ММСО. Форум «Город образования»

Колледж малого бизнеса № 4: равные возможности для всех учащихся

1

 

С момента реформы системы образования в столице прошло несколько лет. За это время появившиеся образовательные комплексы прошли процесс становления и адаптации. Каждый образовательный комплекс занял свою нишу.

 

О том, как Колледжу малого бизнеса № 4 удалось найти свою «изюминку», корреспонденту журнала «Столица Москва» рассказала его директор Тамара Петровна Антонова.

 

– Тамара Петровна, считается, что ваш образовательный комплекс особенный. В чем его уникальность?

– «Образовательный комплекс равных возможностей» – в этих словах раскрывается вся суть работы Колледжа малого бизнеса № 4.
Социальный запрос к системе образования сегодня звучит следующим образом: «От ученика знающего к ученику умеющему!». Исходя их этого, мы активно развиваем направление профориентации и профессиональной подготовки обучающихся с разными стартовыми возможностями в рамках разных уровней и видов образования: общего, профессионального и дополнительного. При этом заявляем, что каждый ребенок, независимо от способностей и психофизических возможностей, может получить качественное образование, найти свой путь, найти себя.

 

Процесс профориентации, по сути, у нас начинается с детского сада, с ознакомительного уровня. Ведь мы создали и реализуем модель непрерывной образовательной вертикали от дошкольного образования до профессионального, в том числе для детей с особенностями развития.

 

2Когда ребенок переходит из дошкольного отделения на школьный уровень образования, начинается более серьезная профориентационная работа.
Мы знакомим наших школьников как с творческими, техническими, так и с практико-ориентированными профессиями. Все они востребованы в современном обществе. Несмотря на время года, на будни и праздники, люди всегда будут готовить еду и принимать гостей, фотографировать на память интересные события и места, где они побывали, использовать на работе и в повседневной жизни информационные технологии.

 

На протяжении всего обучения детей сопровождает Служба психолого-педагогического сопровождения, которая включает в себя более шестидесяти человек. Это психологи, логопеды, дефектологи, сурдопереводчики, тьюторы. Профессиональная служба старается четко простроить каждому обучающемуся образовательный маршрут, включая направление профессионального образования.
Где-то ближе к седьмому-восьмому классу мы подключаем к процессу родителей и начинаем работать практически с каждым конкретным ребенком с особенностями уже по конкретным профессиям и специальностям. В этом смысле мы предлагаем ребятам и их родителям разные варианты образовательных маршрутов.
Полагаю, что созданная и опробованная нами модель может быть предложена всем московским школьникам, которые захотят осваивать профессиональные компетенции для дальнейшей успешной жизни.

 

– Каких результатов удалось достичь благодаря внедрению модели непрерывного образовательного процесса для детей с разными стартовыми возможностями и особенностями развития?

– Как основной результат – это выход на высокий рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2016-2017 учебного года. Колледж занимает почетное 28 место. С 629-го места за один год нам удалось подняться на 28-е! На следующий год – амбициозная задача не только удержаться в лидерах, но и продвинуться вперед еще на несколько позиций.

 

– Этот мощный рывок вверх чем вы объясняете?

– Я хочу сказать, что это был вполне ожидаемый результат. Ведь с момента объединения всех наших ресурсов: и материально-технических, и программно-организационных, и кадровых – как раз прошел самый сложный адаптационный период.
Нам пришлось преодолеть барьеры не только между уровнями, но и между видами образования. Результатом этого стала практическая интеграция общего и профессионального образования.

 

Педагогические коллективы всех отделений колледжа, наши дошкольные, школьные и студенческие коллективы смогли стать единым организмом, мы все уже поняли и прониклись нашими общими задачами. Именно поэтому нам удалось добиться таких высоких результатов.

 

– Но чтобы добиться такого невероятного успеха, вам пришлось идти, как говорится, «через тернии к звездам», расскажите, пожалуйста, про это подробнее.

 

3– Когда я стала руководителем колледжа в 2012 году, контингент учащихся резко сокращался. Положение дел было катастрофическим. Одно из зданий колледжа практически пустовало. Студенты обучались по невостребованным направлениям среднего профессионального образования, ненужным экономике города Москвы, таким как «коммерция», «экономика», «бухгалтерский учет».

 

Я понимала, что так продолжаться не может, колледж просто прекратит свое существование. Необходимо было срочно принимать решения и отвечать на вопросы: «Куда развиваться?», «В каком направлении?» «Что продвигать?»…
Нам повезло. Как раз в это время начался процесс модернизации московского образования, и появился шанс стать школой больших возможностей.
Колледжи выбирали разные пути. Кто-то объединялся с другими колледжами, а ко мне с предложением об объединении обратилась директор коррекционной школы. Вместе мы сумели выстроить грамотную стратегию развития объединенного комплекса, основной линией которого стало создание единого образовательного пространства для непрерывного доступного образования детей с разными стартовыми возможностями.

 

В итоге сейчас в нашем образовательном комплексе 1555 студентов, школьников и воспитанников. Мы верно просчитали ситуацию реальной необходимости создания именно такого комплекса – комплекса для детей с разными стартовыми возможностями. Родителям важно видеть всю перспективу жизненного пути ребенка с ограниченными возможностями здоровья: ведь если такой ребенок успешен в дошкольном и школьном возрасте, а после этого «садится дома», постепенно утрачивая набранный потенциал, без всякой перспективы на дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию в обществе, для него и семьи – это полная катастрофа. Только наличие реальной жизненной перспективы у ребенка может снять с такой семьи хроническое социальное напряжение.

 

Очень здорово, когда в одной образовательной организации можно выстроить такие образовательные маршруты: от дошкольного до профессионального.

 

– Вы много рассказываете о маршрутах детей и их выстраивании. Это какие-то программы развития?

– У нас обучаются дети с особыми образовательными потребностями, имеющие различные нарушения развития: глухие, слабослышащие и позднооглохшие, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра, с интеллектуальными нарушениями. Но независимо от того, какая проблема есть в физическом или психическом развитии ребенка, в разных отделениях колледжа создаются специальные условия, без которых получение образования такими детьми невозможно или затруднено.

 

4Специальные условия включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведение коррекционных занятий и так далее.
Для организации специальных условий обучающимся с особыми образовательными потребностями мы совместно с их родителями обсуждаем возможные варианты их обучения, направления образовательной и профессиональной деятельности, наиболее соответствующие психологическим и физиологическим особенностям конкретного ребенка, то есть разрабатываем его индивидуальный образовательный маршрут. Так, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья может пойти после 9 класса в колледж и получить востребованную профессию, а может продолжить обучение в школе, в 10-11 классах, а потом – получать профессиональное образование.

 

Для детей с ограниченными возможностями здоровья мы предлагаем программу социальной адаптации, которая также входит в образовательный маршрут ребенка.

 

– В колледже учатся и обычные дети, и дети с особенностями. Как удается наладить образовательный процесс?

– Организация обучения и воспитания детей в Колледже осуществляется на основе вариативных подходов: совместно с другими детьми в обычных классах (группах); в отдельных классах (группах) для детей с ОВЗ; на условиях индивидуального обучения (по состоянию здоровья.). Возьмем, для примера, получение среднего профессионального образования студентами, имеющими нарушения слуха. В этом учебном году шесть отдельных студенческих групп осваивают специальности «Дизайн», «Прикладная информатика» и «Компьютерные системы и комплексы». По желанию самих студентов и их родителей Колледж организует обучение ребят совместно с обучающимися без ограничений здоровья в инклюзивных группах.

 

То есть кто-то остается в привычной среде, а кто-то выбирает другой путь. В этом смысле родители особенных детей могут чувствовать себя спокойно. Ведь они понимают, что, при желании, до получения профессионального образования их ребенок остается в этом же коллективе, где он может получить и коррекционную поддержку.

 

– Расскажите про ваших педагогов. Кто работает в колледже?

– Я с большим вниманием отношусь к кадровой ситуации в колледже, так как в современных изменившихся условиях образования этот вопрос является ключевым. Реализация в полном объеме права ребенка с любыми стартовыми возможностями на образование предусматривает и организацию коррекционно-развивающего сопровождения со стороны квалифицированных специалистов, и необходимость привлечения преподавателей, способных увлечь наших ребят, имеющих ограниченные возможности здоровья, профессией. Мы же понимаем с вами, что только специалист, который горит своим делом, сможет «зажечь» этим делом и детей. Поэтому на разных мероприятиях всегда ищу «звездочек» и приглашаю к нам работать.

 

5У нас все преподаватели – яркие, увлеченные люди, профессионалы своего дела.
Вот, например, руководитель отдела по фотографии и дизайну – прекрасный специалист, кандидат наук, преподавал в одном из университетов, где мы с ним и познакомились, пригласили к себе. Молодой, амбициозный, создал в Колледже фотолабораторию, активно работает с глухими и слабослышащими школьниками и студентами. Поначалу для него это было сложно, сейчас просто восторгается их талантами и особенно – желанием учиться, стать мастерами своего дела.
Еще с одним преподавателем – выпускником МГТУ им. Баумана – мы встретились на одном из чемпионатов «Абилимпикс», где он выступал с мастер-классом… И вот уже второй год успешно работает с детьми, учит их сборке-разборке компьютерной техники. Кроме того, в этом году Антон Олегович успешно выступил с ребятами на III Национальном чемпионате «Абилимпикс». Наш студент стал национальным чемпионом в компетенции «Сборка-разборка электронной техники»!

 

– Когда адаптация проходит, дальше все идет уже в обычном режиме?

– Разумеется, в обычном. На каж­дом этапе обучения детей с особыми образовательными потребностями есть задачи, проблемы, которые требуют пристального внимания. Обучающиеся с ОВЗ, в том числе глухие и слабослышащие дети, достаточно мотивированы. Они стремятся к новым знаниям, очень старательные. И преподаватели хотят работать с такими ребятами, им самим интересно. Здесь происходит определенный энергетический взаимообмен.
Кстати, в нашем педагогическом коллективе на сегодняшний день 12 человек – педагоги с нарушением слуха. Они участвуют во всех мероприятиях, мастер-классах, ведут активную общественную жизнь.

 

– Какими результатами еще гордится колледж?

– Наши дети являются победителями Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». В декабре команда колледжа в составе 22 человек примет участие в очередном чемпионате.
А совсем недавно в региональном, отборочном, чемпионате в Москве приняли участие шестьдесят три наших обучающихся, из них каждый третий стал победителем!
Если говорить точно, на региональном чемпионате нами было завоевано одиннадцать золотых медалей в таких номинациях, как «фотография», «мультимедийная журналистика», «флористика».

Считаю, что только совместная работа, совместная творческая деятельность всего педагогического коллектива привела нас к таким результатам.

 

– Какие перспективы развития вы наметили для образовательного комплекса?

– Сегодня в Колледже развиваются инновационные направления, появляются новые компетенции, которые включены в Атлас профессий Сколково и скоро будут востребованы в нашем городе.

 

В данный момент мы активно работаем над созданием и развитием компетенции «Сити-фермерство» и компетенции «Агрокибернетика», соответственно, повышаем уровень преподавания предметов и модулей, связанных с этими компетенциями, таких как программирование, биология, цветоводство, флористика.
Уже в декабре на национальном чемпионате «Абилимпикс» команда колледжа представит проект в компетенции «Сити-фермерство», где на презентационной площадке обучающиеся колледжа продемонстрируют свои профессиональные навыки в данной компетенции.

 

В современном динамично меняющемся мире большое значение приобретают профессии, связанные с развитием информационных технологий, которые затрагивают вопросы введения различных инновационных разработок в повседневную жизнь. Это заставляет нас открывать новые программы обучения студентов в среднем профессиональном образовании. Так мы открыли набор на такие специальности, как «Прикладная информатика», «Дизайн».

 

– Это требует определенного взаимодействия с индустриальными партнерами. Как вы выстраиваете сотрудничество?

– У нас есть партнеры, с которыми мы работаем много лет. И такое сотрудничество взаимовыгодно, в том числе в плане разработки новых компетенций WorldSkills, JuniorSkills, «Абилимпикс», что является социально значимым фактором развития профессионального образования обучающихся с инвалидностью.
Наши партнеры с удовольствием берут на работу ребят после окончания нашего колледжа, потому что мы выпускаем их знающими специалистами, которые в течение всего периода обучения проходят практику на предприятиях города.

 

Возьмем, например, профессию «сборщик обуви». Колледж является разработчиком в компетенциях «Обувное дело», «Мастер по ремонту обуви». Ежегодно на обучение по этим специальностям колледж набирает до 30 слушателей, имеющих ментальные нарушения. Данную профессию ребята осваивают в хорошо оборудованных мастерских под руководством квалифицированных мастеров производственного обучения. Это дает им возможность не только получить квалифицированные профессиональные навыки, но и трудоустроится на такие ведущие обувные предприятия, как «Парижская коммуна», «Ralf Ringer», «Ортомода».
Кроме этого, если у нас появляется социальный заказ от предприятия на подготовку специалистов, то, конечно, под этот заказ мы готовы открывать новые для колледжа специальности по подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

 

– Если резюмировать нашу беседу, какова основная задача колледжа? В чем его значимость?

– Целью работы нашего колледжа является организация процесса освоения московскими школьниками, имеющими разные стартовые возможности, профессиональных компетенций через создание условий для их профессионального самоопределения, сознательного выбора будущей профессии. Все это способствует решению проблем трудовой и социальной адаптации обучающихся.

 

И поскольку наш колледж называется «Колледж малого бизнеса», то основная задача – это дать обучающимся, в том числе детям с инвалидностью, навыки, необходимые для предпринимательства, к которым относятся инициативность, самостоятельность, ответственность. Эти навыки универсальные, они необходимы в разных профессиональных сферах и в разных жизненных ситуациях, поэтому пригодятся каждому из наших выпускников.
Мы стараемся сохранить традиции малого бизнеса и внедряем инновации, считая их гарантиями качественной подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.