ММСО. Форум «Город образования»

Как создавался один из самых перспективных детских проектов в России

1

 

Тема самореализации – одна из основных задач, стоящих перед каждым человеком. Многие считают это главным вопросом, на который нужно найти ответ в течение жизни. Определить свои таланты, выявить способности и тягу, соединить сильные стороны характера и способности в едином симбиозе. То есть, фактически, найти себя, в профессии и призвании.
В детском возрасте мы наиболее открыты и непрерывно учимся, познавая мир. Поэтому нащупать свое призвание, которое в дальнейшем превратится в любимую профессию, намного легче, чем сделать это в сознательном возрасте.

 

Системы образования не стоят на месте, постоянно развиваясь, как и сам социум. Появляется все больше программ и методик, позволяющих найти и даже определить предрасположенность ребенка. А самое главное, попробовать в игровом формате окунуться в профессию. Ведь теория ничто без практики.
Одним из подобных проектов, реализовавших в России идею детской профориентации, является Мастерславль. Крупнейший российский интерактивный развивающий проект для детей от 5 до 14 лет.

Лилия АЙЗЯТОВА

 

Мир глазами ребенка

2Детский город мастеров, в котором воссоздана мини-модель российского города со своей инфраструктурой и возможностью попробовать себя в 260 профессиях.
Мастерславль показывает детям широкий спектр возможного будущего и предоставляет инструменты для своего собственного безопасного выбора.
Очень часто при определении в профессии дети ограничены представлениями своих родителей или авторитетных взрослых, которые фактически решают за ребенка его карьеру. Часто взрослые видят в своих детях продолжателей своего дела, или, наоборот, будучи сами разочарованы в своей профессии, не желают ребенку того же. Другое ограничение – это некие общие суждения о том, какие профессии популярны, прибыльны и тому подобное.

 

3Эти суждения также могут, во-первых, не соответствовать действительности. Во-вторых, отражать срез сегодняшнего дня, в то время как рынок труда меняется в цифровую эпоху так же стремительно, как и весь мир вокруг. И, наконец, третий мощный ограничитель – это узость кругозора. Мир профессий огромен, и дети не всегда ориентируются, где именно могут быть применимы их компетенции, они могут даже не задумываться о той или иной профессии, которая на самом деле идеально соответствовала бы их интересам.

 

«Поэтому главная задача Мастерславля – показать, хоть и в небольшом срезе, что перед ребенком открыт весь мир, и он может быть успешен в разных сферах», – прокомментировали в пресс-службе компании.

 

4В Мастерславле у детей есть возможность попробовать себя, например, в роли трейдера, пекаря, спасателя или археолога, через игру рассказывая об определенных аспектах профессии. Получить информацию о том, какие знания и умения пригодятся им, если в будущем они захотят заниматься именно этой работой.

 

В ближайшее время в Мастерславле заработают профориентационные тесты, которые позволят выявить склонности детей к той или иной сфере деятельности, помогут ребятам в навигации по городу, чтобы они могли попробовать свои силы именно в этих отраслях. Также совсем скоро планируется запуск тематической зоны для малышей от 2 до 4 лет.

 

Для родителей пока не предусмотрено специального механизма, который выдавал бы полное заключение с четкими рекомендациями. Но внимательный родитель, предоставляя возможность ребенку самостоятельно выбирать свой маршрут по мастерским мини-городка, может сделать для себя выводы, наблюдая за тем, как ребенок реализует предоставленную ему свободу.

 

Виталий Сурвилло, руководитель проекта «Мастерславль», ответил на вопросы редакции журнала «Столица Москва».

 

5– Расскажите об истоках. Как и когда впервые родилась идея создать такой социальный детский проект?

– Лет 10 назад мы столкнулись с тем, что не можем найти целый ряд важных для нас специалистов, прежде всего, квалифицированных рабочих. В Москве таких людей нет в принципе, поэтому нам приходилось выписывать людей из Сибири на зарплату, во много раз превышающую зарплату собственных экономистов, финансистов, юристов.

 

Тогда я впервые осознал, что что-то не то в нашем образовании, в системе наших профессиональных ценностей. Целый ряд профессий – социально-маргинальные. Несмотря на общественное презрение и предрассудки, есть множество профессий, когда ты делаешь что-то своими руками и в итоге получаешь вполне приличные деньги. Я жил с этой мыслью довольно долго, пока мне не довелось посетить один известный семейно-тематический парк.

 

6Мне очень понравилась идея, но я понимал, что это в конечном итоге не совсем то, что нам нужно. Во-первых, потому что зарубежный формат парка был направлен больше на развлечение. Во-вторых, мы изначально сказали, что у нас не будет никакой универсальной эстетики (герои из популярных мультфильмов-«стрелялок» и компьютерных игр, диснеевский антураж), а будет минимум виртуальных вещей – только те, которые нужны для обучения. Так, около двух лет назад мы поняли, что будем работать сами, не дублируя никакой западный проект.

 

– В чем уникальность проекта «Мастерславль»?

– В Мастерславле мы реализуем идею обучения через развлечение. Например, с середины марта у нас стартовали школьные предпринимательские маршруты для учеников 1-6 классов при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства и Департамента образования города Москвы. Проект активно развивается, планируется добавление новых маршрутов и направлений. Образование нового поколения – очень важный для нас аспект. Мы убеждены, что базовые знания о навыках и умении «включаться» в профессию помогут выпускникам грамотней ориентироваться в мире будущих профессий, делать это спокойно и осознанно. И получить эти знания они могут не только на специальных маршрутах, но и во всех мастерских, где проходят интересные занятия и прикладные мастер-классы.

 

– «Мастерславль» занимает активную социальную позицию. Расскажите подробнее о программах для детей с особенностями физического развития.

7– У нас есть несколько видов занятий для слабослышащих, слабовидящих детей. В Городе создана безбарьерная среда для колясочников, чтобы они могли свободно перемещаться. Мы работаем с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях дети учатся коммуницировать друг с другом, не обращая внимания на какие-то физические особенности, признавая в других таких же личностей, оставив любые предрассудки, которые есть, к сожалению, у многих взрослых людей. Кроме того, в Мастерславле есть Центр добрых дел, где дети могут почувствовать то, что ощущают их сверстники с ограниченными возможностями. Например, трудно ли человеку, воспринимающему мир через форму, цвет и свет, понять, что значит не видеть? Трудно, но возможно.

 

В Центре добрых дел на занятиях попросят с завязанными глазами определить, что за предмет ребенок держит в руке, или добраться до двери комнаты, используя трость, и научат писать свое имя при помощи азбуки Брайля – так, чтобы его мог прочитать незрячий человек, также обучают и языку жестов.

 

Дети – это будущее. А такая социальная тендеция, на примере проекта «Мастерславль», расширяет горизонты развития страны в целом.

89101112131415