образование

Анатолий Гин: «Великими людьми становятся те, кто начал получать удовольствие от познания»

1

 

Современный мир меняется с такой скоростью, что успеть меняться вместе с ним иногда кажется непосильной задачей. Ведь жизнь богата на неожиданные проявления, и нужно быть готовым «включить мозг» по совершенно разным поводам. Необходима креативность во всем, тем более в том, что касается вопросов образования и воспитания современных детей.
Как научить себя и ребенка получать удовольствие от познания и понять, что нерешаемых задач нет, и даже «трудные» дети зачастую получаются именно как результат плохо решенных воспитательных задач, рассказал основатель международной Лаборатории «Образование для Новой Эры», генеральный директор Автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи», вице-президент Международной Ассоциации ТРИЗ по вопросам образования Анатолий Александрович Гин.

 

– ТРИЗ – что это, тренд современности или методика будущего? Насколько ТРИЗ можно использовать в нашей жизни?

– Для начала необходимо выделить классическую ТРИЗ. ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач была разработана для решения нестандартных инженерных (технических) задач. В этом плане она абсолютно практична. Многие компании, которые входят в список Forbes как «500 самых известных компаний мира», пользовались услугами профессионалов по ТРИЗ для решения каких-либо задач. Например, Большая детройтская тройка: Ford, General Motors и Сhrysler. А для General Electric тризовцы разработали специальные учебники на основе их кейсов и обучили около 3000 сотрудников этого гиганта бизнеса.

 

ТРИЗ практична, но в то же время имеет один недостаток. Для того чтобы стать серьезным профессионалом в ТРИЗ, надо долго учиться. В качестве образа для понимания: сравните копание лопатой и экскаватором. Копать экскаватором – это гораздо круче, чем копать лопатой. Но научить работать на экскаваторе гораздо сложнее, чем орудовать лопатой. И такое долгое и трудоемкое обучение – серьезное препятствие для широкого распространения ТРИЗ. Поэтому сейчас стоит вопрос по разработке технологии оптимального обучения.

 

– А можно ли еще ТРИЗ рассматривать и использовать как способ мышления для решения широкого круга задач, не только инженерно-технических?

– Особенность профессионала в ТРИЗ в том, что он умеет видеть задачи там, где большинство людей видят просто события, явления, факты.И умеет формулировать их в виде противоречий, владеет приемами разрешения противоречий. И самое главное: этому можно учить! Мы ставили когда-то свои первые опыты по обучению детей чувствовать противоречия с шести лет. А там, где противоречие, там «острая задача». Мы стараемся найти с детьми не одно «правильное» решение, а множество разных идей. Результаты показали, что это работает.

 

2Приведу один пример. Неделю назад я был на крупной конференции, которую устраивал проект «Назарбаев Интеллектуальные школы». Сижу я, пью кофе, ко мне подходит незнакомая женщина и говорит: «Анатолий Александрович, можно я с Вами поговорю?». Я говорю: «Конечно!» И она рассказала мне свою личную историю. У нее родился ребенок с тяжелым поражением мозга, и его не взяли в школу. Но ей очень хотелось, чтобы его судьба сложилась нормально. Она изучала разную литературу, статьи в Интернете, искала все возможные решения. И нашла наши методики, начала рассуждать со своим ребенком, решать творческие задачи. Сейчас ребенку девять лет. Он нормально беседует, его сложно учить, но можно. В целом он нормальный человек, который также общается, как и его сверстники. И дальше она произнесла фразу, которая меня растрогала. Она сказала: «Анатолий Александрович, если Вы устанете, захотите бросить то, чем занимаетесь, вспомните, что есть такие дети. А я хочу взять еще группу из двух-трех таких детей и заниматься с ними, чтобы они не потерялись». Хочу отметить, что до того, как мы начинали разрабатывать свой метод, мы считали, что он будет направлен на интеллектуальную элиту – я это позиционировал именно так. Совсем не для «трудных» детей.
Почему я так думал? Я работал с детьми, одаренными в области физики, и постоянно вставал вопрос: чему же их учить? Ведь одаренные дети школьную программу знают на «отлично», учить их вузовской программе – им в дальнейшем будет неинтересно. Я мучился этим вопросом, пока не обнаружил, что существует ТРИЗ. Я понял, что это как раз то, что нужно. Методологическая база для новой педагогики, для обучения думать, а не просто запоминать факты и готовые инструкции.
Стандартная система образования совершенно не адекватна природе человеческого мозга. Куча одинаковых упражнений иссушает его. Грубо говоря, ребенка готовят к однотипным операциям на фабрике. Это было целесообразно, когда эта система формировалась – в начале индустриальной эпохи.

 

Но сейчас мир изменился, и наша задача подготовить таких людей, которые будут уметь комплексно смотреть на вещи, будут глубоко понимать нестандартные ситуации и сложные системы. Именно над реализацией этих планов мы и бьемся.

 

– Как получается, что ТРИЗ формирует правильное мышление? Есть какая-то научная составляющая?

– Я бы сказал, мышление решателя. Человек видит жизнь вокруг себя не просто как череду событий, а как задачи, которые постоянно возникают вокруг него. И у него мышление настроено на их решение. И ТРИЗ дает инструменты для этого. Советский ученый Генрих Альтшуллер – основоположник ТРИЗ – и сам говорил о том, что со временем теория должна вырасти до того, чтобы стать некой системой мышления, которую будут изучать в школе. Вот над этим мы, его ученики, и работаем.

 

– Я знаю, что вы любите физику. А гуманитарии, насколько им легко адаптироваться в сфере ТРИЗ?

3– Разделение людей на гуманитариев и технарей – оно искусственное. Кто такой гуманитарий? Это тот, кто в свое время не вкусил удовольствия от получения знаний по физике. А еще страшнее, что человеку внушили, пусть даже нечаянно, что он не способен это понять. Но это все неправда. Кстати, я уверен, что развивать мозги можно на любом предмете. И история, литература подходят для этого точно так же, как и физика.

 

Нужна мощная мотивация – в этом главный секрет. Знаете, какова главная задача педагогики по Анатолию Гину? Так вот, главная задача, цель педагогики такова: создать ситуацию, при которой ребенок будет получать удовольствие от познания и самореализовываться за счет этого!
Если это случится, то ребенок сам возьмет все, что нужно для его развития. Это подтверждается сотнями биографий творческих людей высокого уровня, которые были изучены ТРИЗ-педагогическим сообществом.

 

– Есть ли у вас ощущение, что многие люди запутались, куда двигаться дальше в плане самоопределения? C чем это может быть связано?

– Это связано с эволюцией нашего общества. Ведь Советский Союз был очень патерналистским обществом. Грубо говоря, государство было отцом и матерью в одном лице, и карьера каждого была понятна. Ты должен отучиться, а затем сорок лет стоять за одним станком, и если ты будешь хорошо работать, то тебе дадут орден. А на пенсии ты будешь с удочкой сидеть у реки. Все было совершенно понятно. А современное поколение попало в жизнь, где нужно самому за себя отвечать, где тебя могут обмануть, и некому будет пожаловаться. Но люди в этом не виноваты. Когда они росли, их этому не обучали, мир был проще. И сейчас они пытаются воспитывать детей так же, как их воспитывали родители, но мир уже изменился. Из-за этого возникают конфликты поколений. А конфликт – это тоже задача, которую можно решать. Я часто читаю лекции родителям. Сколько же там трагедий, когда дети становятся подростками. Родители жалуются, что был нормальный ребенок, с наступлением подросткового возраста его как подменили. Я в таких случаях думаю: если вашему ребенку 14-15 лет, а для него авторитетом являетесь не вы, а случайный пацан с улицы, то чем вы занимались эти 15 лет?

 

Это как раз касается родителей, которые живут в очень простом мире: накормил, помыл, проконтролировал дневник – и все хорошо. Это большая беда.
Цель современного образования – научить понимать сложные ситуации и решать нестандартные задачи (потому что стандартные задачи будут решать машины). И при этом не бояться сложных нестандартных задач. Как говорил Энгельс: «Для человека, который не боится бури, вид ее прекрасен».

 

– Расскажите о вашей личной философии: для чего это все, зачем это вам?

– На мое становление очень сильно повлиял студенческий кружок, который состоял из самых продвинутых ребят физфака: все студенты с дневного отделения, а я был единственный вечерник. И мы обсуждали самые разные проблемы: начиная от квантовой механики до устройства общества. Это меня сильно растило. У меня не было в том возрасте учителя-гуру. А было это общение в нашем кругу. Я хорошо помню слова одного из моих друзей, Рафаила Хамитова: «Раз уж нам посчастливилось родиться на этой Земле, то как-то обидно прожить эту жизнь лишь бы как, хочется прожить осмысленную жизнь. Я хочу понимать в последние минуты жизни, что я вложил в человеческую цивилизацию что-то свое, полезное». Позже Рафаил трагически погиб, а его слова запали мне в душу, стали моей личной философией.

 

– Вы употребили термин «ТРИЗ-педагогика». Каким образом педагог, который решил обучаться ТРИЗ, сможет передать это ученикам?

– Мы потратили более четверти века для того, чтобы адаптировать эту методику для людей разного возраста. И учим именно способу мышления. В этом году начали апробацию учебного курса для школьников-подростков «Учись мыслить смело»! В нашей системе обучения, в отличие от традиционной, учителю не стыдно чего-то не знать или ошибиться. Ведь мы занимаемся творчеством, решением нестандартных задач. Это только в традиционных школьных учебниках великие ученые «выдают на-гора» сплошные «истины». На самом деле и у них было огромное количество ошибок, неправильных гипотез. Это нормально и естественно в реальном познании, творчестве.Ошибки учат не хуже, чем «истины».

 

– Исходя из нашего разговора, в чем же ваша личная миссия?

– Можно сформулировать так: изменение содержания образования. Над этим и работаем. Есть уже целая команда людей, которая над этим работает.

 

– Какой вопрос вы бы задали самому себе?

– Успею ли я до 100 своих лет увидеть внедренные результаты нашего труда?