образование

МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ): достойное образование
в столичном вузе с традициями

1

 

Первый казачий университет России, история которого уходит корнями в далекие 50-е годы прошлого века, и сегодня не теряет своей значимости, реализуя ряд инновационных программ. Так, ежегодно МГУТУ им. Разумовского (ПКУ) участвует в самых актуальных олимпиадах и конкурсах, активно сотрудничает с зарубежными партнерами. Кроме того, на базе университета создан кластер непрерывного технологического образования.

 

И это не единственное, чем вуз выделяется на фоне остальных. Первый казачий университет занимается целевой подготовкой специалистов из числа казаков: число обучающихся в университете казаков составляет более двух тысяч человек. Именно эта особенность и большой объем научных исследований явились основанием для присвоения университету имени Кирилла Григорьевича Разумовского, казака из Малороссии, первого русского президента императорской Академии наук.
Но и это еще не все. С 2016 года университет сотрудничает с Лигой безопасного Интернета с целью совместной борьбы с распространением противоправного контента в Сети. На базе университета действует собственная кибердружина.

 

Журнал «Столица Москва» встретился с ректором одного из старейших вузов Москвы, членом Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Валентиной Николаевной Ивановой и задал вопросы об инновациях в образовательном процессе, направленных на подготовку востребованного специалиста в пищевой промышленности.

 

– Валентина Николаевна, вы ректор одного из крупнейших вузов страны. Насколько сегодня актуальны те направления, которые лежат в основе специальностей университета им. К.Г. Разумовского? Востребованы ли эти специалисты?

– Наш университет специализируется на внедрении пищевых технологий и на подготовке специалистов, которые смогли бы выполнять это серьезное дело. Надо сказать, что пищевая промышленность вместе с аграрно-производственным комплексом переживает сейчас серьезный бум, потому что из года в год растут объемы сельскохозяйственного сырья. Возникает необходимость более широкого объема его переработки, добавляются рабочие места, создаются предприятия. Но без грамотных специалистов дело не сдвинется с мертвой точки, и поэтому мы ощущаем, что востребованность специалистов, которых готовит наш университет, растет.
Например, в этом году по направлению «биотехнологии и организация рыбного хозяйства» мы в два раза превысили план набора!

 

2Это свидетельствует о том, что востребованность технологов рыбного направления, рыбоводов возрастает. Сегодня, когда сработали антисанкции, в стране восстанавливается и развивается аквакультура. Растет переработка, и это становится высокорентабельным направлением бизнеса, отсюда и такая потребность в кадрах. Помимо рыбного направления, мы ведем подготовку для хлебопечения, кондитерского и макаронного производства. С учетом того, что урожайность зерновых повышается, а в этом году страна получила рекордный урожай пшеницы, вопросы по переработке зерна становятся еще более актуальными. Надо сказать, что средний возраст технологов и работников мукомольно-крупяного направления составляет в среднем 56-58 лет, есть работники и за 70-77 лет.

 

– То есть явно нужна смена…

– Да, смена нужна, и здесь без нас не обойтись. Также возрастает потребность в специалистах холодильного оборудования, потому что увеличилась переработка молока, мяса, идет формирование колбасного направления. Мы готовим технологов по переработке мяса и по производству колбас. Заметен серьезный интерес к этим направлениям и со стороны абитуриентов, стало популярно такое направление, как кондиционирование, холодильные системы и вентиляция: в этом году впервые вырос конкурс на специалистов этого направления.

 

– А какие основные новации в учебно-воспитательном процессе способствуют формированию этих востребованных навыков?

– Основные новации – в организации учебного процесса. Мы создаем кластеры непрерывного технологического образования по тому или иному направлению. В частности, в апреле мы создали кластеры непрерывного технологического образования совместно с Группой «Черкизово» по переработке мяса. Это один из наших крупнейших индустриальных партнеров. Группа «Черкизово» имеет целую серию производств в регионах Центрального федерального округа, как раз там, где есть наши вузовские филиалы. Мы активно работаем с Группой «Черкизово» в Липецкой и Тамбовской областях и даже в Калининграде. Это действительно серьезный индустриальный партнер университета. Также мы сотрудничаем с компанией «ЛебедяньМолоко». Это крупнейшее предприятие, которое производит более 100 тысяч тонн продукции в год, более 75 наименований.

 

– Какие еще инновации внедряются в университете?

3– Мы работаем с Российской академией наук, в составе которой Россельхозакадемия и 19 институтов по переработке сельскохозяйственной продукции. Сейчас академические институты объединились в единый федеральный научный центр пищевой промышленности, и это наш крупнейший научный технологический партнер. Мы создали вместе с ними базовую кафедру института и, следовательно, расширили нашу лабораторную базу. Наши студенты-технологи постигают азы профессии и изучают технологии во взаимодействии с академическими институтами. И еще одно новшество в организации учебного процесса связано с тем, что мы развернули проектное обучение. Немногие университеты работают по этому принципу. Проект формирует работодатель, а мы его отрабатываем вместе с нашими студентами-экономистами, маркетологами и технологами, менеджерами. Затем происходит защита проекта. Он прорабатывается достаточно глубоко благодаря такому подходу. При этом у обучающихся формируется совершенно другое отношение к учебе – более серьезное, ответственное, основательное. Мы видим колоссальную заинтересованность в конкретной работе.

 

– Это относится к последнему вашему новшеству – комплексная ВКР?

– Да. Комплексная выпускная квалификационная работа (ВКР) по соответствующим проектам. Работодатели в этом плане очень заинтересованы сотрудничать с университетом, потому что они фактически бесплатно получают серьезную проработку проекта.

 

– То есть они благодаря университету фактически решают свои конкретные, актуальные задачи?

– Работодатели решают свои конкретные задачи, но мы понимаем, что все равно это первый шаг. Для дальнейшей работы нужен хозяйственный договор на серьезные исследования. Мы тем самым подтягиваем работодателей к университету, заинтересовываем их совместной дружбой, работой. И готовим специалистов, которые пойдут уже внедрять проект, дорабатывать его на производстве. Образно говоря, это улица со встречным движением. Формируем проспект движения друг другу навстречу.

 

– Недавно состоялся первый чемпионат WorldSkills, где студенты университета принимали участие. Но это далеко не первое состязание, в котором МГУТУ – активный участник и призер…

– Наши студенты принимают участие в Национальном чемпионате. Мы первое место получили в Национальном чемпионате по компетенции «Кондитерское мастерство». По виноделию наша команда заняла второе место. В сентябре чемпионат был в городе Сочи, разница между первым и вторым местом была всего один балл. Первое место досталось Кубанскому технологическому университету. Кстати, нашей кафедре виноделия 60 лет, это старейшее структурное подразделение университета.

 

– Университет им. К.Г. Разумовского особенный, это первый казачий вуз России. Как это сказывается на процессе обучения, есть какие-то особенности? 

4– Вы знаете, да, это сказывается на воспитательной работе. В учебный процесс мы ввели казачий компонент. В рамках казачьего компонента студенты изучают историко-культурные традиции казачества в блоке исторического модуля – например, казачью кухню, казачьи винные напитки по старинным рецептам казаков, казачьи быт и обычаи. Все это способствует возрождению культуры и традиций казачества.
Также у нас существует несколько ансамблей казачьей песни, даже хор казачий. Так что в этом плане мы поддерживаем направление в культурной деятельности студентов казачьего профиля.

 

– Университет постоянно развивается, у вас появились новые, современные направления работы. Расскажите о наиболее ярких проектах.

– В рамках казачьего воспитания у нас каждый год идет верстание первокурсников в казачество в Донском ставропигиальном монастыре с участием Митрополита Ставропольского и Невинномысского Владыки Кирилла. Это уже традиция, причем на очень высоком уровне с точки зрения взаимодействия с Русской православной церковью. После верстания в монастыре мы приезжаем в Музей Победы на Поклонную гору, и в Зале Славы ребята дают торжественное обещание, присягу. У нас работает кластер непрерывного казачьего образования со школами благодаря договору с Департаментом образования города Москвы. Мы признательны руководителю департамента Исааку Иосифовичу Калине за такой большой совместный проект. В рамках этого проекта у нас также проходит олимпиада «К вершинам знаний». Мы проводим слеты казачьих кадетских корпусов, казачьих классов. Предоставляем возможность поработать в казачьих лабораториях. Кстати, еще одно важное направление работы – это интернет-пространство, кибербезопасность и борьба с киберпреступностью.

 

– На базе университета работает кибердружина. Как она связана с кибербезопасностью?

– Именно в рамках кибердружины мы организовали лабораторию кибербезопасности. Планируем наладить работу кибердружины в каж­дой школе. Министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева не случайно на парламентских слушаниях в Совете Федерации сказала о необходимости противостоять этому мировому злу, которое направлено против детей. В каждой школе необходимо сформировать кибердружину. Важно, чтобы было понимание, как противостоять угрозе. Работа по защите информационных рубежей России строится таким образом, чтобы она проходила через душу ребят, через каждую российскую семью.

 

– Какие основные стратегические задачи вы ставите сейчас на ближайшее будущее в университете? Как это повлияет на студентов, какие возможности откроются для них?

– Во-первых, хочется еще больше привлечь индустриальных парт­неров, чтобы такие проекты, как с «Черкизово» и «ЛебедяньМолоко», существовали по каждому направлению. Кстати, мы разворачиваем сотрудничество с Щелковским хлебокомбинатом, у которого в год обороты на 3-4 миллиарда рублей!
Также у нас активно разворачивается сотрудничество с Китаем – с Тяньцзиньским университетом: создаем Российско-Китайский институт питания. К нам приедет китайская делегация, которая будет общаться с ребятами. Они все «гоняются» за нашими продуктами питания, ведь у нас практически органическое и чистое земледелие. Мы сотрудничаем с Харбинским университетом. У нас три точки опоры в Китае.

 

У нашего университета налажено сотрудничество с французским университетом в Бордо: студенты проходят там практику по виноделию. Кстати, академик Г.Г. Агабальянц, основавший у нас кафедру виноделия, получил в 1961 году Ленинскую премию за разработку и внедрение в промышленность принципиально нового способа производства «Советского шампанского».

 

На сегодняшний день открыто дуальное обучение с Черкизовским мясоперерабатывающим комбинатом. Оно предусматривает выдачу диплома и соответствующего свидетельства о первой рабочей профессии, мы выходим на независимый экзамен наших выпускников со стороны работодателей. В этом году будет пилотный экзамен, и мы попросили WorldSkills о возможности использования их методики.

 

Наша задача – в ходе обучения дать студенту рабочую профессию, чтобы в дальнейшем он мог не только быть технологом, но и работать рабочим и техником, чтобы был способен применять свои знания на практике, справиться с любой поставленной задачей и при этом имел бы высшее образование.