ММСО. Форум «Город образования»

Елена Катаева: «Нас вдохновляет эпоха цифровизации!»

1

 

По какому пути пойдет отечественное станкостроение в век прорывных технологий,  и какой вектор развития ждет машиностроение России? Какой станет инженерная наука будущего? Какими профессиональными компетенциями должны владеть технические специалисты-станкостроители завтрашнего дня? На эти и другие не менее животрепещущие темы мы беседовали с и.о. ректора легендарного технологического вуза страны – МГТУ«СТАНКИН», доктором политических и кандидатом технических наук Еленой Катаевой. 

Владимир ДЮНОВ

 

– Елена Георгиевна, если позволите, начнем интервью не с текущего положения дел в главной станкостроительной альма-матер России, а с будущего. Страна и мир вступают в постиндустриальную цифровую эпоху. Цифровое машиностроение выходит на первый план повестки дня. Вы, выступая на Форуме «Россия, устремленная в будущее», отметили, что университет «СТАНКИН» готов к вступлению в новую эпоху. На чем базируется такое убеждение, и какие приоритеты вы, как ректор, ставите перед вузом?

– Говоря о будущем, я бы все же начала наш разговор с прошлого. Я горжусь тем, что возглавляю легендарный университет «СТАНКИН», основанный в 1930 году. Опираясь на него, советская промышленность обеспечила победу государства в Великой Отечественной войне. Вуз чтит десятилетиями накопленные традиции. И я не вижу причин не развивать их в будущем, потому что традиции университета – основа его успеха на годы вперед. Теперь насчет будущего. Соглашусь с вами, мир действительно вступает в эпоху тотальной цифровизации. Индустрию 4.0. Новая эпоха сулит как ряд опасностей, так и многочисленные вызовы, и я поддерживаю точку зрения известного финансового аналитика Нассима Талеба, что будущее непредсказуемо и плохо прогнозируемо, потому что мир входит в фазу турбулентного развития. Но мы должны быть готовы и к линейным поступательным тенденциям развития, которые должны обеспечивать, исходя из здравого смысла. Мне как выпускнице Питерского Политеха, многие выпускники которого стали легендами отечественной науки (среди которых Алексей Иванович Боровков и другие пионеры «цифры»), чрезвычайно близка тема цифровизации.
В этом смысле СТАНКИН сегодня находится в уникальном положении. С одной стороны, мы должны признать, что отрасль, в которой действует наш вуз, по многим позициям находилась в стагнации, и только благодаря вниманию Президента Владимира Путина государство увидело новые возможности для развития отечественного станкостроения, которому санкции пошли только на пользу. А с другой стороны, когда была принята идея импортозамещения, мы столкнулись с тем, что зарубежные станки с импортными ЧПУ управляются не нами, а из-за рубежа, что есть угроза национальной безопасности. При таком положении дел руководство Минпромторга России предприняло мощные усилия для развития станкостроительной отрасли. В этом плане наш университет, ориентированный на станкостроение и машиностроение, конечно же, оказался в центре внимания высшего руководства страны.

 

2– В чем это выразилось?

– Во-первых, существует отдельное поручение Президента Владимира Путина по развитию СТАНКИНа, где прописана красной строкой интеграция университета в отечественное станкостроение. Поэтому вопрос: «Чем занимается СТАНКИН?» очень жестко связан с тем, чем будет заниматься отечественное станкостроение. На мой взгляд, оно будет развиваться одновременно по нескольким направлениям. Надо понимать, что большинство российских станкостроительных предприятий не только до индустрии 4.0 не дотягивает, дай Бог, чтобы они существовали в системе 3.0 или хотя бы в 2.0. Но это вовсе не значит, что на такие предприятия нужно повесить большой амбарный замок. Они тоже играют свою роль в народном хозяйстве, выпуская необходимую промышленности продукцию, обеспечивая занятость населения. А потому мы должны способствовать их развитию.

 

С другой стороны, мы должны понимать: мир на пороге технологической революции. А стало быть, уже через 5 лет станкостроение изменится кардинально. К примеру, во всем известном проекте наших коллег из Петербурга «Кортеж» применены новейшие принципы создания ОКР, которые экономят время и деньги за счет того, что все этапы работы положены на цифровые двойники. Это видно на экране компьютера. Наглядный пример удешевляющих и ускоряющих производство технологий. Более того, такие технологии позволяют идти не от заданных параметров конструирования, а от свойств детали и от ее стоимости, которая должна быть конкурентоспособной. Ведь если мы сделаем уникальную вещь, которая будет стоить миллион, она никому не будет нужна. На фоне происходящих перемен СТАНКИН должен выпускать не просто инженеров с некими стандартными профессиональными данными, а специалистов, обладающих компетенциями на далекое будущее, с горизонтом «5+» или даже «6+». А идеально – «10+». Вот вызовы, стоящие сегодня перед СТАНКИН.

 

– И вы готовы принять эти вызовы?

– Нас вдохновляет наступающая эпоха цифровизации. И у нас есть отличный базис. В структуре СТАНКИНа действуют несколько больших институтов. В том числе Институт цифровых технологий, который уже сегодня занимается вопросами цифровизации. Профессор Борис Михайлович Позднеев – общепризнанный специалист в области создания цифровых двойников. Опираясь на его школу, я надеюсь, СТАНКИН даст новые примеры прорывных цифровых технологий.

 

3– А какую роль сыграет здесь старая русская инженерная школа, на принципах которой базируется деятельность университета?

– Я бы не назвала ее старой, а скорее национальной инженерной школой. Сейчас существует много различных образовательных технологий. Но я противник так называемой элективной образовательной школы. В чем здесь риск? При таком подходе у будущего специалиста, как правило, отсутствуют базовые знания. Он их просто не получает. Второе: мы не знаем, как через 5-10 лет изменится рынок труда. Ясно одно: в будущем, как и сейчас, современный человек должен учиться всю жизнь. Поэтому в понятие отечественной инженерной школы должны входить три базовых принципа.

 

Первый: очень мощная, сугубо математическая образовательная подготовка. В этом случае наши выпускники смогут легко переучиваться, куда бы ни повернул рынок технологий.

Второй: высочайший набор профессиональных компетенций. Инженер должен уметь делать конкретные вещи.

И третий: серьезные базовые нравственные ценности, которые всегда были присущи российским инженерам. Не может человек быть созидателем, если он не имеет серьезных базовых ценностных ориентиров. Поэтому мы приложим максимум усилий в части развития в СТАНКИНе гуманитарной составляющей в инженерном образовании.

 

Какими же инструментами мы собираемся при этом пользоваться? СТАНКИН должен стать драйвером идей. Ведь продукт университета – люди, способные генерировать идеи. Я вообще считаю, что в будущем точками роста России станут российские университеты. Мы в СТАНКИНе понимаем, что сейчас активно развивается рынок станкостроения и машиностроения. А стало быть, мы должны наращивать взаимодействие с нашими индустриальными партнерами.
У нас уже созданы общие кафедры с Роскосмосом, предприятием «Техномаш». А совсем недавно мы договорились о создании общей кафедры с Группой «СТАН». Подписали рамочное соглашение о сотрудничестве с Балтийской Промышленной Компанией.

 

– Как вам представляется функционирование этих совместных кафедр?

– С самых ранних стадий обучения на наши кафедры будут приходить в качестве преподавателей специалисты, ведущие работы на производстве. Они будут работать со студентами, объясняя реальные потребности отрасли. Помимо чтений, лекций, будут проводиться соответствующие лабораторные занятия, студенты будут проходить практику на конкретных предприятиях. Таким образом, работодатель и студент смогут познакомиться еще в процессе обучения и смогут понять взаимные выгоды на будущее.

 

Мы намерены построить внутривузовскую пирамиду, основы которой уже заложены: бакалавриат, специалитет, магистратура. Возможно, даже с выдачей нескольких дипломов одновременно. Кстати, я убеждена, современный инжиниринг невозможен без знаний экономики и финансов. Поэтому СТАНКИН пошел по пути образования нового института – Института экономики и технологического менеджмента. Его название говорит само за себя: мы будем готовить экономистов с инженерным уклоном. Иначе говоря, прикладных специалистов, приближенных к станкостроительной и машиностроительной отраслям.

 

4– Елена Георгиевна, в вашем вузе есть лаборатории прорывных технологий будущего. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом направлении.

– Да, в нашем университете есть Государственный инжиниринговый центр, в котором сосредоточено уникальное оборудование – станки общей стоимостью более 2 млрд рублей, закупленные для нас российским Минпромторгом. Эта база незаменима для знакомства наших студентов с современным оборудованием и технологиями. Сегодня аддитивные технологии приходят на смену вычитательным, на которых функционируют пока еще фрезерные, токарные станки и прочее аналогичное оборудование. Только не стоит забывать, что важны не только оборудование и технологии. Главное – люди, а именно молодежь, которая в нашем государстве, к сожалению, заточена с детских лет под западное программное обеспечение. Они считают российское ПО, говоря на молодежном сленге, «отстойным». Вот почему, дабы переломить этот стереотип, а заодно собрать под свое крыло талантливую молодежь, СТАНКИН пошел в школы. Мы совместно с Лицеем №1501 г. Москвы разработали проект, в рамках которого взяли под опеку 10-й и 11-й классы. В них наши специалисты начали читать лекции, которые позволят молодым людям сделать начальные шаги к поступлению в наш университет. Иначе говоря, если эти мальчишки и девчонки придут поступать в СТАНКИН, мы им вышеупомянутые школьные курсы зачтем в качестве бонусных баллов. Для чего мы создали этот проект? Чтобы привлечь по-настоящему заинтересованных абитуриентов. Но мы пойдем глубже: в начальные и средние классы школы. Это вовсе не означает, что мы будем принудительно готовить детей к поступлению в СТАНКИН. Но поскольку инженеры сегодня очень востребованы, многие родители отдают своих деток во всевозможные кружки робототехники и т.д. А стало быть, такие родители будут не против, чтобы их дети прошли профессиональную подготовку у наших специалистов.

 

– Одним из трендов развития высшего образования сегодня является курс на интернационализацию. Какие задачи СТАНКИН ставит в сфере международного партнерства?

– Мы активно сотрудничаем со многими странами мира и с государствами ЕврАзЭС. У нас очень тесные взаимоотношения с австрийским университетом им. Карла Франца в Граце. Кроме того, у университета есть соглашения о сотрудничестве с профильными университетами Швейцарии, Италии, Франции. Но наш вуз смотрит и на восток. Прежде всего, на Китай. Я не исключаю возможности создания филиала СТАНКИНа в Поднебесной. Мне нравится модель, примененная в университете Петра Великого. У этого вуза уже есть китайский филиал, где первые два года обучаются местные студенты, а потом они приезжают доучиваться в университет уже подготовленными специалистами со знанием русского языка. Мы пойдем по этому же пути. Сейчас находимся в процессе выбора вуза – китайского партнера.

 

Россия не может быть выключена из мирового технологического процесса. Напротив, мы должны взять там все лучшее, что есть. Но надо уметь отделять зерна от плевел, беря действительно лучшее. И здесь роль СТАНКИНа как эксперта незаменима. Наш вуз в этом направлении очень тесно взаимодействует с Минпромторгом. С министром Денисом Мантуровым мы на недавней встрече договорились о совместной трехлетней программе развития университета. Денис Валентинович сказал, что он видит СТАНКИН в качестве одного из ведущих экспертов при Минпроме в области всех отраслевых экспертиз. И эта деятельность является магистральным направлением развития СТАНКИНа.

 

– Ваш университет по итогам 2017 года – лидер рейтинга востребованности. СТАНКИН действительно настолько популярен у российских абитуриентов?

– Это на самом деле так, и объясню, почему. Лет 10 назад инженерные специальности были не столь востребованы, как сейчас, да и абитуриенты, поступавшие к нам, не всегда соответствовали требованиям, предъявляемым станкостроительной отраслью. Сейчас ситуация изменилась: государство повернулось лицом к реальному производству. И родители все чаще задумываются о том, чтобы их дети получили специальность, гарантирующую в будущем и достойный заработок, и самореализацию. В итоге к нам пошел контингент гораздо более подготовленный, чем раньше, ребята понимают, что учиться в СТАНКИНе непросто, у нас очень сложная учебная программа. Но абитуриенты, поступая к нам, тщательно взвешивают все «за» и «против», делая осознанный выбор. Поступающие в наш университет люди готовы к многолетней системной работе. Что характерно, в наш вуз поступает достаточно много иногородних ребят, но по окончании альма-матер практически никто не возвращается в регионы. Хотя большинство предприятий станкостроительной отрасли расположены как раз в регионах. О чем это говорит? О том, что в СТАНКИНе очень высокое качество образования, и 95% наших выпускников находят работу в Москве и Московской области, из них 80% – по специальности. Но мы – общероссийский вуз. И одна из наших важнейших задач сегодня совместно с индустриальными партнерами – сделать так, чтобы выпускники строили в дальнейшем свою карьеру и в регионах.

 

– Елена Георгиевна, какова «дорожная карта» университета на ближайшее будущее?

– Я всегда говорю: на станках жизнь СТАНКИНа не заканчивается. Мы развиваем массу других перспективных направлений, среди которых – медицинская робототехника. На выставке «Россия, устремленная в будущее» мы показывали Президенту свои достижения в этой области. В частности, представили проект робототехнической платформы, которая способна адаптироваться под различные типы операций, в зависимости от наших потребностей. В медицинском направлении своей деятельности мы сотрудничаем с рядом профильных вузов, в т.ч. с МГМСУ им. Евдокимова. Параллельно с медицинской тематикой мы ведем разработки в области пищевых производств и в сфере текстильной промышленности. Что касается «дорожной карты»: в ближайшем будущем я вижу СТАНКИН основным драйвером российского станко- и машиностроения, генератором прорывных идей в этой области, экспертом Министерства промышленности и торговли РФ и одним из лидеров современных образовательных технологий нашей страны.