ММСО. Форум «Город образования»

Наталья Еремина: «Главное для нас – зажечь сердца ребят мечтой»

1

 

Когда знаменитого авиаконструктора Генриха Новожилова спросили, как ему в свои девяносто лет удается сохранять высокую жизненную и социальную активность, несмотря на столь непростую судьбу, он ответил: «Я всю жизнь занимался любимым делом».

Эта фраза стала эпиграфом к нашему разговору с директором Политехнического колледжа имени П.А. Овчинникова Натальей Викторовной Ереминой.
Зажечь сердца ребят на пути к профессии! – вот главное профессиональное кредо Политехнического колледжа им. П.А. Овчинникова, наглядной иллюстрацией чему являются устойчивые профессиональные позиции образовательного учреждения на образовательном рынке Москвы и высокий интерес к нему молодежи.

Владимир ДЮНОВ

 

– Почему имя известного русского эмальера и ювелира П.А. Овчинникова было дано колледжу преимущественно технической направленности?

– Творчество Павла Акимовича Овчинникова – это гордость нашей страны. Его работы в настоящее время хранятся в алмазном фонде России, и они по-прежнему вдохновляют, теперь уже современных ювелиров, талантом мастера, высоким качеством исполнения и неизменной узнаваемостью. Павел Овчинников – это человек, прошедший путь от крепостного до почетного гражданина Москвы, ставший основателем русского золотого и серебряного дела, воздвигший его в ранг художественного и технического совершенства.

 

Именно поэтому мы решили выбрать его имя – как символ высочайшей точности и высокого профессионализма. Будь то ювелирная, станкостроительная или автомобильная специальность.

 

Для нас имя Павла Акимовича – живая история, мы поддерживаем связь с его праправнуком и в этом году планируем открытие музея имени П.А. Овчинникова, где ему будет посвящена отдельная большая экспозиция.

 

3– В продолжение ювелирной темы. Насколько мне известно, на обучение по профессии «ювелир» набираются студенты с особыми возможностями здоровья?

– Действительно, мы обучаем студентов с дефицитом слуха. Ювелирное дело, требующее высокой сосредоточенности, внимательности, как нельзя лучше соответствует физиологическим особенностям этих ребят. И мы по праву можем гордиться их успехами!

 

Так, в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству для людей с ограниченными физическими возможностями «Абилимпикс – 2017» наши ребята-ювелиры заняли практически весь призовой пьедестал!
Но главное достижение, на мой взгляд, состоит в том, что, обучаясь в Колледже и осваивая востребованную профессию ювелира, они проходят хорошую школу социализации. Не говоря уже о том, что после окончания обучения никогда не останутся без работы!

 

– Ювелирное дело является основным направлением деятельности Политехнического колледжа? На каких еще профессиях вы специализируетесь?

– В одном корпусе с ювелирами обучаются студенты автомобильного отделения. Это еще одно крупное направление деятельности Колледжа, которое включает в себя подготовку по профессиям и специальностям «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Автомеханик», «Мастер по обслуживанию автомобилей» (ТОП 50).

 

2Нам удалось наладить тесные партнерские связи со многими автомобильными предприятиями города Москвы, и они с удовольствием принимают наших ребят на производственную и преддипломную практику с последующим трудоустройством.

Колледж предоставляет выпускникам 9-х и 11-х классов возможность получить образование по таким востребованным городом профессиям и специальностям, как «Компьютерные сети», «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Электромонтер охранно-пожарной сигнализации», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

 

Отдельно остановлюсь на такой профессии как «Станочник». Нашему колледжу почти 80 лет, и металлообработка всегда была нашей визитной карточкой. Отрадно, что сейчас это направление является одним из стремительно развивающихся. Ежегодно в Москве проходит Российская выставка мирового станкостроения и современных технологий металлообработки, и наш колледж традиционно принимает участие в этой выставке не только мастер-классами, но и учебными экскурсиями для студентов и школьников города.

 

4Современный станочник – это человек за станком с высокоточным компьютерным обеспечением, обученный точности в движениях и практически с инженерными знаниями в металлообработке. Стоимость ошибки станочника может доходить до нескольких тысяч евро за одну деталь. Посетите выставку – и вы наглядно увидите, кто такой станочник в XXI веке.

 

Мы, со своей стороны, еженедельно во время проведения Дней открытых дверей для будущих абитуриентов и их родителей проводим мастер-классы на станках с ЧПУ. Они видят и убеждаются, что эта профессия требует от человека интеллектуального подхода, и без нее сегодня не обходится ни один крупный завод или производство.

 

В плане пропаганды этой профессии нам, конечно, во многом помогают Чемпионаты профессионального мастерства среди студентов. В частности, Чемпионат WorldSkills, где наши студенты-станочники традиционно занимают призовые места по компетенциям «Токарные работы на станках с ЧПУ» и «Фрезерные работы на станках с ЧПУ».

Постепенно – и это не может не радовать! – представления о станкостроении у молодых россиян меняются. И они понимают, что эта отрасль сегодня обладает огромным потенциалом для дальнейшего развития!

Не случайно, получив начальные базовые знания, наши студенты-станочники стремятся освоить работу на многоосевых станках. И это уже не «простые» детали в 2-3, а в 4-5 плоскостях!

 

5Помню, когда я только возглавила Колледж и знакомилась с технологическим процессом, я спросила студента, что он чувствует в этот момент, когда из виртуальной идеи на фрезерном станке с ЧПУ получается реальное изделие? Мне казалось, что молодой человек непременно должен испытывать сложные чувства, сродни страху или особой гордости. И была крайне удивлена, когда он, пожав плечами, ответил: «Уже ничего, Наталья Викторовна. Проекционка – это слишком просто и уже не интересно. А вот, когда мы получим многоосевой станок, вот это – да!».

 

Знаете, мне кажется, только ради таких минут мы и работаем! Видеть, как у ребят загораются глаза, когда они мечтают о профессиональном росте! В этом состоит лучшее признание нужности того дела, что мы делаем. Без него, без этого живого интереса и горящих глаз ребят все становится бессмысленным.

 

С глубочайшим уважением я отношусь к нашим мастерам производственного обучения, которые смогли вызвать к жизни этот интерес. И конечно, за то, что передают мальчишкам свой колоссальный профессиональный опыт. Ведь для многих из них они стали по-настоящему первыми наставниками в жизни, а иногда – и первым мужским примером.

 

– Да, сложно сегодня представить современный завод без станков ЧПУ или предприятие без IT-технологий. Колледж с его остро востребованными на сегодняшний день на рынке труда специальностями является для ваших студентов базовой стартовой площадкой для дальнейшей жизни. Но в современном мире все очень быстро меняется, готовы ли вы к этому?

6– Начну с того, что с этого года Колледж стал участником проекта «Колледж будущего», инициированного Департаментом образования г. Москвы с целью модернизации содержания образования.

 

В рамках этого проекта мы уже сейчас разрабатываем два направления профессий будущего: «Наладчик-контролер электросетей для распределенной энергетики» и «Куратор информационной безопасности локальных сетей». Интересен тот факт, что в формате дополнительного образования студенты колледжа уже могут осваивать компетенции этих профессий. Для них будущее действительно совсем рядом!

 

– А каким образом эти профессиональные компетенции могут быть востребованы в рамках школьной программы?

– Вы абсолютно правы, говоря о том, что профессии будущего – это реалии сегодняшних школьников. Именно колледжи как связующее звено между профессиональным образованием и производственной сферой способны в значительной мере подготовить молодых людей, начиная со школьной скамьи, к осознанному выбору профессии, дать начальные профессиональные навыки.
Я больше чем уверена, что направления работы Колледжа необходимо расширять, учитывая образовательный запрос москвичей. Мы не можем замыкаться только на обучении студентов программам среднего профессионального образования. В настоящее время активно происходит обсуждение Стратегии развития московского образования на период до 2025 года. Целью разработки Стратегии является определение приоритетов развития образования в городе Москве в среднесрочной перспективе на основе механизмов, обеспечивающих темп совершенствования образовательной отрасли, адекватной времени, технологиям и статусу Москвы за счет объединения потенциала самых разных структур. Это возможно реализовать за счет взаимодействия Колледжа и школ Москвы, и мы уже ведем такую работу со школьниками.

 

Проект «Уроки технологии: инновации» – это уроки технологии, которые за неимением соответствующей материально-технической базы и кадрового потенциала столичные школы проводят у нас. Программа «Школа основ инженерного дела» рассчитана на двух-трех- летний цикл – достаточно для того, чтобы старшеклассники могли опробовать свои силы в таких непростых профессиональных направлениях, как: принципы моделирования в CАD-программах, создание рабочего чертежа, изготовление модели на станках с ЧПУ и посредством технологии 3D-печати.

 

7Интересным и успешным форматом кружковой работы для нас является «Кружок от чемпиона» (Чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills»). Одного из чемпионов, нашего выпускника Дмитрия Чалова, мы пригласили на работу в качестве преподавателя.

 

Надо сказать, ребята с большим вниманием и уважением относятся к словам Дмитрия, потому что для них он – практически ровесник, а значит, пример для подражания.

Навыки, полученные ребятами на этих занятиях, очень пригодятся им в жизни, поскольку помимо технических навыков проектирования и печати на 3D-принтере (что само по себе увлекательно!) они также осваивают навыки soft skills.
Как вы знаете, московские колледжи выступают площадкой для проведения Чемпионатов JuniorSkills. На базе нашего Колледжа ежегодно проходят соревнования будущих токарей и фрезеровщиков. И нам всегда отрадно, что школьники, посещавшие в свое время наши кружки технического творчества, уверенно одерживают победы!

 

В этом году мы запустили проект наставничества – практика обучения школьных учителей, будущих наставников для участников JuniorSkills, нашими мастерами. То есть точек соприкосновения со средним образованием у нас много. При этом как сами школы, так и столичные колледжи крайне заинтересованы в этой совместной деятельности.

 

Московские школы с удовольствием участвуют в проводимых Колледжем многочисленных мероприятиях и Днях открытых дверей, на которые в обязательном порядке приглашаются наши социальные партнеры — работодатели.
Почему эта работа так важна именно в условиях Москвы? В первую очередь, конечно, в силу того, что рынок труда столицы остро нуждается в рабочих специальностях. И, если во многих российских регионах градообразующие предприятия являются фарватерами экономики, и их практически однозначный выбор молодежью определен сложившимся положением вещей, то в Москве картина принципиально иная. Ежедневно тысячи предприятий нуждаются в высококвалифицированных рабочих кадрах и борются за талантливых молодых специалистов.

 

В этой связи отмечу наше сотрудничество с Московским центром занятости молодежи, специалисты которого помогают нашим студентам подготовиться к предстоящей встрече с будущим работодателем. Это и различные тренинги по профессиональной самопрезентации, и грамотное составление резюме, и другие полезные навыки, которые необходимы сегодня при устройстве на работу. Ведь, как говорится, принимают по скилам, а увольняют по софтам…

 

Резюмируя: мы не просто обучаем наших студентов и даем им профессию, но и готовим их к жизни. И мне кажется, нам удалось донести до них главную мысль: чтобы стать успешным сегодня – получить диплом недостаточно. От них ждут глубоких знаний и желания работать, учиться и профессионально расти в течение всей жизни.

 

– В этом плане Колледж им. Овчинникова активно поддерживает одну из тенденций современного общества – образование через всю жизнь. Ведь вы, как и многие московские колледжи, обучаете не только молодых людей, но и старшее поколение?

– Совершенно верно. Причем делаем это с большим удовольствием! В рамках реализации городского проекта «Московское долголетие» наш Колледж предлагает пожилым людям порядка 20 программ различного характера, начиная от оздоровления и заканчивая живописью и изучением иностранного языка. Но самой востребованной среди московских представителей «золотого возраста» оказалась компьютерная грамотность! Наши двери теперь открыты и для них.
Мы опираемся на многолетний опыт и современные технологии, что позволяет Политехническому колледжу им. П.А. Овчинникова успешно решать задачи и достигать цели, сформулированные государством, городом и системой столичного образования.