культура

Баба-яга представила Россию на международной выставке в Дубае

1

 

Русская Баба-яга вновь стала центральным персонажем арт-проекта российского скульптора Ирины Лагошиной.

В этот раз национальная сказочная героиня выступила в роли просветительницы в рамках выставки современного искусства World Art Dubai . Цель проекта, получившего название «Культурный код ext. 007 (643 RUS)», – пробудить у зрителей интерес к древнейшей русской истории и мифологии, напомнить о важности сохранения национальных культур в глобальном мире.

Как создавался проект, что за культурный код был заложен в его основу, и почему именно Баба-яга представила нашу страну в Дубае, рассказала создательница скульптуры, известный скульптор, член Московского Союза художников Ирина Лагошина.

Екатерина Руденко

 

– Почему именно образ Бабы-яги стал основой проекта современного искусства, еще и международного масштаба?

– Какое-то время назад я погрузилась в тему древней русской истории и мифологии. Баба-яга – один из центральных персонажей наших сказок. Меня удивило, что в глубоком прошлом наши предки видели Бабу-ягу совсем иначе, чем в настоящем. В дохристианской Руси она олицетворяла всю мощь женской энергии, являясь одновременно мудрой волшебницей, целительницей, наставницей и защитницей детей и рода. Мне захотелось восстановить исконный образ Бабы-яги, поразмышлять о сакральности сказочных образов и той глубинной информации, что они несут. У нас есть феминизм, но нет настоящего уважения к Женщине и ее созидательным способностям. Пожалуй, есть даже страх перед ними. В истории с Бабой- ягой это очень ярко проявлено.

 

– Расскажите подробнее о новой инсталляции. Ранее Баба-яга как объект современного искусства в декабре 2017 года приняла участие в выставке в Майами. Теперь Дубай. Почему именно такая география, и какие изменения претерпел проект?

2– Первый проект состоялся в США. Это был, в своем роде, дебют. Целью участия в Miami Art Week было знакомство международной аудитории с персонажем, архетипом Бабы-яги, демонстрация сильных положительных качеств русской души, огромных возможностей межкультурной коммуникации. Надо отметить, что зрители встретили нас более чем тепло, расспрашивали о персонаже и целях инсталляции. В Дубай мы привезли уже более сложный и многослойный проект, который получил название «Культурный код ext. 007 (643 RUS)». Название говорит само за себя – культурный код формируется поколениями, а числовые коды, присваиваемые странам – явление новейшего времени.
Для меня этот арт-проект является своего рода манифестацией подсознательного желания русского человека восстановить знания о своей древней истории и культуре. Без этой базы мы лишаемся важнейшей связи, которая позволяет не только использовать опыт предков, но и дает вдохновение современному поколению.

 

Через совмещение древних и современных символов я хочу показать, что ни одна культура в наше время не существует сама по себе, каждая из них является частью общецивилизационного сообщества и исторического процесса. Я верю, что не должно быть доминирования одной культуры над другой. Хорошо, когда есть разнообразие, возможность учиться друг у друга. Самые плодотворные проекты зачастую именно те, где нет отрицания достижений прошлого или национальных особенностей, а есть уважение ко всему богатству культурных кодов, существующих в мире. Наш русский культурный код также уникален, что я и стараюсь показать через художественные образы. Он очень древний и имеет множество наслоений, изучая которые, можно получить огромное удовольствие, почерпнуть мудрость и вдохновение. Я хочу продемонстрировать, что древняя русская культура представляет большую ценность не только для тех, кто идентифицирует себя с русским народом, но и в контексте общемировой истории и культуры.

 

3Дубай – экономический центр арабского мира, который сильно отличается по своей жизненной и религиозной философии от культур русской и западной. В своем роде это особенный мировоззренческий полюс, где совмещаются традиционные ценности (в том числе религиозные) и новейшие достижения современной цивилизации, и никто не видит в этом противоречия. Поэтому именно здесь, и именно такой проект. Забегая вперед, могу сказать, что в каждом пространстве Баба-яга неизменно будет представать в новом облике и с новыми задачами.

 

– Если говорить о самой скульптуре, в каком облике нам ждать Бабу- ягу на выставке в Дубае?

– Баба-яга предстанет перед зрителями в чистом белом цвете. Он символизирует чистоту, нравственный идеал, духовность, истину. Можно провести параллели и с белой магией, Белой Волшебницей и т.п. Таким образом, цвет заявляет о предназначении Бабы-яги, которая стоит на страже добра – как в физическом, так и в духовном мире.

 

Лавочка, на которой сидит героиня, испещрена руническими надписями. В них зашифрованы слова, взятые из национальной мифологии и формирующие часть русского культурного кода. Расшифровать надписи помогут современные технологии: для проекта было разработано специальное приложение, скачав которое, можно считать кварк-код с лавочки и узнать смысл надписи, а также получить художественную интерпретацию автора, ассоциирующуюся с этим словом. Художественные «образы» слов сформированы из символов – древних и современных.

 

4Сама лавочка покрыта золотом, что отсылает к древнейшему культу Солнца, символизирует огромную ценность всех знаний и опыта, накопленных человечеством, важность коммуникаций между людьми ради созидания. Инсталляцию дополняют небольшие скульптурные объекты в виде смартфонов, на экране которых застыли частички сакрального знания – в виде комбинаций из рун, элементов традиционного русского стиля и современных коммуникационных символов. Эти объекты – своего рода современные «обереги Бабы-яги», позволяющие защитить и раскрыть потенциал той или иной сферы жизни. Современные люди получают через смартфон больше информации, чем через любые другие источники, именно поэтому он был выбран как носитель и транслятор авторского послания. В нем говорится об исключительной важности объединения национального и глобального, древнего и современного, мистического и рационального.

 

– Почему вы используете в проекте руны? У большинства людей они ассоциируются с историей германских и скандинавских племен.

– Приписывание рунической письменности исключительно германским и скандинавским племенам – устоявшийся стереотип. На самом деле свои руны использовались на Руси, в средней Азии, на Кавказе, в Сибири. Таким образом, география использования рун и количество их разновидностей до сих пор точно не установлены.

 

5По сегодняшний день руны считаются очень важными символами, их используют для влияния на окружающее пространство, как обереги, для гадания и общения с высшими силами. Одна из функций Бабы-яги как мифологического персонажа – сохранение связи нашего физического мира с невидимым метафизическим, сохранение и передача последующим поколениям сакральных знаний. Мне представилось, что для этой цели Баба-яга могла бы использовать руны, поэтому я решила зашифровать свое «послание» с их помощью. Технологии, задействованные в проекте, помогают его интерпретировать.

 

– В процессе выставки проводился социологический опрос. Какова его цель?

– Цель опроса – сформировать общее представление, есть ли подтверждение такого понятия, как «общечеловеческие ценности», ведь мы так часто его слышим.
Так как я использую в проекте слова, которые можно отнести к категории универсальных ценностей, мне показалось интересным проследить – как интерпретируют одни и те же понятия представители разных культур.
Добро, Мир, Родина, Герой – каждый день выставки – свое уникальное слово и свой мини-опрос. По итогам планируется провести исследование, результаты которого могут стать основой для отдельного проекта.

 

– Интересно подробнее узнать про технологическое решение, которое использовалось в проекте. В чем оно заключается и каковы его цели?

– Использование современных технологий в инсталляции позволило расширить ее границы от масштабов выставочной площадки до возможностей виртуальной реальности. Целая команда трудилась, чтобы дать жизнь этой важнейшей части проекта. Было придумано и разработано специальное приложение. Каждый зритель, у которого есть смартфон, может скачать это приложение Gala-Magic и с его помощью считать кварк-коды, спрятанные на лавочке. Наведя смартфон на кварк-код, можно увидеть расшифровку слов, написанных рунами на лавочке, а также их авторскую интерпретацию в виде образов. Таких кодов на лавочке достаточно, чтобы каждый зритель мог погрузиться в разные смысловые уровни арт-проекта и найти созвучные ему образы.

 

Еще одно уникальное и изящное технологическое решение позволит сохранить каждому зрителю, принявшему участие в социологическом опросе, память о проекте и забрать с собой частичку виртуальной реальности. Для этой цели были разработаны специальные подарочные медиафутболки с уникальным дизайном и встроенным кварк-кодом. При наведении смартфона на код на футболке наше приложение «оживляет» картинку и рассказывает историю Бабы-яги новейшего времени.