здравоохранение и фарммединдустрия

«НПО Петровакс Фарм»: производство в России – доступные препараты для россиян

1

 

Эту фармацевтическую компанию хорошо знают не только в России, странах СНГ и Евразийского экономического союза, но также в Иране и Восточной Европе. Фирма ведет исследования, тесно связывающие научные разработки с потребностями современного общества, что позволяет ей быть в числе лидеров отрасли вот уже более двадцати лет. О сегодняшнем дне компании мы беседуем с Еленой Архангельской, президентом «НПО Петровакс Фарм».

 

2– Елена Владимировна, мы с вами встречались год назад, когда «НПО Петровакс Фарм» отмечало двадцатилетний юбилей. Год 2017-й был для вашей компании, насколько нам известно, весьма результативным. Вам удалось реализовать несколько значимых для фармацевтической индустрии проектов. Можно ли узнать о них подробнее?

– Уходящий 2017 год был для компании непростым и насыщенным событиями одновременно. Мы взяли на себя большие обязательства по приросту, как в сегменте коммерческих продаж, так и в реализации партнерских проектов, в итоге выполнив поставленные перед нами цели и задачи. Это касается и одного из иммуномодуляторов – Полиоксидония®, где мы показали значительный рост не только в денежном выражении, но и в упаковках. Это препарат с широким спектром применения. Одно из основных его назначений в медицине – лечение простуды и гриппа, в том числе у детей, он безопасен и максимально эффективен. В 2017 году расширен возраст применения Полиоксидония® для детей с 3-летнего возраста, кроме этого, успешно завершено пострегистрационное исследование (PASS) препарата в Европе и получен положительный отчет. Следующий большой проект, совместно с компанией «Берингер Ингельхайм», предполагает два этапа: первый – локализация вторичной упаковки двух препаратов тромболитиков, и второй – полный цикл производства препаратов на нашем производственном комплексе. В этом году успешно завершили первый этап. Первые коммерческие серии локализованного препарата Метализе® уже поступили в лечебные учреждения страны и доступны для оказания неотложной медицинской помощи российским пациентам.

 

Сейчас мы приступили ко второму этапу, который намерены завершить в 2018 году с тем, чтобы в 2019-м полный цикл производства препарата Актилизе® осуществлялся на нашем производственном комплексе.

 

– Если говорить о совместном проекте с «Берингер Ингельхайм», это первый в России проект по локализации тромболитических препаратов?

3– Да, но кроме того, это первый опыт для «Берингер Ингельхайм» в передаче трансфера технологий в другую страну. Наши коллеги выбрали Россию для локализации своих препаратов, в частности, нашу компанию, благодаря высокому уровню компетенций в производстве, опыту реализации высокотехнологичных проектов. Мы высоко оцениваем экспортный потенциал проекта, в первую очередь для рынков ЕАЭС.

 

– Реализация этого проекта в России что означает для отечественной фармацевтической промышленности?

– Это говорит о том, что высокотехнологичный препарат становится более доступным нашим пациентам. Востребованность препаратов «Берингер Ингельхайм» – тромболитиков доказана временем. И потребность в них в разы превышает уровень применения в медицине. И благодаря производству в России сократится логистический цикл и сроки поставок препаратов, они станут гораздо более доступны нашим пациентам.

 

– Расскажите о ваших научных разработках.

– В первую очередь хотела бы отметить, что мы завершили клинические исследования четырехвалентной противогриппозной вакцины. Это новый класс вакцин, который рекомендуется ВОЗ с 2013 года. Ряд международных компаний уже производит квадривалентные вакцины. Мы же в России, пройдя все клинические исследования, вошли в регистрационный процесс, вакцина будет доступна в 2018 году. Применение четырехвалентной вакцины в сезоне будет экономить от 2,5 млрд рублей нашему здравоохранению, так как имеет высокий уровень защиты населения от заболевания гриппом. «Петровакс Фарм» из года в год увеличивает свою долю экспорта в продажах, сейчас доля достигает 12% от общего уровня продаж компании собственных препаратов. За период с 2015 по ноябрь 2017 года наши продажи на экспорт выросли на 59%. Этому способствовала активизация работы компании на рынках. Мы являемся поставщиками 11 стран. С каждой страной у нас идет плодотворное сотрудничество и всестороннее развитие. Какие это 4государства? В основном участники ЕврАзЭС. А также Словакия и Иран. Кстати, в Иран мы поставляем нашу противогриппозную вакцину уже третий сезон. Более 1 млн доз поставили только в этом году. Мы единственные российские экспортеры в Иран иммунобиологического отечественного препарата. Кроме того, «НПО Петровакс Фарм» занимается трансфером технологий собственных продуктов в Иран. Еще один проект – это расширение производственных мощностей в России. Строительство новых участков по производству препаратов твердых и мягких лекарственных форм будет завершено ко второму кварталу 2018 года. Это увеличит наши мощности и объемы выпуска препаратов, в частности, в 2,5 раза производство фармацевтических субстанций, в 7 раз таблеток и в  4 раза суппозиториев. А также в целом расширит наши возможности в партнерских проектах с другими странами.

 

– А если говорить о дальнейшем развитии социальных программ, на чем вы бы заострили внимание?

– Мы сейчас сфокусированы на развитии внутренних коммуникаций. Это ключевой фактор успеха любой компании. Этот год мы сделали стартовым в плане усиления всех наших социальных программ, направленных на командную работу и повышение лояльности сотрудников. Это внедрение мотивационной системы, программы ротации кадров, а также вовлечение персонала в современные технологии внутрикорпоративной жизни и культуры.

 

Наша компания участвует во многих социальных программах Московской области в целом и Подольска в частности. Поддерживаем некоторые благотворительные фонды, а также образовательные проекты для профессионального медицинского сообщества, пациентов и студентов. Стараемся участвовать в оздоровительных мероприятиях для населения нашего города, в том числе в программах по повышению уровня вакцинации среди населения, пропаганде иммунизации. В этом году совместно с Министерством здравоохранения Московской области увеличили охват вакцинирования населения до 45%, это социально значимая программа.

 

– Потребовали ли открытия дополнительных рабочих мест расширение производственных мощностей и реализация новых проектов?

5– С точки зрения количества рабочих мест за последние два года мы приросли на 15%. При этом наша численность пока не превышает 700 человек. Это связано и с высокой технологичностью производства, которое не требует большого участия человеческого труда, зато нуждается в высококвалифицированных кадрах. Поэтому сейчас стоит задача расти не столько количественно, сколько качественно. Вот почему мы активно работаем над программами удержания персонала, его развития, обучения, мотивации как материальной, так и нематериальной.

 

– А участвуете ли вы сейчас в каких-либо образовательных программах?

– Регулярно и по разным направлениям, как в обязательных курсах профессионального обучения, так и в постоянных стажировках наших сотрудников за рубежом у наших заграничных партнеров. Персонал административный, финансовый, юридический постоянно повышает свою квалификацию, потому что без этого в наше время абсолютно нельзя. Технологии развиваются очень быстро. И мы идем в ногу со временем.
– Решение каких вопросов, на вашему мнению, сегодня наиболее актуально для российской фармацевтической промышленности?
– Очень бы хотелось, чтобы в России было меньше бюрократических барьеров и больше продуманных решений. Мы все сейчас в ожидании реализации проекта маркировки лекарственных средств. Наша компания с самого начала является участником пилотного проекта. И мы успешно прошли все его этапы внутри нашего производственного цикла. Но их прохождение на одном конкретном предприятии еще не говорит о том, что такой же успех проект ожидает на всех остальных предприятиях отрасли. Львиная доля успеха зависит в данном случае от информационных систем. Поэтому проект маркировки лекарств, безусловно, важен. Но торопиться здесь не нужно, потому что при неотстроенных процессах можно больше потерять, чем приобрести. Проект касается здоровья людей, в частности, обеспечения доступными лекарствами, поэтому процесс его реализации должен быть максимально взвешенным.

 

– Дальнейший стратегический вектор развития, каков он?

– Движение в сторону Евразийского экономического союза, где есть большой потенциал для развития, сейчас он усложняется регуляторными правилами каждой конкретной страны. И чтобы вывести новый препарат на рынок, вам потребуется год, а то и два. Поэтому те решения о переходном периоде, которые есть сейчас, надо активно реализовывать. Два-три года – этого мало, чтобы глобально изменить рынок. Надо просто поэтапно двигаться к намеченной цели. А на 2018 год мы планируем вывести компанию на выручку, превышающую 10 млрд рублей. Это будет очень значимая цифра для компании. Еще одна безусловная задача – запуск нового производства. И третья стратегическая задача – выход на новые экспортные рынки.