культура

Коучинг не лезет в душу. Он ищет решения.

1

 

«И жили они долго и счастливо» – этой фразой заканчивается практически любая русская народная сказка. Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы жить счастливой и благополучной жизнью: достигать своих целей – как личных, так и профессиональных, осуществлять свои желания, найти призвание. Сегодня модно проходить тренинги и, как говорится, «прокачивать» мозги. И о коучинге слышал практически каждый взрослый человек.  «Технология создания счастья», как многие его называют, помогает раскрыть человеческий потенциал посредством развития осознанности. Она содержит пять основных правил, применимых не только при работе с клиентами коучинга, но и в обычной жизни. Следуя этим правилам, каждый может достичь гармонии как внутри себя, так и в отношениях с окружающими.

 

«Первые ласточки»

Первые коучи в России появились около 20 лет назад, тогда как в США коуч-сессии проводились еще в 1960-х годах. Поэтому даже слабое упоминание принципов коучинга – уже прогресс для российского рынка. Поток коуч-программ в нашу страну начался в 1998 году. В основном привозили западные технологии и приезжали зарубежные коучи – например, Мэрилин Аткинсон, основатель Эриксоновского университета (в России и СНГ это крупнейшая обучающая организация). Тогда переводчики отказывались использовать слово «коучинг» – говорили, что такого нет.

 

Позже стали появляться отечественные программы, и коучинг не только укрепил свои позиции, но и стал развиваться успешными темпами. Динамика спроса растет, и параллельно с ней – потребность в профессионалах данной области. В ряде крупнейших вузов России открылись программы подготовки коучей, в том числе в МГУ, Высшей школе экономики, РАНХиГС, РУДН и других.

 

«На мой взгляд, будущее коучинга самое оптимистичное, – рассказывает мастер-тренер по коучингу (ICI), научный сотрудник лаборатории коучинга Московского института психоанализа, клинический психолог Артем Шарафутдинов. – Коучинг сегодня – один из самых динамично развивающихся подходов в бизнесе. Во многих компаниях появились вакансии коучей. Так, например, в Сбербанке проводится эксперимент, в котором часть филиалов перестроена под систему управления в стиле коучинга, где во главе отделения стоит коуч, а не стандартный руководитель».

 

Сегодня в России около 3000 сертифицированных коучей. И как предсказывает российское отделение Международной федерации коучинга ICF Russia Chapter (эта самая большая организация, которая включает в себя 24 000 коучей из 117 стран мира, ред.), через пять лет их будет нужно уже до 50 000.

 

Кризис доверия

Стоит вспомнить, как когда-то развивался рынок психотерапевтов и психологов: если сегодня найти серьезного профессионала нетрудно, то лет десять назад под видом аналитиков выступали все, кому не лень: любители эзотерики или завсегдатаи психологических курсов. То же примерно происходит и с коучингом. На самом деле даже специалистам сложно определиться, что такое коучинг и как он должен работать. Некоторые практикующие коучи считают, что их работа – тип психологического консультирования. Другие относят его к методам консалтинга и тренинга. Третьи называют себя философами.

 

2Как отмечает Артем Шарафутдинов, «есть ряд проблем в развитии коучинга в России на данном этапе. Первая проблема состоит в том, что коучингом называют всевозможные курсы по продажам, программы развития предпринимательства, личного роста, различные духовные практики, которые, конечно же, не имеют отношения к коучингу. Вторая – в том, что многие люди, позиционирующие себя коучами, не имеют должной психологической подготовки. Незнание основ психологии и физиологии человека снижает качество работы таких горе-коучей и создает негативную репутацию профессии».

 

Понятно, что, как любой быстроразвивающийся рынок, рынок коучинга в России переживает кризис доверия, которое необходимо заработать за определенный период времени. Но положительный мировой опыт показывает, что с помощью метода коучинга можно добиться грандиозных результатов как личных, так и в рамках компании. Например, из 500 самых успешных компаний во всем мире более 90% используют коучинг в своей работе как эффективный инструмент управления.

 

Организации активно используют внутренних коучей для развития и поддержки коучинговой культуры управления. Для руководителей высшего звена сейчас так же активно применяется коучинг для развития лидерства. Такой метод более эффективен по отношению к другим программам (как МBА, например) за счет индивидуального подхода, фокуса на приоритетах организации.

 

Коуч не лезет в душу

Что касается личного коуча, то в этом случае человек приходит по собственной инициативе со своим запросом. Клиент обращается к нему с наболевшим – это может быть конкретная проблема или абстрактное желание что-нибудь изменить. Коуч не дает прямых указаний. Скорее, он вместе с клиентом пытается найти путь к цели, задавая вопросы и помогая найти на них ответы. Главное, что пытается донести до нас метод – это то, что у каждого человека уже есть все необходимые ресурсы для достижения желаемых результатов, будь то поиск партнера, смена работы или создание бизнеса. А коуч выступает в роли вашего второго «Я», которое не боится задавать вопросы, пытается найти корень проблемы и пути решения вместе с самим человеком.

 

«Все чаще в решении семейных проблем, вопросов личной эффективности люди запрашивают коуч-сессии. Это обусловлено тем, что метод коучинга максимально ориентирован на будущее, на раскрытие потенциала отдельного человека, команды или компании, – добавляет Шарафутдинов. – Коуч не лезет в душу, а ищет решение вместе с человеком, поддерживает его в проявлении способностей, мотивации и креативности».

 

Коучинг в цифрах

Оборот мирового рынка коучинга превышает $2,4 млрд. Половина – бизнес-коучинг, остальное уходит к женским коучам, коучам по здоровому образу жизни и другим. Это важная часть десятимиллиардного рынка продуктов и сервисов для саморазвития. Рынок коучинга №1 – Америка. Его оборот близок к $1 млрд. В среднем коуч там зарабатывает около $60 000 в год. Восточноевропейский рынок коучинга оценивается ICF в $70 млн, азиатский – в $113 млн. Выходит, что российская индустрия коучинга, которую пока отдельно никто не оценивает, вряд ли выручает больше $100 млн в год.

 

Сегодня активно обсуждается закон о психологической помощи, который призван навести порядок в мире психологических услуг и коучинга. Кроме того, планируется принятие профессионального стандарта по коучингу. Реализация этих мер сможет положительно сказаться на всем рынке коучинга в России и позволит профессионалам предлагать качественные услуги.