ММСО. Форум «Город образования»

Колледж предпринимательства №11: взгляд из послезавтра в сегодня

1

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж предпринимательства №11» готовит конкурентоспособных и востребованных специалистов.

 

Это учебное заведение известно, в первую очередь, своими многочисленными достижениями в области системы обучения и совершенствования профессиональных компетенций, что лишний раз подтверждается его высокими рейтингами среди ссузов Москвы и Московской области, также громкими победами на различных профессиональных региональных и международных чемпионатах.

 

Так, на завершившемся недавно в Москве двадцатом городском конкурсе профессионального мастерства «Московские мастера» команда Колледжа завоевала 9 золотых, 1 серебряную и 1 бронзовую медаль в номинациях: «Звукорежиссура», «Фото- и видеопроизводство», «Огранка алмазов, бриллианты», «IT-направление», «Туризм», «Предпринимательство» и тем самым обеспечила себе путевку для участия в федеральном этапе Чемпионата.
Столь сильные позиции Колледжа, в том числе в Национальном чемпионате рабочих профессий WorldSkills, который считается главной соревновательной площадкой среди представителей рабочих профессий во всем мире, можно объяснить целым рядом факторов. Но главным среди них является желание руководства Колледжа дать своим воспитанникам крепкие профессиональные навыки и надежную путевку в жизнь.

 

Студенты и выпускники этого образовательного учреждения неизменно отмечают актуальность учебной программы своей альма-матер, привлекательность процесса обучения и применение в нем ведущих современных технологий.

Коллеги по отрасли добавляют к этим оценкам высокие профессиональные качества преподавательского состава.

 

2В стенах Колледжа трудятся такие известные представители отечественного среднего профессионального образования, как специалист IT- направления Александр Осадчий, член учено-экспертного совета Александр Парамонов, представители медицинского направления и медтехники – Юрий Николаев и Ильдар Ильясов, мастера в деле огранки алмазов – Алексей Панкратов и Владимир Бугаев. Все они являются признанными национальными экспертами в своих отраслях и задают высокие стандарты – как в самом образовательном процессе, так и в случае проведения различных профессиональных чемпионатов и олимпиад, где неизменно присутствуют в качестве жюри.

 

Главная задача Колледжа №11 – развитие актуальных и востребованных профессий, нацеленных в первую очередь на рынок труда Москвы. Реализация этих задач предполагает постоянный мониторинг отечественной и зарубежной кадровой политики и неизбежно влияет на актуализацию содержательной части учебной программы колледжа. Манифестом ее является прогнозирование всех самых возможных профессиональных модификаций на рынке труда в ближайшие 5-10 лет.

 

Штучные специалисты

 

Образовательная программа Колледжа построена в точном соответствии с требованиями так называемого ТОП-50, который включает в себя пятьдесят наиболее востребованных рабочих профессий в России.

 

Особая гордость колледжа – уникальные образовательные программы, которые в настоящее время реализуются только здесь.

Одним из этих таких уникальных профессиональных направлений является специализация в области огранки алмазов и бриллиантов.

 

Сегодня это единственная образовательная площадка среднего профессионального звена в России, которая обладает правом подготовки специалистов этого профиля и бережно сохраняет богатейшие традиции в области гранильного производства.

 

3На базе Колледжа работает известный мировой производитель алмазов «Киджекей групп» (СТД «Даймонд»). Благодаря этому сотрудничеству учащиеся получают практический опыт работы на алмазном оборудовании и с реальным сырьем. И, как считают в руководстве Колледжа, только такая общая стратегия профессиональной подготовки будущих специалистов совместно с социальным партнером является единственно приемлемой, если речь идет о конкурентоспособности в тех или иных отраслях современной экономики.

 

Только рынок, неизбежно опережающий любые, самые продвинутые технические инновации, вправе диктовать условия и расставлять основные акценты в профессиональных образовательных стандартах.

Что касается гранильного производства, то надо сказать, до 2008 года будущих огранщиков успешно готовили и в Республике Саха (Якутия), которая исконно является основной территорией добычи алмазов в России.
Но по ряду причин эта программа была свернута и в настоящее время продолжает существовать только в форме профессионального сотрудничества с Колледжем №11.

Речь идет о целевой подготовке ограниченной партии огранщиков алмазов из числа жителей Якутии.

 

Глядя на опыт своих якутских коллег, с предложением о подготовке молодых специалистов для своей отрасли к руководству Колледжа обратились и представители активно разрабатываемого сегодня алмазного кластера Дальнего Востока.

Будущих выпускников ждет работа на крупном алмазообрабатывающем предприятии. Согласно требованиям российского законодательства, до 2020 года граждане Индии, которые в настоящее время трудятся в качестве рабочих, должны быть заменены российским составом.
Таким образом, в течение ближайших нескольких лет планируется подготовить 300-500 молодых специалистов-огранщиков.
Свой вклад в развитие Дальневосточного алмазного кластера намерен внести и Дальневосточный федеральный университет, в настоящее время развивающий на своей базе новое для России направле­ние – геммологию.

 

Как рассчитывают в руководстве вуза, основной контингент студентов этого факультета составят молодые специалисты-огранщики из Москвы.

 

Наращивание компетенций

 

4Новое направление «Аддитивные технологии» из разряда специальностей будущего появилось не так давно и в перечне образовательных программ Колледжа №11.
Несмотря на то, что технологии послойного синтеза Additive Manufacturing в последние годы оккупировали современную промышленность (при помощи AF-технологий создаются уникальные материалы и ткани, промышленные, медицинские, военные гиганты используют 3D-принтеры для ускорения прототипирования новой продукции и т.д.), в российском в инженерном лексиконе этот термин пока не нашел широкого применения.

 

В разговоре о технических инновациях нельзя обойти вниманием и такое важнейшее направление деятельности Колледжа как IТ-технологии. Возглавляет кафедру информационных технологий Александр Осадчий, который является признанным национальным экспертом в своей отрасли.

 

Кстати сказать, вопрос трудоустройства в Колледже преподавателей- специалистов подобного уровня (а их здесь, как уже отмечалось выше, немало) директор Колледжа Вячеслав Шептуха считает принципиальным. По твердому убеждению руководства, образовательная площадка, претендующая на роль эксперта в деле подготовки конкурентоспособных специалистов, просто не может не подтверждаться высоким качеством своего научного потенциала.
В противном случае все попытки заявить о своей экспертности выглядят не более, чем пустые амбиции.

 

Впрочем, как нам кажется, у Колледжа на этот счет нет оснований для беспокойства. То, что это образовательное учреждение является реальной экспертной площадкой как в IT- технологиях, так и в ряде других, доказывают многочисленные признания московских коллег, мастеров производственного обучения и студентов.

 

Редакция журнала «Столица Москва» задала ряд вопросов директору Колледжа предпринимательства №11 г. Москвы Вячеславу Владимировичу Шептухе о роли конгломератов в образовательном пространстве Москвы, значении социального партнерства и о подготовке специалистов будущего.

 

– Вячеслав Владимирович, как известно, качество работы профессионального образовательного учреждения определяется, в том числе, и его степенью взаимодействия с социальными парт­нерами. Что вы можете сказать по этому поводу?

5– Я бы назвал сотрудничество с социальными партнерами важнейшим, взаимовыгодным и, пожалуй, главным условием существования среднего профессионального звена в современных условиях, гарантией его конкурентоспособности.
Мы должны обогащать опыт и знания друг друга и на этой почве создавать окончательный образ специалиста будущего, который, тем не менее, востребован на рынке труда уже сегодня.

 

В этом деле важно все: образовательная программа, производственная практика, оборудование, технологии. Ведь фактически только производственник, который знает свое производство в деталях, понимает и чувствует рынок, имеет моральное право наравне с нами определять образовательные стандарты и приоритеты. Его опыт и потребности в тех или иных специалистах дают нам основание для создания программ подготовки и корректировки тех или иных ошибок в учебном процессе.
Социальный партнер – это лакмусовая бумажка того, что есть сегодня, станет актуальным завтра и будет остро востребовано послезавтра. Исходя из таких позиций – смотреть из послезавтра в сегодня – мы и должны строить свою учебную деятельность.

 

– Какие еще инновационные подходы в деле подготовки специалистов вы бы могли назвать?

– К таковым я отношу то тесное взаимодействие между образовательными учреждениями начального, среднего и высшего звена Москвы, которое осуществляется сегодня в рамках непрерывного образования.

 

Среди них можно назвать такие успешные и важные проекты как: «Образование без границ», «Кружки от чемпионов» и др.
Эта инновация Департамента образования Москвы имеет исключительную полезность, поскольку подразумевает под собой равное общение между вчерашними и сегодняшними школьниками. Я думаю, вы согласитесь, если я скажу, что школьники быстрее поверят своему сверстнику, который уже имеет небольшой опыт в получении профессии и рассказывает об этом на их языке.
Что представляет собой та или иная профессия, каковы ее особенности и преимущества, что такое производство – все эти ответы из уст вчерашних школьников звучат более понятно и авторитетно.
Это отличный формат взаимодействия с потенциальными студентами, и я рад, что наш Колледж имеет возможность принимать в нем участие.

 

– Что представляет собой ваша программа международного сотрудничества?

– Не могу не отметить здесь большой интерес китайских коллег к огранке алмазов. Нас посетила крупная делегация из КНР, и после знакомства с возможностями Колледжа гости выразили желание продолжить сотрудничество в этой сфере.

 

– Какова статистика трудоустройства ваших выпускников?

– Порядка 70 процентов по итогам 2017 года. В остальных случаях это ребята, мобилизованные в ряды вооруженных сил, девушки, по семейным обстоятельствам решившие не продолжать карьеру, и студенты, продолжившие свое образование в высших учебных заведениях. Так что могу только засвидетельствовать, что с трудоустройством у наших выпускников проблем нет.