здравоохранение и фарммединдустрия«Только благодаря развитию государственно-частного партнерства мы добьемся устойчивого прогресса российской фармацевтической отрасли»
Наиболее эффективные пути развития отечественной фармацевтической индустрии мы продолжаем исследовать на примере молодой, но уже хорошо известной в отрасли биофармацевтической компании «Нанолек». Компания была создана семь лет назад при акционерном участии РОСНАНО с целью производства импортозамещающих инновационных лекарственных препаратов определенного спектра. Сегодня «Нанолек» является одним из основных отечественных производителей вакцин и развивает портфель препаратов для лечения ВИЧ, онкологических и других социально значимых заболеваний. В ноябре 2016 года впервые в России компания запустила производство инактивированной вакцины против полиомиелита, а также способствовала осуществлению ряда новых государственных инициатив в области развития национального календаря профилактических прививок. Так, в частности, благодаря выпуску и введению многокомпонентной вакцины, защищающей сразу от 5 инфекций, в прививочный календарь поликлиник дети из так называемых групп риска (с ослабленным иммунитетом, недоношенные и др.) получили возможность привиться от распространенных вирусных заболеваний современным и качественным препаратом бесплатно. Президент компании «Нанолек» Владимир Христенко – о перспективах импортозамещения в российской фармацевтике, об экономической целесообразности исследовательских изысканий и влиянии глобализации на политику производителей – в проекте «Российская фарминдустрия: точки роста». – Владимир Викторович, на момент создания компании руководством «Нанолек» был заявлен ряд амбициозных целей и задач. Удалось ли следовать всем намеченным планам и как бы вы охарактеризовали «Нанолек» образца конца 2017 года? – Конечно, не все из намеченных на первоначальном этапе планов были полностью реализованы. Рынок не стоит на месте, он стремительно меняется, усиливается конкуренция. Какие-то планы пришлось корректировать. Если еще лет 10-15 назад фармацевтическая ниша в России только развивалась, и представлены были в основном зарубежные компании, то сегодня отечественные игроки окрепли, что называется, «накачали мускулы» и горят желанием работать и конкурировать. Мы первыми в России приступили к клиническим исследованиям инактивированной моновакцины против полиомиелита и по истечении пяти лет выпустили ее на российский рынок. – Можно ли утверждать, что производство этой вакцины было реализовано в рамках федеральной программы по импортозамещению? – Безусловно, тема импортозамещения в области производства вакцин лежит в основе стратегии компании «Нанолек». Помимо своей вакцины против полиомиелита мы осуществили еще один крупный импортозамещающий проект, созданный в партнерстве с компанией Sanofi Pasteur – выпустили комбинированную пятикомпонентную вакцину, направленную помимо полиомиелита на дифтерию, коклюш, столбняк, гемофильную инфекцию. Компания «Нанолек» была создана шесть лет назад при акционерном участии РОСНАНО с целью производства импортозамещающих инновационных лекарственных препаратов определенного спектра действия. В настоящее время новая вакцина находится на стадии локализации упаковки и выпускающего контроля качества, параллельно ведется трансфер производства готовой лекарственной формы на наш завод. Таким образом, выпуск всего Пентаксима® для сбыта на российском рынке оказывается сконцентрированным на заводе «Нанолек». – Если говорить о производстве препаратов для лечения так называемых социально значимых заболеваний, вокруг чего сегодня сосредоточены основные усилия компании «Нанолек», каков ее портфель? – Еще одно ключевое направление – это препараты для лечения ВИЧ-инфекции. До конца 2018 года мы намерены вывести на рынок порядка шести востребованных воспроизведенных препаратов, а в будущем планируем развивать свои оригинальные комбинации. – В чем сильная сторона международного партнерства, которое компания «Нанолек» активно развивает на протяжении шести лет своего существования? Партнерами «Нанолек» являются многие известные мировые фармацевтические компании: Sanofi Pasteur, Merck, Celltrion, Egis, Aspen, Teva. Сегодня «Нанолек» является одним из основных отечественных производителей вакцин и развивает портфель препаратов для лечения ВИЧ, онкологии и других социально значимых заболеваний. Третья форма партнерства предполагает сотрудничество в области совместных разработок, доклинических и клинических исследований инновационных лекарственных препаратов, совместно с нашими иностранными коллегами. – Завод компании «Нанолек» базируется в поселке Левинцы Оричевского района Кировской области, которая в советское время славилась своими традициями в области развития биотехнологий. Удалось ли компании «Нанолек» сохранить и преумножить биотехнологический кластер в Кировской области? Насколько этот выбор оправдал себя в плане реализации кадровой политики? – Что касается кластера, то он фактически уже существовал. Например, в том месте, где сейчас стоит наш завод, в советское время находился закрытый военный город Киров-200; здесь же находилось производство НИИ микробиологии Министерства обороны СССР. В 2004 году его переориентировали в единственный в России межвузовский научно-исследовательский центр «Микробиология и биотехнология», и сейчас он действует на базе Вятского государственного университета. Кадровая проблема – она, безусловно, актуальна сегодня для многих работодателей, в том числе и для нас. Но я могу сказать, что со строительством нашего завода в Киров стали возвращаться специалисты, которые в свое время уехали оттуда по причине своей профессиональной невостребованности. Мы активно работаем над созданием кадрового резерва. С момента основания «Нанолек» тесно сотрудничает с Вятским государственным университетом как в плане подготовки специалистов производственного сектора, так и при проведении совместных исследований и разработок, в частности, нашей инновационной противогриппозной вакцины. – Какие новые наукоемкие технологии ваша компания готова предложить российской фармацевтической отрасли уже сегодня? – Для того чтобы предлагать такие технологии, необходимо первоначально создать соответствующий рынок. Инновации ради инноваций не имеют смысла. Российские фармацевтические компании, в отличие от мировых гигантов отрасли, не могут себе позволить вкладывать миллиарды долларов в разработку инновационной молекулы, поскольку в условиях локального рынка сбыта эти вложения никогда не окупятся. Для этого необходим выход на мировой рынок. Именно по этой причине процесс импортозамещения не может быть высокоэффективным, если речь, в конечном итоге, не идет об участии в мировой глобальной индустрии, активирующей механизм крупных инновационных исследований. И не случайно мы остановили свой выбор на стратегической модели развития, которая представляется нам наиболее эффективной в условиях локального рынка: производство – трансфер – импортозамещение – наращивание компетенций в партнерстве с более опытными коллегами – создание инновационных препаратов. Такая стратегия – от относительно простого к сложному – доказывает свою эффективность и позволяет постепенно наращивать объемы производства, в том числе ориентированного на экспорт. – Какие факторы, на ваш взгляд, способны ускорить развитие отечественной фармацевтической отрасли? В этой связи Ассоциация фармпроизводителей ЕАЭС, в которую мы входим наряду с крупнейшими фармацевтическими компаниями, такими как «Биокад», «Герофарм», «Фармстандарт» и др., подготовила ряд предложений, смысл которых сводится к созданию более справедливых механизмов ценообразования по принципам, реализуемым сегодня во многих странах мира. Нам кажется неправомерным тот факт, что вакцины в России должны стоить дешевле, чем в Буркина-Фасо, правительство которой не стремится к развитию национальной фармацевтической отрасли и импортозамещению. Если мы хотим иметь на своем рынке дешевые лекарственные препараты без соответствующих вложений, то тогда проще закупать их в Китае или Индии. Но, если мы говорим о развитии целой индустрии, тем более претендующей на роль одного из основных драйверов научно-технического потенциала России, то необходимо использовать более взвешенные подходы к механизмам ценообразования. Ну и, конечно, нас как производителей вакцин волнует вопрос модернизации национального календаря прививок. В ближайшей перспективе мы собираемся выпустить на рынок целый ряд инновационных вакцин, например, вакцину против ротавирусной инфекции и против ветряной оспы, и хотим быть уверены, что наши препараты будут востребованы, и российские пациенты смогут получить к ним доступ. Думаю, что только благодаря развитию государственно-частного партнерства и, в частности, механизма долгосрочных контрактов между государственными заказчиками и производителями мы добьемся устойчивого прогресса и укрепления конкурентных позиций российской фармацевтической отрасли на мировом рынке.Из того, что удалось за эти шесть лет, можно, в первую очередь, отметить кадровый капитал компании: мы создали слаженную, мотивированную команду – как в московском офисе, так и на нашей производственной площадке в Кирове (а это порядка 400 человек). При том, что завод «Нанолек» создавался фактически с нуля, мы смогли преодолеть огромный путь – от зарождения идеи до ее внедрения и создания высокого уровня производства.
Еще одна вакцина в портфеле компании, которая является нашей инновационной разработкой – противогриппозная. В настоящее время она находится на 3-й стадии клинических исследований, и к 2020 году мы планируем выпустить ее на российский рынок.
Это новая технология, и она кардинально отличается от всех существующих сегодня в России. В чем ее уникальность?
Вакцина здесь нарабатывается не в курином яйце, как это обычно делается, а в ферментерах, в культуре клеток, что практически вдвое сокращает скорость наработки и позволяет избежать нежелательных аллергических реакций. В случае пандемии такой метод создания вакцины особенно актуален.
Другое не менее значимое направление – это орфанные препараты. В частности, производство такого уникального продукта (он создан в партнерстве с корейскими коллегами) как препарат для лечения мукополисахаридоза второго типа. В будущем году мы намерены выпустить его на российский рынок. В настоящее время пациентам доступен только один препарат импортного производства.– По нашему убеждению, международное сотрудничество является наиболее эффективной формой развития мировой, российской фармацевтической индустрии и нашего бизнеса в частности.
Наши партнерские проекты можно условно разделить на три основных направления.
Первое – это партнерства с компаниями, относящимися к понятию «Биг Фарма»*. Это может быть как контрактное производство, при котором наши производственные мощности задействуются для выпуска препаратов наших партнеров, так и совместные программы по продвижению препаратов и повышению их доступности для российских пациентов.Следующее направление – совместный вывод на российский фармацевтический рынок новых лекарственных препаратов. Что имеется в виду? Скажем, многие ведущие корейские компании, подобные LG, Samsung, обладающие весомыми инвестиционными возможностями, сегодня имеют в своем арсенале биотехнологические подразделения. Как правило, они щедро финансируются, производят высокотехнологичную продукцию, но пока не имеют таких возможностей по выходу на мировой рынок, какие есть у «Биг Фармы». Таким образом, возникает почва для взаимовыгодного сотрудничества: эти компании делятся с нами своими технологиями, а мы уже проводим клинические исследования, производим и продвигаем лекарственные препараты на территории России.
Нам оставалось лишь завершить оформление уже имеющейся инфраструктуры: наладить диалог между администрацией, образовательными учреждениями и предприятиями научно-производственной сферы.
– В настоящий момент компания «Нанолек» наряду с остальными участниками рынка готовится к массовой маркировке продукции. В этой связи перед нами возникает множество новых организационных, технических и производственных задач. В том числе – необходимость внедрения новой единой IT-системы, которая (хоть и не без дополнительных финансовых затрат) даст производителю возможность отслеживать движение своего продукта через всю товаропроводящую цепочку и использовать эту информацию для анализа и, в конечном счете, для развития своего бизнеса.
Второй момент касается широко обсуждаемых в последнее время изменений в системе регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты для медицинского применения (ЖНВЛП). В данное время в России сложились одни из самых низких цен на вакцины в мире. Способно ли это обстоятельство положительно сказаться на развитии индустрии? Скорее, наоборот. Захотят ли производители вкладываться в инновации и модернизацию производства, если вопрос будет стоять о выживании компаний?