ММСО. Форум «Город образования»

Территория роста

1

 

Мир не стоит на месте и постоянно меняется – порою даже быстрее, чем бы нам этого хотелось. Развиваются и выходят на новый уровень наука, технология, экономика – как в условиях столь быстро меняющейся реальности получать образование и  стать востребованным специалистом на рынке труда? Об этом у нас состоялся разговор в Московском колледже бизнес-технологий, где созданы все условия для профессионализации и социализации будущих молодых специалистов.

 

2Более 40 лет Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж бизнес-технологий» готовит востребованных специалистов экономической и ИТ- сфер, отвечая на вызовы, брошенные непростой реальностью. Так, когда Москва ощутила потребность в бухгалтерах, владеющих компьютером, колледж открыл в своих стенах соответствующее планово-бухгалтерское направление и дал жизнь специалистам высокого уровня. Позже Москва пережила активный старт и развитие банковского дела – одна за другой открывались финансовые и страховые организации, которые изобиловали рабочими местами и нуждались в компетентных специалистах. Колледж и здесь смог ответить судьбе, взяв коммерческо-банковское направление.
С развитием технологий и компьютеризацией во всех сферах человеческой жизни колледж вновь столкнулся с потребностью в изменениях. Объединившись с колледжем информационных технологий и став колледжем бизнес-технологий, он не просто смог решить эту задачу в кратчайшие сроки, но и получил от нового партнерства потрясающий синергетический эффект. Современная экономика и решение большинства ее задач требуют высокого программного обеспечения, которое стало возможно благодаря интеграции направлений экономики и ИТ.

 

3Осенью 2017 года на основе имеющейся сильной IT-базы Колледж бизнес-технологий открыл еще одно новаторское направление: управление беспилотными летательными аппаратами – и в данный момент обучает три группы студентов. Специальность «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», на которой обучаются студенты, интересующиеся направлением беспилотников, относится к перечню ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий и преподается в формате обучения высокого качества.

 

Таким образом, Колледж бизнес-технологий на протяжении всех лет своего существования успешно поддерживает звание передового и новаторского учебного заведения и решительно не желает останавливаться на достигнутом. «Территория роста» – такой баннер при входе на территорию встречает всех гостей колледжа, с порога заявляя о его позиции. Инновации и последнее слово науки и техники здесь во всем образовательном процессе: в особенностях подготовки уроков, ведения уроков, оценки знаний и овладения профессиональными компетенциями. «В нашем колледже сильное техническое оснащение. В каждом кабинете у преподавателя установлено АРМ – автоматизированное рабочее место, где он может во время и после занятий взаимодействовать со студентами, их родителями, делать актуальные записи в электронном журнале, готовить презентации, показывать их студентам, работать с интернет-ресурсами. На протяжении всего учебного занятия студенты работают в активном режиме», – рассказывает директор колледжа Лариса Васильевна Аверьянова.

 

4В колледже ведется активная работа по подготовке высококлассных специалистов с учетом потребностей рынка труда города Москвы. В связи с этим взаимо­связь с социальными партнерами выходит на новый уровень: по этому направлению в учебный процесс введены дуальные уроки, благодаря которым студент овладевает своей будущей профессией не только за партой, но и на рабочем месте в профильной организации. «Наши студенты вместе с преподавателем выезжают во время образовательного процесса на предприятия, где к их обучению подключается сотрудник компании, который уже много лет работает в данной отрасли и является хорошим практиком. И вот когда наш преподаватель, который знает учебную дисциплину и стандарты обучения, и специалист, который является непосредственным носителем этой профессии, вместе ведут урок – получается потрясающий синергетический эффект. Это очень нравится нам и нашим студентам: им интересен такой формат обучения на рабочем месте, например, в банке или IT-организации», – рассказывает Лариса Васильевна. – «Второе направление наших дуальных уроков – это работа в нашем колледже специалистов из разных организаций, которые вместе с нашими преподавателями ведут практические занятия.

 

Наши социальные парт­неры очень серьезно с нами работают и очень ответственно относятся к нашим студентам. Мы получаем от них оперативную обратную связь по тому, как обучаем будущих специалистов: не просто, что мы делаем правильно или неправильно, а мы вместе с ними корректируем какие-то моменты. Мне очень нравится, когда работодатели, с которыми мы проводим дуальные занятия, говорят, что наши студенты отлично справляются с обучением, хорошо сдают зачеты, показывают отличный уровень. Очень дорогого стоит, когда нашего студента со второго или третьего курса работодатель знает в лицо и доволен его успехами. Это важно и для нас, как образовательной организации, и для студентов, и для компаний: у нас получается такое неформальное государственно-частное партнерство по подготовке специалистов».

 

5Колледж активно участвует и в международном движении WorldSkills International, стремительно набирающем обороты в России. Основная цель этого движения – показать престижность тех или иных профессий, дать возможность молодым работникам получить практические навыки и высокую квалификацию, востребованную на современном рынке труда. На сегодняшний день в колледже реализуется работа по более чем 10 компетенциям WSR, и он уже второй год является центром проведения демонстрационного экзамена по нескольким компетенциям, к которым относятся «Предпринимательство» и «Управление беспилотными летательными аппаратами». Однако в чем особенности и отличие демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills от обычного экзамена и чем ценен документ, который дается за успешную сдачу компетенции в формате этого движения?

 

Демонстрация компетенции в рамках WorldSkills намного более ценная и весомая, чем сдача рядового экзамена по билетам. Методики WorldSkills предполагают другой формат усвоения знаний с акцентом на умение применять их на практике. «Нужно доказать комиссии в лице сертифицированных экспертов, что ты не просто знаешь тот или иной предмет, а можешь продемонстрировать свои компетенции, сделать что-то руками. Именно за эту демонстрацию навыков студент получает Skills-паспорт. WorldSkills – это широкая оценка компетенции, применения знаний, которые могут даваться и внутри учебного заведения, и на рабочих предприятиях, и в неформальных образовательных местах. В Москве очень много различных организаций, технопарков, кванториумов, где студент дополнительно может осваивать какие-то навыки и знания. А WorldSkills позволяет объединить формальное и неформальное обучение молодых специалистов, и студент может продемонстрировать свои умения, сдав демонстрационный экзамен по стандартам WSR», – продолжает рассказывать директор колледжа Лариса Аверьянова.
6За сдачу демонстрационного экзамена в рамках этой программы студент получает отметки в Skills-паспорте, который он наравне с дипломом и дипломной работой может показать своему будущему работодателю для подтверждения своей компетентности. Что касается Колледжа бизнес-технологий, преподавательский состав считает хорошей идеей включить обязательное участие в программе в расписание сессий, тем самым улучшая капитал идентичности своих учеников и повышая их шансы на хорошее трудоустройство.

 

К вопросу трудоустройства и дальнейшей судьбы выпускников колледжа педагогический коллектив относится с большой серьезностью. Надо отметить, что в этом плане у колледжа потрясающая обратная связь от студентов, получивших в этих стенах диплом: «Никто из наших выпускников не может сказать нам, что ему не помогают с трудоустройством. Даже если рынок труда не может ничего предложить им, они всегда могут обратиться к нам за помощью и получить несколько вариантов работы. Выпускники факультета IT пользуются на рынке труда большим спросом, они легко находят свое место под солнцем. Что касается экономистов, то в связи с оттоком из банковской среды бухгалтерских специалистов мы стараемся давать нашим выпускникам-
экономистам больше компетенций, расширить их возможности по IT-направлению. Это увеличивает их ценность в глазах работодателя. Наш основной парт­нер, Сбербанк, создал IT-компанию «СберТех», куда могут легко устроиться наши студенты, зная экономику и IT. Также, учитывая требования ряда банков с иностранным участием, мы даем студентам возможность изучения иностранных языков: китайского, японского, испанского, английского. Это также очень важная компетенция на современном рынке труда помимо IT», – считает Лариса Васильевна.

 

«При нашем колледже есть свой центр трудоустройства, который помогает студентам в поисках работы, рассказывает, как проходят собеседования в крупных компаниях, как к ним готовиться, что нужно знать и уметь», – дополняет Юлия Юрьевна Симбаева, исполняющая обязанности заместителя директора по социализации и дополнительному образованию.

 

7«За минувший месяц у нас прошло уже пять встреч с нашими партнерами, в том числе с аэропортом «Домодедово», представители которого приезжали к нам с презентацией, «Альфа-банком», Росбанком. «Домодедово» очень интересовался нашими студентами с отделения информационных технологий, уровень компетенции которых, несомненно, очень высок. В целом, наши выпускники занимают достойное место на рынке труда города Москвы».

 

Преподавательский состав колледжа видит в своих выпускниках людей с активной жизненной позицией, которые нестандартно мыслят, имеют широкий список компетенций, смело берут инициативу в свои руки, проактивны и не боятся трудностей. Они не будут идти по простому пути, они готовы к риску и ответственности. Такой стиль жизни формируется в студентах с момента их поступления в колледж. На протяжении всех четырех лет с ними ведется активная работа по развитию личных и коммуникативных навыков, чтобы на момент получения диплома студенты были не только профессионалами своего дела, но и социально адаптированными личностями. «Мы хотим, чтобы наши выпускники могли поддержать любую беседу, были всесторонне развиты, интересны, чтобы им не составляло труда проходить собеседования в любые компании. В нашем колледже работает медико-психолого-педагогическая служба, которая разрабатывает программу успешного выпускника. В нее входят многочисленные мастер-классы, тренинги. Мы учим студентов, как правильно составлять резюме, презентовать себя работодателю. Наши психологи прорабатывают с ними тесты, которые даются на собеседованиях в крупных компаниях – тест «360 градусов», тест Квина и Камерона», – говорит Юлия Симбаева. «В прошлом году я была в одной из ведущих компаний экономической отрасли, являющейся социальным партнером колледжа, в HR-отделе, и видела, как там проводят собеседование. Я передала этот опыт нашим выпускникам и специалистам для проведения специального тренинга по прохождению трехэтапного собеседования. Ребята окунулись в эту атмосферу, проработали все нюансы и потом дали на тренинге отличную обратную связь. Впоследствии им очень помог этот опыт, потому что данная трехэтапная система приема на работу имеет место во многих компаниях».

 

8Для получения таких высоких результатов очень важно заложить крепкую основу в самом начале. Важнейшая задача по отношению к первокурсникам – это проведение с ними работы по правильной психологической адаптации. На данном этапе программа социализации включает в себя проработку таких аспектов, как постановка целей по обучению, командообразование, введение в профессию, определение их личной мотивации. «Очень важно проработать со студентами эти вопросы, определить их стимул к учебе, зачем они пришли к нам, что они хотят получить на выходе. Многие ребята, которые после девятого класса идут в колледж, поступают по наставлению родителей либо берут с кого-то пример. У многих из них на тот момент пока еще неосознанный выбор будущей профессии. Поэтому наша важная задача – заинтересовать и мотивировать наших студентов, дать понять им, что они будут уникальными и ценными на рынке труда», – говорит Юлия Юрьевна.

 

Важным вопросом преподавательский состав считает и досуг студентов на переменах. На третьем этаже колледжа создана игровая зона отдыха, где студенты могут поиграть в настольные игры, познакомиться и пообщаться – вот они, первые кирпичики в строительстве командообразования и развития коммуникативных навыков. В теплые весенние и осенние дни перемены проходят на свежем воздухе за игрой в настольный теннис – небольшая зарядка между занятиями способствует отличному отдыху и психологическому расслаблению. В планах у администрации колледжа создать антикафе для студентов, чтобы оно могло стать местом встреч, общения и деления опытом.

 

Несомненно, большую роль в формировании идеального портрета выпускника играет и волонтерство, в которое вовлечена большая часть студентов. «Мы сотрудничаем со Всероссийским общественным движением волонтеров-медиков и Российским движением школьников по волонтерскому направлению. В этом году наши студенты за активную работу получили специальные волонтерские книжки, которые дают привилегии для поступления в вуз. Наши студенты помогают детским домам и приютам, и в дальнейшем мы хотим вывести волонтерство на более серьезный уровень. Это очень хорошая социальная практика и прекрасное развитие для молодых людей», – считает Юлия Симбаева.

 

Развитие, рост и работа над собой – вот краеугольные камни, на которых построен процесс обучения и работы в Колледже бизнес-технологий. Здесь работает настоящая команда единомышленников, у которых горят глаза, которые хотят становиться лучше, идти в ногу со временем и давать стране высококвалифицированных специалистов. Вот она – главная ценность и миссия этого, на первый взгляд, обычного, а при более глубоком знакомстве – очень сильного духом учебного заведения, настоящей территории профессионального и личностного роста студентов и преподавателей.