ММСО. Форум «Город образования»

Летать, чтобы гордиться!

1

 

В разговоре с директором Политехнического колледжа им. Н.Н. Годовикова, руководителем учебно-производственного объединения (УПО) «Авиационно-космическое машиностроение» Сергеем Владимировичем Михайловым обратила на себя внимание одна, брошенная им в шутку, фраза.

Смысл ее в том, что запуск на космическую орбиту первого спутника, который стал событием мирового значения каких-то 60 лет назад, способны сегодня повторить школьники, собирающие аналогичные системы в условиях специальной лаборатории колледжа.
Что мы знаем о профессиях будущего? Какими профессиональными компетенциями должен обладать современный студент, чья путевка в жизнь ознаменована грядущей четвертой волной мировой научно-технической революции?

Владимир ДЮНОВ

 

Почему УПО?

Политехнический Колледж им. Н.Н. Годовикова входит в состав УПО «Авиационно-космическое машиностроение» наряду с семью другими образовательными организациями среднего профессионального звена столицы: Политехническим колледжем №8 им. дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова, Колледжем предпринимательства №11, Политехническим колледжем им. П.А. Овчинникова, Политехническим техникумом №47 им. В.Г. Федорова, Политехническим колледжем №50 им. дважды Героя Социалистического Труда Н.А. Злобина, Московским технологическим колледжем, Западным комплексом непрерывного образования.

 

2Начать рассказ с этих организационных уточнений мы сочли необходимым еще и потому, что УПО, масштабная организация которых началась четыре года назад вслед за московскими школами и вузами, во многом явилась толчком к развитию нового этапа в деятельности Политехнического колледжа им. Н.Н. Годовикова, сегодня базового в УПО.

 

Несмотря на короткий срок совместной корпоративной деятельности – четыре года – результаты ее уже очевидны. Но об этом позже.

 

Традиции героев

Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова носит имя бортмеханика Н.Н. Годовика, в составе экипажа в 1937 году героически погибшего при попытке перелета из Москвы в Америку через Северный Ледовитый океан.
Образован он был в апреле 1930 года как Московский авиационный дневной и вечерний техникум на волне небывалого всплеска интереса к авиации, и вплоть до начала 90-х годов имел важнейшее значение для авиационной и космической отрасли страны.

 

Современные профессиональные стандарты, заточенные в первую очередь под условия международного рынка труда, сформировали новый облик этих специальностей.

 

Причем в случае Политехнического колледжа эта сложная задача самоидентификации осложнилась еще и необходимостью поиска новой формы работы в условиях объединения под своей эгидой двух московских школ и… Колледжа книжного бизнеса и информационных технологий.

 

Вот как об этом уникальном опыте вспоминает директор С.В. Михайлов:
— Нам предстояло осуществить практически невозможное – соединить книжное дело и авиацию. Наконец, мне пришла в голову такая метафора: что мы обычно делаем во время перелета? Читаем книгу! Самолет и книга – вот связующее звено!
После чего я собрал сотрудников и сказал: «Подумайте о том лучшем, что мы должны взять с собой в предстоящий полет. Нам нужен хороший самолет и нам нужна хорошая книга».

 

Лучший полет

В продолжение метафоры: в свой первый совместный рейс экипаж обновленного Колледжа взял на борт пассажиров, что называется, прямо со школьной скамьи. Реализуемая сегодня Колледжем модель непрерывного профессионального образования включает в себя школу, колледж, вуз, производство.

 

Так, уже четвертый год в Колледже работает инженерный класс, благодаря чему столичные школьники имеют уникальную возможность
получить аттестат зрелости наряду со свидетельством о профессии
авиакосмического профиля.

3Что же касается студентов колледжа, так сказать, основной части экипажа –то на ней остановимся более подробно. Тем более, что руководству Политехнического колледжа удалось-таки совместить несовместимое!

 

Так уж повелось, что, говоря о Колледже им. Н.Н. Годовикова, многие москвичи подразумевают, прежде всего, авиационно-космическое строение. И это – то основное направление, которым образовательное учреждение по праву гордится и в чем видит свое основное развитие и потенциал.

Безусловно, и это понятно, инженерные профессии снова в цене. Но сегодня, как видится, отрасль, а вместе с ней и образовательное звено пытаются с достоинством «держать удар».

 

Слово «будущее» и все так или иначе связанные с ним технические модификации – одно из основных в лексиконе руководства Политехнического колледжа. Для этого достаточно ознакомиться с программными положениями этого образовательного учреждения и системой подготовки молодых специалистов.
Подготовка специалистов авиационного профиля проводится по специальностям: «Производство летательных аппаратов», «Производство авиационных двигателей», «Производство и обслуживание авиационной техники», «Техничес­кое обслуживание авиационных двигателей», «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». Три последних направления входят в так называемый список ТОП-50 наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, взятый за основу профессиональной подготовки студентов.

 

Лаборатория беспилотных летательных аппаратов

В этом году Политехнический колледж открывает на своей базе уникальную лабораторию беспилотных летательных аппаратов, аналогов которой среди московских колледжей нет. Первых 25 будущих участников этого проекта уже сегодня ждут в Министерстве обороны, Газпроме, Роскартографии и других крупнейших структурах страны.

 

-Технологии, о которых мы и мечтать не могли еще совсем недавно, сегодня уже становятся обыденностью – говорит директор Политехнического колледжа им. Н.Н. Годовикова С.В. Михайлов. – Буквально на днях мы докладывали о том, как продвигается процесс подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов на Совете Федерации РФ и в Торгово-промышленной палате.

 

Интерес к специальности огромный! Современные беспилотники (а речь, разумеется, не идет об игрушечных аппаратах, которые можно иногда увидеть на улицах города) решают целый ряд задач – от сбора и передачи информации до доставки небольших грузов в труднодоступную местность.

 

Перспективно и интересно

4Из этого же ряда востребованных профессий – оператор нейротехнологий. Нейропротезы все активнее входят в нашу жизнь в виде различных датчиков, роботизированных конечностей – как в медицине, так и в других отраслях. Например, подобный датчик при воздействии на человеческий мозг способен контролировать самочувствие водителя во время движения автомобиля и, тем самым, предотвратить возможность возникновения аварий.

 

Эксперты заверяют, что нейротехнологии способны не только заменить двигательные и физиологические функции человека, но и воспроизводить его психическое состояние. Как ожидается, через 7-10 лет они найдут самое широкое применение.

 

Лаборатория космического спутника

Не так давно в Колледже открыли новейшую лабораторию космической инженерии. Здесь можно – внимание! – сконструировать и запустить космический спутник.

Тема создания небольших космических спутников в настоящее время активно разрабатывается и другими ведущими образовательными российскими центрами, в том числе факультетом космических исследований МГУ.

 

– В настоящее время мы выходим с предложением о сотрудничестве на специалистов города Казань – говорит С.В.Михайлов. – Разработка совместной международной программы по запуску спутников предполагает дальнейший выход на международный рынок.

 

Профессия в действии

Ну и, конечно, если говорить о востребованности выпускников Колледжа им. Годовикова по специальностям, связанным с эксплуатацией двигателей и навигационного оборудования, – эти профессии востребованы аэропортами во все времена. Что же касается Москвы, то здесь для выпускников открываются самые широкие перспективы, в частности, в связи с расширением аэропорта Шереметьево.

Также представители московских аэропортов нацелены на активное сотрудничество с Колледжем в направлении обучения студентов на базе своих корпоративных институтов.

 

Для непосвященного читателя заметим, что упоминаемые в статье технические инновации, которые могут показаться фантастикой, для студентов Политехнического колледжа – не более чем реальность даже не завтрашнего, а сегодняшнего дня.

 

Как вырастить востребованного профессионала?

5К грядущей четвертой волне научно-технической революции в Политехническом колледже им. Н.Н. Годовикова подготовились со всей основательностью.
Технический парк этого столичного образовательного учреждения оснащен только новейшими аналогами последнего поколения. Условия обучения студентов здесь максимально приближены к производственным реалиям: за последнее время количество практических занятий в учебной программе Колледжа возросло в несколько раз.

 

Авиастроительная практика организована на базе таких ведущих отраслевых предприятий и объединений страны как: ПАО «Туполев», АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», ГНЦ ФГУП «Исследовательский центр им. М.В. Келдыша», ПАО «Компания «Сухой», АО «121 авиационный ремонтный завод» и др.
Наряду с Российской самолетостроительной корпорацией «МиГ» и Московским авиационным институтом Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова является организатором профессионально-образовательного проекта по обучению и подготовке московских школьников для дальнейшей их работы на предприятиях самолетостроительной отрасли.

В его рамках ребята изучают инженерную графику, конструкторские программы, а также участвуют в различных профориентационных мероприятиях.

 

Полигон будущего

На реализацию этой цели направлена деятельность нового высокотехнологичного информационного полигона, открытие которого состоится в Политехническом колледже в самое ближайшее время.

 

Проект уникален. На сегодняшний день аналогов ему в московских колледжах нет. Площадь полигона составляет почти 300 кв. м – достаточно для того, чтобы несколько групп школьников и студентов из всех образовательных учреждений, входящих в УПО «Авиационно-космическое машиностроение», одновременно смогли практиковаться в моделировании защиты компьютерной безопасности.
В числе преподавателей – выпускники ведущих технических вузов страны, в обязательном порядке в совершенстве владеющие иностранным языком.
Именно в технической модернизации, во многом ставшей возможной благодаря поддержке Правительства Москвы, С.В. Михайлов видит основной залог высоких образовательных показателей возглавляемых им УПО «Авиационно-космическое машиностроение» и Политехнического колледжа им. Н.Н. Годовикова.
Степень профессиональной компетенции ребят подтверждается многочисленными победами в различных чемпионатах и олимпиадах.
В первую очередь, это блестящее выступление студента Политехнического колледжа им. Н.Н. Годовикова Романа Дончевского в составе национальной сборной на Чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills-2017 в Абу-Даби по компетенции «Обслуживание авиационной техники», удостоенного в числе других талантливых российских студентов быть принятым в Кремле Президентом страны В.В. Путиным.

 

А также региональный чемпионат JuniorSkills г. Москва по компетенциям «Аэрокосмическая инженерия» и «Нейротехнологии», Национальный чемпионат «Профессионалы будущего» (по методике JuniorSkills), Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), г. Москва, чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», корпоративный чемпионат ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (г. Ульяновск), Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования по укрупненным группам специальностей.

 

Целый ряд студенческих побед во многом подтверждает целесообразность и высокую эффективность отраслевых союзов образовательных организаций, таких, как, в частности, УПО «Авиационно-космическое машиностроение».

 

Рассказывает С.В. Михайлов:

— Организация УПО во многом способствовала и другим усовершенствованиям в нашей системе образования, – продолжает Сергей Михайлов, – за это время мы активнее стали участвовать в чемпионатном движении WorldSkills, в каждой из наших образовательных организаций есть хотя бы по одному победителю.

Большинство колледжей УПО входят в ТОП-300 лучших образовательных организаций Москвы, а Колледж предпринимательства №11 и Политехнический колледж №50 им. дважды Героя Социалистического Труда Н.А. Злобина – в ТОП-100.

 

От себя добавим, что к числу инновационных проектов, в которых принимают участие колледжи УПО «Авиационно-космическое машиностроение», относятся: «Профессиональные стажировки», «Профессиональная среда», Дни открытых дверей «Сто дорог – одна твоя», «Профессиональное обучение без границ», «Кружки от чемпионов», «Учебный день в Технопарке», «Колледж будущего».