здравоохранение и фарммединдустрия

Владимир Христенко: «Только благодаря развитию государственно-частного партнерства мы добьемся устойчивого прогресса российской фармацевтической отрасли»

1

 

Наиболее эффективные пути развития отечественной фармацевтической индустрии мы продолжаем исследовать на примере молодой, но уже хорошо известной в отрасли биофармацевтической компании «Нанолек».

 

Компания была создана семь лет назад при акционерном участии РОСНАНО с целью производства импортозамещающих инновационных лекарственных препаратов определенного спектра. Сегодня «Нанолек» является одним из основных отечественных производителей вакцин и развивает портфель препаратов для лечения ВИЧ, онкологических и других социально значимых заболеваний.

 

В ноябре 2016 года впервые в России компания запустила производство инактивированной вакцины против полиомиелита, а также способствовала осуществлению ряда новых государственных инициатив в области развития национального календаря профилактических прививок. Так, в частности, благодаря выпуску и введению многокомпонентной вакцины, защищающей сразу от 5 инфекций, в прививочный календарь поликлиник дети из так называемых групп риска (с ослабленным иммунитетом, недоношенные и др.) получили возможность привиться от распространенных вирусных заболеваний современным и качественным препаратом бесплатно. Президент компании «Нанолек» Владимир Христенко – о перспективах импортозамещения в российской фармацевтике, об экономической целесообразности исследовательских изысканий и влиянии глобализации на политику производителей – в проекте «Российская фарминдустрия: точки роста».

 

– Владимир Викторович, на момент создания компании руководством «Нанолек» был заявлен ряд амбициозных целей и задач. Удалось ли следовать всем намеченным планам и как бы вы охарактеризовали «Нанолек» образца конца 2017 года?

– Конечно, не все из намеченных на первоначальном этапе планов были полностью реализованы. Рынок не стоит на месте, он стремительно меняется, усиливается конкуренция. Какие-то планы пришлось корректировать. Если еще лет 10-15 назад фармацевтическая ниша в России только развивалась, и представлены были в основном зарубежные компании, то сегодня отечественные игроки окрепли, что называется, «накачали мускулы» и горят желанием работать и конкурировать.

 

2Из того, что удалось за эти шесть лет, можно, в первую очередь, отметить кадровый капитал компании: мы создали слаженную, мотивированную команду – как в московском офисе, так и на нашей производственной площадке в Кирове (а это порядка 400 человек). При том, что завод «Нанолек» создавался фактически с нуля, мы смогли преодолеть огромный путь – от зарождения идеи до ее внедрения и создания высокого уровня производства.

 

Мы первыми в России приступили к клиническим исследованиям инактивированной моновакцины против полиомиелита и по истечении пяти лет выпустили ее на российский рынок.

 

Можно ли утверждать, что производство этой вакцины было реализовано в рамках федеральной программы по импортозамещению?

– Безусловно, тема импортозамещения в области производства вакцин лежит в основе стратегии компании «Нанолек». Помимо своей вакцины против полиомиелита мы осуществили еще один крупный импортозамещающий проект, созданный в партнерстве с компанией Sanofi Pasteur – выпустили комбинированную пятикомпонентную вакцину, направленную помимо полиомиелита на дифтерию, коклюш, столбняк, гемофильную инфекцию.

 

Компания «Нанолек» была создана шесть лет назад при акционерном участии РОСНАНО с целью производства импортозамещающих инновационных лекарственных препаратов определенного спектра действия.

 

В настоящее время новая вакцина находится на стадии локализации упаковки и выпускающего контроля качества, параллельно ведется трансфер производства готовой лекарственной формы на наш завод. Таким образом, выпуск всего Пентаксима® для сбыта на российском рынке оказывается сконцентрированным на заводе «Нанолек».

 

3Еще одна вакцина в портфеле компании, которая является нашей инновационной разработкой – противогриппозная. В настоящее время она находится на 3-й стадии клинических исследований, и к 2020 году мы планируем выпустить ее на российский рынок.
Это новая технология, и она кардинально отличается от всех существующих сегодня в России. В чем ее уникальность?
Вакцина здесь нарабатывается не в курином яйце, как это обычно делается, а в ферментерах, в культуре клеток, что практически вдвое сокращает скорость наработки и позволяет избежать нежелательных аллергических реакций. В случае пандемии такой метод создания вакцины особенно актуален.

 

– Если говорить о производстве препаратов для лечения так называемых социально значимых заболеваний, вокруг чего сегодня сосредоточены основные усилия компании «Нанолек», каков ее портфель?

– Еще одно ключевое направление – это препараты для лечения ВИЧ-инфекции. До конца 2018 года мы намерены вывести на рынок порядка шести востребованных воспроизведенных препаратов, а в будущем планируем развивать свои оригинальные комбинации.
Другое не менее значимое направление – это орфанные препараты. В частности, производство такого уникального продукта (он создан в партнерстве с корейскими коллегами) как препарат для лечения мукополисахаридоза второго типа. В будущем году мы намерены выпустить его на российский рынок. В настоящее время пациентам доступен только один препарат импортного производства.

 

– В чем сильная сторона международного партнерства, которое компания «Нанолек» активно развивает на протяжении шести лет своего существования?

4– По нашему убеждению, международное сотрудничество является наиболее эффективной формой развития мировой, российской фармацевтической индустрии и нашего бизнеса в частности.

Партнерами «Нанолек» являются многие известные мировые фармацевтические компании: Sanofi Pasteur, Merck, Celltrion, Egis, Aspen, Teva.
Наши партнерские проекты можно условно разделить на три основных направления.
Первое – это партнерства с компаниями, относящимися к понятию «Биг Фарма»*. Это может быть как контрактное производство, при котором наши производственные мощности задействуются для выпуска препаратов наших партнеров, так и совместные программы по продвижению препаратов и повышению их доступности для российских пациентов.

 

Сегодня «Нанолек» является одним из основных отечественных производителей вакцин и развивает портфель препаратов для лечения ВИЧ, онкологии и других социально значимых заболеваний. 

 

5Следующее направление – совместный вывод на российский фармацевтический рынок новых лекарственных препаратов. Что имеется в виду? Скажем, многие ведущие корейские компании, подобные LG, Samsung, обладающие весомыми инвестиционными возможностями, сегодня имеют в своем арсенале биотехнологические подразделения. Как правило, они щедро финансируются, производят высокотехнологичную продукцию, но пока не имеют таких возможностей по выходу на мировой рынок, какие есть у «Биг Фармы». Таким образом, возникает почва для взаимовыгодного сотрудничества: эти компании делятся с нами своими технологиями, а мы уже проводим клинические исследования, производим и продвигаем лекарственные препараты на территории России.

 

Третья форма партнерства предполагает сотрудничество в области совместных разработок, доклинических и клинических исследований инновационных лекарственных препаратов, совместно с нашими иностранными коллегами.

 

– Завод компании «Нанолек» базируется в поселке Левинцы Оричевского района Кировской области, которая в советское время славилась своими традициями в области развития биотехнологий. Удалось ли компании «Нанолек» сохранить и преумножить биотехнологический кластер в Кировской области? Насколько этот выбор оправдал себя в плане реализации кадровой политики?

– Что касается кластера, то он фактически уже существовал. Например, в том месте, где сейчас стоит наш завод, в советское время находился закрытый военный город Киров-200; здесь же находилось производство НИИ микробиологии Министерства обороны СССР. В 2004 году его переориентировали в единственный в России межвузовский научно-исследовательский центр «Микробиология и биотехнология», и сейчас он действует на базе Вятского государственного университета.

 

6Нам оставалось лишь завершить оформление уже имеющейся инфраструктуры: наладить диалог между администрацией, образовательными учреждениями и предприятиями научно-производственной сферы.

 

Кадровая проблема – она, безусловно, актуальна сегодня для многих работодателей, в том числе и для нас. Но я могу сказать, что со строительством нашего завода в Киров стали возвращаться специалисты, которые в свое время уехали оттуда по причине своей профессиональной невостребованности.

Мы активно работаем над созданием кадрового резерва. С момента основания «Нанолек» тесно сотрудничает с Вятским государственным университетом как в плане подготовки специалистов производственного сектора, так и при проведении совместных исследований и разработок, в частности, нашей инновационной противогриппозной вакцины.

 

– Какие новые наукоемкие технологии ваша компания готова предложить российской фармацевтической отрасли уже сегодня?

– Для того чтобы предлагать такие технологии, необходимо первоначально создать соответствующий рынок. Инновации ради инноваций не имеют смысла. Российские фармацевтические компании, в отличие от мировых гигантов отрасли, не могут себе позволить вкладывать миллиарды долларов в разработку инновационной молекулы, поскольку в условиях локального рынка сбыта эти вложения никогда не окупятся. Для этого необходим выход на мировой рынок.

 

Именно по этой причине процесс импортозамещения не может быть высокоэффективным, если речь, в конечном итоге, не идет об участии в мировой глобальной индустрии, активирующей механизм крупных инновационных исследований. И не случайно мы остановили свой выбор на стратегической модели развития, которая представляется нам наиболее эффективной в условиях локального рынка: производство – трансфер – импортозамещение – наращивание компетенций в партнерстве с более опытными коллегами – создание инновационных препаратов. Такая стратегия – от относительно простого к сложному – доказывает свою эффективность и позволяет постепенно наращивать объемы производства, в том числе ориентированного на экспорт.

 

– Какие факторы, на ваш взгляд, способны ускорить развитие отечественной фармацевтичес­кой отрасли?

7– В настоящий момент компания «Нанолек» наряду с остальными участниками рынка готовится к массовой маркировке продукции. В этой связи перед нами возникает множество новых организационных, технических и производственных задач. В том числе – необходимость внедрения новой единой IT-системы, которая (хоть и не без дополнительных финансовых затрат) даст производителю возможность отслеживать движение своего продукта через всю товаропроводящую цепочку и использовать эту информацию для анализа и, в конечном счете, для развития своего бизнеса.
Второй момент касается широко обсуждаемых в последнее время изменений в системе регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты для медицинского применения (ЖНВЛП). В данное время в России сложились одни из самых низких цен на вакцины в мире. Способно ли это обстоятельство положительно сказаться на развитии индустрии? Скорее, наоборот. Захотят ли производители вкладываться в инновации и модернизацию производства, если вопрос будет стоять о выживании компаний?

 

В этой связи Ассоциация фармпроизводителей ЕАЭС, в которую мы входим наряду с крупнейшими фармацевтическими компаниями, такими как «Биокад», «Герофарм», «Фармстандарт» и др., подготовила ряд предложений, смысл которых сводится к созданию более справедливых механизмов ценообразования по принципам, реализуемым сегодня во многих странах мира. Нам кажется неправомерным тот факт, что вакцины в России должны стоить дешевле, чем в Буркина-Фасо, правительство которой не стремится к развитию национальной фармацевтической отрасли и импортозамещению. Если мы хотим иметь на своем рынке дешевые лекарственные препараты без соответствующих вложений, то тогда проще закупать их в Китае или Индии. Но, если мы говорим о развитии целой индустрии, тем более претендующей на роль одного из основных драйверов научно-технического потенциала России, то необходимо использовать более взвешенные подходы к механизмам ценообразования.

 

Ну и, конечно, нас как производителей вакцин волнует вопрос модернизации национального календаря прививок. В ближайшей перспективе мы собираемся выпустить на рынок целый ряд инновационных вакцин, например, вакцину против ротавирусной инфекции и против ветряной оспы, и хотим быть уверены, что наши препараты будут востребованы, и российские пациенты смогут получить к ним доступ.

 

Думаю, что только благодаря развитию государственно-частного партнерства и, в частности, механизма долгосрочных контрактов между государственными заказчиками и производителями мы добьемся устойчивого прогресса и укрепления конкурентных позиций российской фармацевтической отрасли на мировом рынке.