методики «Путь Героя». Игра была отобрана из числа методик и презентована на Московском Международном Салоне Образования, в апреле 2018 года. Как помочь подростку найти свое предназначение, нужен ли наставник или как самому  стать таким человеком, в интервью журналу «Столица Москва» рассказала автор методики, основатель центра профессионального самоопределения «Путь Героя» Ольга Немтышкина. 

Екатерина РУДЕНКО

 

– О предназначении человека сегодня говорят много и часто, как говорится, эта тема в тренде. Почему эта настолько важно в развитии человека?

2– Я сама долгое время задавалась этим вопросом, пыталась найти ответ извне, чтобы мне сказали: «Ольга, Ваше призвание такое-то». Но, как и в отношениях – все неоднозначно. Когда человек хочет найти свою любовь, он ждет, что, когда она придет – появится понимание: вот, ОНО. Здесь то же самое: «Я хочу найти свое предназначение». Люди сами создают свое любимое дело, свою профессию мечты. Даже проходя тесты по профориентации, подросток сталкивается с массой вопросов: как разработать стратегию, какой путь выбрать. У меня у самой были такие же вопросы при обучении.

 

Мы не ищем любимое дело, мы его создаем! Создаем из своего рода молекул: наш опыт, способности, мечты и цели. Каждый раз, когда мы двигаемся в ту или иную сторону, мы расширяем не только свой кругозор, но и создаем свою картину мира. Важно понять для себя самого, как вы будете его создавать и развивать. Понять свои склонности и предпочтения, а дальше продумать стратегию пути. Это особенно важно для развития подростков.

 

3– Как пришла идея создать собственную профориентационную игру? И на кого рассчитана игра?

– Для меня самой это стало поиском. Я окончила РУДН, затем Университет практической психологии по специальности «Психология», прошла профориентационный курс в МГУ и изучала коучинг в Международном Эриксоновском Университете, а также прошла обучение по трансформационным играм. На стыке всех практик у меня возникла идея создать игру «Путь Героя» – тренинг по профориентации: инициации подростков во взрослую жизнь. В основу была положена методика «хочу, могу, надо миру» (японское «Икигай»). По итогу игры подросток определяется с конкретным профилем, куда ему пойти учиться (вуз, колледж), на каких предметах стоит сфокусировать внимание.

 

4Раньше в школах система образования была построена на ЗУНах (знания, умения, навыки), не было разговора о мотивации человека, о его типе личности. А сейчас у нас индивидуальный подход. Современная система мотивации строится на МИЛах (мотивации, интеллекте, типе личности).
Выбрать собственный профиль – это вложение в свое будущее. Можно провести ассоциацию со строительством дома. Важно заложить качественный фундамент (базу), на который, в дальнейшем, уже застраиваются дополнительное образование, кружки и курсы.

 

Это важный аспект, потому что сейчас никто на 100 % не сможет сказать, какая в будущем профессия будет пользоваться спросом и станет успешной для конкретного ребенка. Конечно, можно прогнозировать данный вопрос, но я считаю, что человеку важно стать личностью, определить для себя: «что я хочу, что я могу дать миру?» Игра оптимальна для подростков с 13 лет, но можно начинать и раньше. В этом возрасте перед человеком встает уже определенный выбор ориентирования. К сожалению, в школах не уделяется этому вопросу должного внимания. Преимущественно эта игра направлена на подростков, которые запутались в выборе.

 

– Игра называется «Путь Героя», почему?

5– Сегодня человеку приходится структурировать и систематизировать большие объемы информации. А игра помогает разложить все по полочкам, появляется четкое видение, что делать дальше. По итогам игры у него будет молекула своего любимого дела, профессии, направления. Получается некий ящик Пандоры, когда мы открываем шаг за шагом в человеке его способности, навыки, возможности, строим вместе стратегию. Почему называется «Путь Героя»? Потому что каждый человек индивидуален, уникален, он – личность. И ему важно этот путь стратегически продумать и использовать максимальное количество возможностей.
Есть книга «Путешествие героя». В ней главный герой проходит яркий цикл своей жизни, наполненный проблемами и сложностями, – и достигает успеха. Также и «Путь Героя» основана на том, что участник игры не получает сразу ответ на свой вопрос. В течение игры он проходит этапы: сталкивается со сложностями, принимает решения, берет на себя ответственность за свой выбор, в итоге он сам определяет свой профиль.

 

– Что происходит с человеком во время игры? Что-то в нем ломается или открывается?

6– Основная цель игры – перевести подростка из объектного восприятия себя в понимание, что он субъект, который сам творит свою реальность.
Игра состоит из трех частей. Первая часть – «что человек хочет», мы разбираем цели труда, средства труда, что человек любил делать в детстве. Происходит некая максимальная инвентаризация того, чего человек хочет. Затем – «что человек может». Через тесты, сценки, мини-тренинги мы проговариваем тему «могу», тем самым выявляем навыки человека на данный момент. И третья часть – «что надо миру от человека», здесь уже раскрываются глубинные навыки, подсознательные «хотелки» и т.д. Приведу пример: один из участников пришел с запросом, что не может реализоваться. В настоящее время человек занимается психологией, но в детстве увлекался техникой, программированием. На момент выбора профессии у него была непростая ситуация в семье, давление родителей. Тогда он сделал фокус не на себе, а попытался как-то решить ситуацию с близкими. Возможно, ему просто нужна была поддержка со стороны грамотного специалиста по профориентированию, но на тот момент он ее не получил. И ошибочно выбрал путь – психология. Учитывая его увлечения, склонности и потенциал, человек мог бы стать известным нанотехнологом, но сделал «рациональное» решение, которое не принадлежало ему. Винить в этом родителей или его – бессмысленно, человек сам не знал на тот момент, чего хочет, а сориентировать было некому. В итоге, после прохождения игры, он записался на курсы при Бауманском университете. В любое время можно поменять траекторию своего пути (не только в подростковом, но и в более старшем возрасте), и профориентационная игра «Путь Героя» поможет в этом.

 

– Возможно ли обучиться проведению игры и внедрить, например, в региональной школе или центре?

7– С декабря 2017 годы было запущено дистанционное обучение профориентационной методике «Путь Героя». Оно состоит из 10 онлайн- уроков. После окончания курса человек сможет проводить самостоятельно как игру, так и тренинг для подростков.

 

Учителя в школах самостоятельно могут проводить игру в классе. Также обучение могут пройти родители, психологи, коучи и люди, кому интересен инновационный подход в профориентации.

Наша цель на 2018 год – обучить 1000 человек по всей России, а в 2019 году мы планируем выйти на международный уровень.

 

Профориентационная методика «Путь Героя» получила экспертную рецензию в «университетской школе мгпу» (московского городского педагогического университета).

Игра рассчитана на подростков 13+.

Уникальность методики «Путь Героя»:
Игра проходит в непринужденной, дружеской атмосфере, тем самым максимально способствует раскрытию внутренней мотивации подростков и постановке целей в профессиональном развитии.
При этом используются инновационные подходы профориентации через ТРИЗ, фасилитацию, коучинг, проективные методы.

 

Основные отличия:

  • позволяет подростку увидеть потенциал и раскрыть таланты;
    n помогает определить, в какой сфере будет проще реализовать свой потенциал;
  • рассматривает варианты построения профессионального пути;
  • способствует определению профессии будущего, а также показывает, каким образом можно уже сегодня начать двигаться в этом направлении.

 

По итогам игры подростки:

  • определяются с профессиональным профилем;
  • выбирают или продумывают свою будущую профессию;
  • приходят к пониманию своего делового функционала: «что конкретно я делаю»;
  • составляют карту своей уникальности;
  • находят минимум 3 цели своего профессионального развития.

 

Подтверждается эффективность профориентационной методики «Путь Героя» с подростками. Игра рекомендуется к использованию в школах, колледжах.

 

Сайт игры: путьгероя.рф

8