апк и пищепром

Валентина Сигаева: «Я радуюсь каждому клочку распаханной земли, каждой построенной новой ферме!»

1

 

Одним из ключевых вопросов на прошедшем в Московской области IV Международном агропромышленном молочном форуме явилось обсуждение проблемы качества молочных продуктов на российском рынке.

 

Несмотря на присутствие различных растительных добавок, покупатель часто делает свой выбор в сторону молочного фальсификата, который находится в низком ценовом сегменте. По данным известной ритейловской сети, за год доля таких товаров выросла на 20%, и эта неприглядная статистика имеет тенденцию к увеличению.

 

В чем видится выход из этой сложнейшей и запутанной ситуации? Кто из участников рынка способен оказать решающее влияние на ее решение – государство, производители органической молочной продукции или продовольственный ритейл? Повлияет ли сегодняшняя активная инвестиционная политика государства в области поддержки отечественного агропромышленного комплекса на установление стабильного спроса на органическую молочную продукцию в России?
Одним из тех, кто получил инвестиционную поддержку на развитие своего хозяйства, стала Корпорация «Органик» – известный в регионе производитель органической молочной продукции. С ее генеральным директором Валентиной Афанасьевной Сигаевой мы беседуем о развитии экологического хозяйства и наиболее актуальных проблемах российской молочной отрасли.

 

Государственная поддержка

 

– Валентина Афанасьевна, на IV Международном молочном агропромышленном форуме между ООО «Экологическое хозяйство «Спартак» и Министерством сельского хозяйства Московской области было подписано соглашение о развитии нового проекта с объемом инвестиций 481 миллион рублей. Что он предусматривает?

– Это будет 1 этап строительства (на 600 голов) КРС новой молочно-товарной фермы на 1195 голов крупного рогатого скота в селе Середниково Шатурского района. В ее работе предусмотрена полная механизация, беспривязное содержание коров, что во многом эффективнее наших нынешних технологий работы с животными. Эффективнее и, в конечном итоге, более полезно как для здоровья животных, так и для человека.

 

Проект стал логическим продолжением нашего давнего делового сотрудничества с Правительством Московской области, в рамках которого мы наряду с другими аграриями получаем государственные субсидии на обработку земель и молочное производство. Надеюсь, что наши дальнейшие планы по увеличению поголовья коров и расширению обрабатываемых земель также получат государственную поддержку. Благодаря этому мы сможем приобрести новую дополнительную уборочную сельхозтехнику и оборудование, а также направить эти средства на реализацию нашего нового проекта.

 

– Поскольку мы заговорили о государственной поддержке экологических хозяйств, означает ли это, что конечный потребитель вправе ожидать снижения стоимости натуральной молочной продукции, которая сегодня, как известно, держится в высоком ценовом сегменте? И в продолжение темы: в связи с расширением производства не планируете ли вы наладить экспортные поставки вашей продукции?

– Начну со второй части вашего вопроса. Конечно, мы мечтаем об экспорте. Но это пока только планы. Сейчас же в России наблюдается острая нехватка молока: порядка семи миллионов тонн!

 

2Что же касается снижения стоимости органической продукции, то это вопрос не одного дня, и он касается не только производителей. Мы, со своей стороны, делаем все, чтобы снизить себестоимость. Прежде всего за счет совершенствования технологий. В этом году провели масштабную модернизацию и капитальный ремонт наших объектов. В «Экологическом хозяйстве «Спартак» отремонтировали кровлю, отреставрировали старую молочную ферму, складские помещения, зернохранилище, зерноток, систему навозоудаления, дороги, подъезды, поменяли всю электрику… Кроме того, мы восстановили весовое хозяйство, кормовые цеха, благодаря чему животные сегодня получают корма ровно столько, сколько им необходимо для сбалансированного рациона.
Второй важный момент, и он также работает на снижение себестоимости, – это наше сотрудничество с компаниями — производителями органических добавок. Мы намерены проводить детальный глубокий анализ минерального состава кормов и на основе полученных данных составлять рацион животных: каких именно минералов им не достает для получения более высоких надоев.

 

Но что получается в итоге? Снижается ли цена наших продуктов в торговой сети? Нет. Не стану сейчас называть, в какой именно, но в одной из крупных торговых сетей, куда мы сдаем часть своей продукции, бутылка нашего молока продавалась за 220 рублей! Это при закупочной цене 70 рублей за литр!

 

Курс на органическое

 

– Возвращаясь к началу деятельности Корпорации «Органик»: десять лет назад производство органической продукции казалось весьма рискованным и смелым решением. В середине нулевых отечественные органические продукты практически не продавались в российских магазинах…

– Конечно, это был непростой путь. История развития органических хозяйств того времени в России изобилует многочисленными примерами проб и ошибок. Когда, например, вследствие небольших объемов органической продукции, не позволявших развернуть собственную торговую сеть, производители пытались «добрать» объемы за счет выращивания овощей, гречки. Но в конечном итоге все равно переходили на импорт.

 

Органическая продукция была не нужна, за ней не выстраивалась очередь, поскольку после кризиса люди нуждались в элементарной еде. Сегодня мы снова видим похожую ситуацию: в массовом обращении востребована дешевая искусственная еда. Это очень серьезная проблема государственного масштаба.
Не так давно мы обсуждали этот вопрос за круглым столом в Московской областной Думе. На встрече присутствовали и другие наши коллеги – аграрии. Да, всем очевидно, что натуральное молоко – это недешевый продукт. Он не может стоить дешево, поскольку при жирности от четырех процентов и выше даже без пастеризации себестоимость одного литра составляет 30 – 33 рубля. А, учитывая затраты на упаковку, доставку и т.д., оно ну никак не может стоить 30 рублей!
Растительные добавки стали бичом нашего времени. «Натуральное» сливочное масло по цене 150-200 рублей за килограмм, такая же «натуральная» сметана… Подумайте сами, может ли натуральное масло стоить 150 рублей, если на изготовление одного только килограмма уходит до 20 литров молока…

 

– Ваша корпорация активно развивается, качество продукции растет. Что мешает вам наладить выпуск сыров? И это при наличии собственного молокозавода.

– Да, у нас есть свои производственные мощности, и до 70 процентов молока мы действительно перерабатываем на собственном молокозаводе. Здесь выпускается вся линейка натуральной молочной продукции под марками «Это Лето» и «Фермерский продукт»: кефир, ряженка, сметана, йогурт, творог, творожная масса и сливочное масло. Всего перерабатывается порядка 10 тонн молока в смену.

 

Но производство сыра – это серьезный вопрос, и мы пока не можем ответить на него однозначно. Понимаете, если говорить о серьезном сыроварении (я не имею в виду суррогат, каких сейчас немало), то тогда необходимо говорить о разведении и других видов животных, кроме коров. Например, коз, чье молоко является обязательным компонентом в составе итальянских, французских или швейцарских сыров. Или овец.
Настоящему сыроварному делу нужно долго и упорно обучаться. Я знаю ребят, которые в Рузском районе планируют заняться выпуском элитных сортов сыра. Так вот, прежде чем приступить к своему проекту, они 15 лет обучались в Италии. Поэтому, как бы это ни было досадно осознавать, мы пока не созрели до серьезного сыроварения. А работать по-другому мы не умеем.

 

ООО «Корпорация «Органик» основана в 2006 году. В нее входят два животноводческих хозяйства: ООО «Экологическое хозяйство «Спартак» и ООО «Лидино», которые ведут свою деятельность в экологически чистых Шатурском и Рузском районах Московской области.
Общее поголовье крупного рогатого скота в обоих хозяйствах составляет две тысячи голов черно-пестрой породы, в том числе дойных: 550 – в «Лидино», 450 – в «Спартаке».

 

Основная миссия Корпорации «Органик» – производство органических молочных продуктов высокого качества. В «Экологическом хозяйстве «Спартак» действует свой молочный завод, где выпускается вся молочная линейка, кроме сыров: натуральные кефир, ряженка, сметана, йогурт, творог, творожная масса и сливочное масло.

 

В Корпорации действует полный запрет на применение химических добавок на протяжении всего технологического процесса. Продукция, выпускаемая под торговыми марками «Это Лето» и «Фермерский продукт», не содержит в себе никаких консервантов, красителей, стабилизаторов и изготавливается по традиционным старинным технологиям. Ее высочайшее качество отмечено золотой медалью выставки агропроизводителей «Золотая осень».

 

Сегодня натуральные молочные продукты торговых марок «Это Лето» и «Фермерский продукт» можно купить в основном в крупных торговых сетях: «Ашан», «АТАК», «Азбука вкуса» и «Перекресток». Кроме того, Корпорация активно развивает собственную торговую сеть в Москве и Московской области.

 

Профессиональные кадры

 

– Вы только что упомянули воп­рос высокопрофессиональных кадров. Насколько он актуален для вашей Корпорации?

– Ох! Это очень болезненная тема. Особенно сейчас, в преддверии реализации нового проекта. Конечно, 20-25 человек, которые будут работать на этой ферме, – это небольшая цифра. Но даже от такого количества людей потребуются знания, опыт и высочайшая ответственность.

Сегодня мы активно встречаемся с выпускниками ведущих сельскохозяйственных вузов нашей страны – Тимирязевской академии, Костромской государственной сельскохозяйственной академии и др. Но результат этих встреч, к сожалению, меня совсем не радует. Особенно на фоне наших голландских и германских коллег по АПК: когда видишь, какого уровня у них работают специалисты, какая там производительность труда, то с болью осознаешь всю беспомощность нашего профессионального образования. У выпускников нет практического опыта, они просто не смогут работать в условиях, где все механизмы должны круглосуточно работать в бесперебойном режиме.

 

Не так давно мы пригласили из Омска нового главного инженера с опытом работы в сельском хозяйстве, а также агронома, молодого специалиста. В поисках опытных профессиональных кадров обращаем свои взоры в сторону Беларуси. Хотим пригласить на работу наших бывших соотечественников, каких в Беларуси проживает немало.

 

Со своей стороны, стараемся делать все возможное для своих специалистов, чтобы по приезду на новое место они ни в чем не нуждались.
Отремонтировали общежитие, жилье, купили еще несколько квартир. Что касается рабочих условий, то и здесь мы позаботились о том, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Все наши фермы благоустроены, здесь есть душевые, места для отдыха и приема пищи.
В прошлом году, получив по итогам работы в нашем хозяйстве «Спартак» прибыль, мы мотивировали персонал премией. Это одно из условий договоренности с учредителями: часть прибыли в обязательном порядке направляется на мотивацию персонала.

Пока, к сожалению, у нас нет собственных столовых (они действуют только на период летних работ). Но большой социальный проект в тех прекрасных селах, где мы живем и работаем – это наша большая мечта!

 

Вместо послесловия

 

– Валентина Афанасьевна, в завершение беседы: каким вы видите обозримое будущее Корпорации?

– Несмотря на сегодняшнюю непростую политическую и экономическую ситуацию в мире и в России, я верю в будущее отечественных аграриев! Я верю в то, что государство и впредь будет поддерживать нас, производителей органической сельскохозяйственной и молочной продукции, и тем самым заботиться о здоровье нации! Знаете, когда я еду на машине и вижу, как некогда заброшенные участки земли распахиваются, я радуюсь! Я радуюсь каждому клочку распаханной земли, каждой новой построенной ферме! Особенно когда бываю на Брянщине, на своей исторической родине, и вижу десятки современных прекрасных ферм, засеянные поля, я понимаю, что труд наших дедов, наш труд не был напрасным. Нам есть что передать нашим потомкам!